Меню

Воздушных линий электропередачи напряжением 110 750 кв

Общие требования. Общие технические требования к воздушным линиям электропередачи 110-750 кВ нового поколения

Общие технические требования к воздушным линиям электропередачи 110-750 кВ нового поколения

Область применения

Общие технические требования распространяются на воздушные линии электропередачи (ВЛ) напряжением 110-750 кВ ОАО «ФСК ЕЭС» и должны учитываться другими собственниками объектов ЕНЭС.

Настоящий документ действует:

* при проектировании, строительстве вновь сооружаемых ВЛ;

* при комплексной реконструкции и техническом перевооружении
действующих ВЛ.

Общие технические требования должны использоваться при проектировании до утверждения Норм технологического проектирования воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше.

Отличительные признаки ВЛ нового поколения

* более высокая надежность и экономичность в эксплуатации;

* применение конструкций, элементов и оборудования, обеспечивающих минимальные затраты на ремонтно-эксплуатационное обслуживание в течение всего срока службы;

* использование передовых безопасных методов строительства и эксплуатации;

* комплексные системы мониторинга и контроля состояния линий, основных конструкций и оборудования;

* эффективные системы защиты ВЛ от гололедно-ветровых воздействий и грозовых перенапряжений, защиты проводов и тросов от вибрации и пляски;

* повышенная защищенность от воздействия таких внешних факторов, как приближение к проводам деревьев, высоко габаритного транспорта на пересечениях с дорогами и судоходными водоемами, сельскохозяйственных машин на полях, низовые пожары и палы на трассе, вандализм и терроризм;

Общие требования

Воздушные линии нового поколения должны обеспечивать:

* высокую ремонтопригодность и минимальные затраты при восстановлении после сверх расчетных воздействий климатических факторов и пожаров;

* соответствие российским нормам, современным экологическим требованиям, рекомендациям СИГРЭ и МЭК в области электрических и магнитных полей, радиопомех и акустических шумов;

* соответствие надежности энергоснабжения требованиям ПУЭ и уровню ответственности линии;

* максимальную технически и экономически обоснованную пропускную способность;

* совершенствование форм и методов организации эксплуатации с использованием современных средств диагностики и
прогнозирования сроков службы ВЛ;

* высокий уровень информационных технологий;

* совершенствование технологии и качества строительных и
монтажных работ;

* экономически обоснованные потери энергии;

* экономное использование земли;

* низкие эксплуатационные расходы;

* применение передовых методов эксплуатации и безопасных условий труда, в том числе выполнение работ под напряжением, современных и надежных механизмов, средств малой механизации, приспособлений и инструмента;

На воздушных линиях электропередачи должны применяться новая техника и технологии, строительные конструкции, оборудование (многогранные опоры, опоры из гнутого профиля, компактные опоры, передовые технологии монтажа и ремонта, средства механизации, приспособления и др.).

К опорам ВЛ в технически и экономически обоснованных случаях могут подвешиваться неметаллические оптические кабели связи.

Подвесные ОПН для повышения грозоупорности ВЛ могут быть использованы как дополнение к тросовой защите, так и вместо грозозащитных тросов на бестросовых участках ВЛ.

При проектировании В Л должны быть обеспечены:

* сооружение ВЛ по индивидуальным проектам;

• выбор конструкций, элементов и узлов на основе технико-экономического сравнения вариантов;

* применение конструкций типовой унификации.

Требования к элементам воздушных линий

Требования к опорам

* Высота опор должна обеспечивать соблюдение экологических требований вблизи ВЛ, защиту проводов ВЛ от воздействий транспорта на дорогах, сельскохозяйственных машин на полях и, при экономической целесообразности, максимальное сокращение ширины просеки в лесных массивах.

* Конструкции многоцепных опор должны обеспечивать подвеску до двух цепей ВЛ напряжением 330,500 кВ и до четырех цепей ВЛ напряжением до 220 кВ.

* Типовые опоры, а также опоры оптимальных геометрических размеров, разрабатываемых для конкретных участков ВЛ, должны быть экономически обоснованы для конкретных условий прохождения трассы.

* Для изготовления опор должны применяться марки сталей повышенной прочности и коррозионной стойкости.

* Анкерно-угловые опоры должны быть жёсткой конструкции. В ненаселенной и труднодоступной местности в экономически обоснованных случаях допускается применение анкерно-угловых опор с оттяжками.

* Промежуточные и анкерно-угловые опоры могут быть изготовлены на основе стальных стоек из замкнутого профиля.

* Анкерно-угловые транспозиционные опоры должны занимать минимальную площадь земли.

* Все металлические опоры должны быть оборудованы средствами, предотвращающими их несанкционированную разборку и повреждение, а также демонтаж оборудования и проводов.

* Применять в качестве антикоррозионной защиты металлоконструкций опор горячую оцинковку или системы покрытий с применением цинкнаполненных покрытий («холодное» цинкование) или специальные защитные антикоррозионные покрытия, в том числе полимерные.

* Опоры должны быть снабжены специальными страховочными устройствами, обеспечивающими безопасный подъём и перемещение эксплуатационного персонала по стойкам, траверсам и тросостойкам.

* Опоры должны удовлетворять требованиям удобства обслуживания и ремонтнопригодности.

* На опорах и их элементах должна быть предусмотрена возможность крепления специальных устройств и приспособлений для выполнения ремонтно-эксплуатационных работ.

* Конструкции опор должны обеспечивать возможность производства технического обслуживания и ремонта на ВЛ под напряжением.

* Опоры должны быть максимально технологичны при установке и монтаже проводов и тросов, детали опор доступны к перевозке грузовым транспортом, не требующим, как правило, специального разрешения при передвижении по дорогам.

Требования к фундаментам

* Конструкции фундаментов опор должны обеспечивать необходимую прочность и устойчивость опор ВЛ во всех случаях на весь срок эксплуатации.

* Фундаменты должны проектироваться на основании инженерно- геологических и инженерно-гидрологических изысканий.

* Фундаменты, как правило, должны быть сборными железобетонными (грибовидные подножники, свайные фундаменты из железобетонных свай с металлическими ростверками, малозаглубленные и поверхностные, фундаменты из железобетонных плит и свай и т.д.). Конструкции фундаментов должны обеспечивать, как правило, доступные индустриальные методы производства работ в полевых условиях.

* При невозможности применения сборных фундаментов могут применяться монолитные железобетонные или сборно-монолитные железобетонные фундаменты.

* Конструкции фундаментов в вечномерзлых грунтах должны обеспечивать возможность выполнения работ в условиях вечной
мерзлоты.

* При проектировании фундаментов в пучинистых грунтах должны разрабатываться противопучинные мероприятия или применяться конструкции фундаментов, устойчивые к пучинистым грунтам.

* Марки железобетонных конструкций фундаментов по морозостойкости и водопроницаемости, стойкости в агрессивных средах должны обеспечивать целостность фундаментов без дополнительных защитных покрытий в течение всего срока службы.

* Металлоконструкции фундаментов, находящихся в грунте, должны быть защищены от коррозии современными коррозионностойкими материалами. Подвижные соединения металлических узлов в земле (петлевые соединения) не допускаются.

Требования к проводам и грозозащитным тросам

Провода и грозозащитные тросы на новых и реконструируемых ВЛ должны выбираться и проектироваться в соответствии с действующими ПУЗ.

* иметь низкое активное сопротивление переменному току;

* иметь малые потери при передаче электроэнергии;

* обеспечивать высокую коррозионную стойкость;

* иметь улучшенные аэродинамические характеристики с целью снижения механических нагрузок на опору и увеличения длин пролетов;

* обладать высокой механической прочностью;

* обладать достаточной термической стойкостью;

* иметь высокий порог напряжения начала короны;

* обладать повышенной способностью самодемпфирования;

* обладать сниженной адгезией к снегу и гололеду;

* обладать низким уровнем акустических шумов;

* обладать низким уровнем радио и телевизионных помех.

В качестве проводов на В Л могут применяться:

* сталеалюминиевые провода со стальным сердечником, заполненным смазкой;

* сталеалюминиевые провода с пониженным активным сопротивлением переменному току, в том числе со стальным сердечником из немагнитной нержавеющей стали;

* провода со стальными проволоками, плакированными алюминием;

* высокотемпературные сталеалюминиевые провода (алюминиевый термообработанный сплав);

* провода с применением проводящих повивов из высокопрочных алюминиевых сплавов, уплотненной скрутки и других современных конструкций.

Грозозащитные тросы должны:

* иметь низкое активное сопротивление переменному току;

* обеспечивать высокую коррозионную стойкость;

* иметь улучшенные аэродинамические характеристики с целью снижения механических нагрузок на опору и увеличения длин пролетов;

* обладать высокой механической прочностью;

* обладать высокой стойкостью к молниевым разрядам;

Читайте также:  Пересечение кабелей разных напряжений

* обладать возможностью организации волоконно-оптических каналов связи.

В качестве грозозащитного троса может применяться:

* стальной канат из оцинкованных проволок с заполнением смазкой межпроволочного пространства;

* сталеалюминиевый провод с повышенным сечением стального сердечника с заполнением сердечника смазкой;

* грозозащитные тросы со встроенными волоконно-оптическими кабелями для организации по ним современных каналов связи;

* грозозащитный трос с нержавеющими стальными проволоками в
наружном слое;

* грозозащитный трос с проволоками из нержавеющей азотосодержащей стали;

* грозозащитный трос из стальных проволок, плакированных алюминием.

Требования к оттяжкам

В качестве оттяжек опор следует применять:

* стальные канаты из оцинкованных проволок обычной и высокой прочности со смазкой.

Требования к изоляторам

Изоляторы на ВЛ во всех случаях должны выбираться по действующим нормам ПУЭ, ГОСТ Р, отраслевым техническим требованиям с учетом местных условий, в том числе карт степени загрязнения изоляции.

Изоляторы ВЛ должны обладать:

* высокой механической прочностью;

* высокой надежностью в эксплуатации, низким уровнем отбраковки;

* высокой электрической прочностью в условиях загрязнения и увлажнения;

* высоким уровнем начала электрических разрядов;

* низким уровнем радиопомех;

* низким уровнем акустических шумов;

* малой массой и удобством транспортирования и эксплуатации;

При выборе типов изоляторов следует отдавать предпочтение изоляторам, не требующим специального инструментального контроля технического состояния в течение всего срока эксплуатации.

На ВЛ следует применять:

* стеклянные тарельчатые изоляторы с уровнем отбраковки не хуже 10 4 ;

* фарфоровые тарельчатые передовых зарубежных фирм с уровнем отбраковки не хуже 10 -5 ;

* стеклянные изоляторы со сниженным уровнем радиопомех с уплотнениями из кремнийорганической резины;

* длинностержневые полимерные изоляторы нового поколения отечественного и импортного производства, с уровнем отбраковки не хуже 10 -6 ;

* длинностержневые фарфоровые изоляторы передовых зарубежных фирм с уровнем отбраковки не хуже 10-6 .

В районах, где наблюдаются частые повреждения изоляторов ВЛ от вандализма, следует отдавать предпочтение применению антивандальных конструкций изоляторов (полимерных, фарфоровых длинностержневых).

Требования к линейном арматуре,

Линейная арматура должна:

* обладать высокой механической прочностью и надежностью;

* обладать повышенной износостойкостью;

* иметь стандартные размеры сопряжений, обеспечивающих универсальность применения в гирляндах изоляторов и взаимозаменяемость;

* обладать малой массой;

* обладать высокой коррозионной стойкостью;

* обладать удобством монтажа;

* не требовать специального обслуживания и контроля в период всего срока эксплуатации ВЛ.

Арматура, монтируемая на проводах, должна иметь минимальные потери на перемагничивание и вихревые токи.

Узлы крепления гирлянд изоляторов к опорам должны обеспечивать их надежность и долговечность в течение всего срока эксплуатации В Л.

Защитная арматура должна обеспечивать выравнивание распределения напряжения по гирляндам изоляторов, обладать высоким уровнем начала короны, устойчивостью к деформациям в эксплуатации, удобством монтажа.

На ВЛ рекомендуется применять:

* эффективные внутрифазовые распорки-демпферы с резинометаллическими шарнирами на ВЛ с расщепленными проводами фаз.

* междуфазовые изолирующие распорки для предотвращения междуфазовых перекрытий, схлестывания проводов при интенсивной пляске и при несинхронных качаниях проводов.

* расстраивающие маятники для ограничения колебаний проводов
при пляске на ВЛ в районах с частой пляской проводов;

* грузы-ограничители закручивания проводов и снегоотталкивающие кольца для защиты проводов от налипания мокрого снега;

* многорезонансные гасители вибрации для эффективного ограничения вибрации фазных проводов и грозозащитных тросов;

* для ВЛ напряжением 330 кВ и выше для выравнивания электрических полей и защиты от короны следует применять жесткие защитные экраны из алюминиевых труб тороидальной формы;

* для стальных проводов и грозозащитных тросов в качестве натяжных зажимов и зажимов для их соединения следует применять прессуемые зажимы;

* для крепления грозозащитных тросов со встроенным волоконно-оптическим кабелем и диэлектрических волоконно-оптических кабелей на ВЛ должна использоваться линейная арматура, рекомендованная производителем кабеля.

Эксплуатация ВЛ

При организации технического обслуживания и ремонта воздушных линий электропередачи службы эксплуатации сетевых предприятий должны руководствоваться «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», М., СПО ОРГРЭС, 2003 и «Типовой инструкцией по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 кВ» РД 34.20.504-94, СПО ОРГРЭС, 1996 г.

При использовании на ВЛ особых конструктивных решений, требуется разработка и проведение специальных мероприятий по обслуживанию и ремонту ВЛ,

Планирование ремонтов и технического обслуживания рекомендуется осуществлять с учетом оценки фактического технического состояния ВЛ.

При проектировании, строительстве и эксплуатации воздушных линий электропередачи следует руководствоваться национальными стандартами на изоляторы, провода и линейную арматуру, нормативными документами согласно приказу РАО «ЕЭС России» № 422 от 14.08.2003 «О пересмотре нормативно-технических документов и порядке их действия в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», в том числе новыми главами ПУЭ 7-го издания, «Рекомендациями по технологическому проектированию воздушных линий электропередачи напряжением 35 кВ и выше», утвержденными приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. №284. Издательство НЦ «ЭНАС», Москва, 2004 г., «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», М., СПС) ОРГРЭС, 2003, и другими действующими на настоящий момент НТД, СНиП и Санитарными нормами, а также новыми нормативно-техническими документами по мере их утверждения.

Источник

ЛЭП – это проводная или кабельная линия передачи электроэнергии

ЛЭП

Провода и кабели

Как можно обозначит значение линий электропередач? Есть ли точное определение проводам, по которым передается электроэнергия? В межотраслевых правилах технической эксплуатации электроустановок потребителей есть точное определение. Итак, ЛЭП – это, во-первых, электрическая линия. Во-вторых, это участки проводов, которые выходят за пределы подстанций и электрических станций. В-третьих, основное назначение линий электропередач – это передача электрического тока на расстоянии.

Железные опоры ЛЭП

Железные опоры ЛЭП

Классификация

По тем же правилам МПТЭЭП производится разделение ЛЭП на воздушные и кабельные. Но необходимо отметить, что по линиям электропередач производится также передача высокочастотных сигналов, которые используются для передачи телеметрических данных, для диспетчерского управления различными отраслями, для сигналов противоаварийной автоматики и релейной защиты. Как утверждает статистика, 60000 высокочастотных каналов сегодня проходят по линиям электропередач. Скажем прямо, показатель значительный.

Воздушные ЛЭП

Воздушные линии электропередач, их обычно обозначают буквами «ВЛ» – это устройства, которые располагаются на открытом воздухе. То есть, сами провода прокладываются по воздуху и закрепляются на специальной арматуре (кронштейны, изоляторы). При этом их установка может проводиться и по столбам, и по мостам, и по путепроводам. Не обязательно считать «ВЛ» те линии, которые проложены только по высоковольтным столбам.

Классификация

Что входит в состав воздушных линий электропередач:

  • Основное – это провода.
  • Траверсы, с помощью которых создаются условия невозможности соприкосновения проводов с другими элементами опор.
  • Изоляторы.
  • Сами опоры.
  • Контур заземления.
  • Молниеотводчики.
  • Разрядники.

То есть, линия электропередач – это не просто провода и опоры, как видите, это достаточно внушительный список различных элементов, каждый из которых несет свои определенные нагрузки. Сюда же можно добавить оптоволоконные кабели, и вспомогательное к ним оборудование. Конечно, если по опорам ЛЭП проводятся высокочастотные каналы связи.

Строительство ЛЭП, а также ее проектирование, плюс конструктивные особенности опор определяются правилами устройства электроустановок, то есть ПУЭ, а также различными строительными правилами и нормами, то есть СНиП. Вообще, строительство линий электропередач – дело непростое и очень ответственное. Поэтому их возведением занимаются специализированные организации и компании, где в штате есть высококвалифицированные специалисты.

Линии электропередач

Классификация воздушных линий электропередач

Сами воздушные высоковольтные линии электропередач делятся на несколько классов.

  • Переменного,
  • Постоянного.
Читайте также:  Что можно определить измерив задерживающее напряжение

В основе своей воздушные ВЛ служат для передачи переменного тока. Редко можно встретить второй вариант. Обычно он используется для питания сети контактной или связной для обеспечения связью несколько энергосистем, есть и другие виды.

По напряжению воздушные ЛЭП делятся по номиналу этого показателя. Для информации перечислим их:

  • для переменного тока: 0,4; 6; 10; 35; 110; 150; 220; 330; 400; 500; 750; 1150 киловольт (кВ);
  • для постоянного используется всего один вид напряжение – 400 кВ.

При этом линии электропередач напряжением до 1,0 кВ считаются низшего класса, от 1,0 до 35 кВ – среднего, от 110 до 220 кВ – высокого, от 330 до 500 кВ – сверхвысокого, выше 750 кВ ультравысокого. Необходимо отметить, что все эти группы отличаются друг от друга лишь требованиями к расчетным условиям и конструктивным особенностям. Во всем остальном – это обычные высоковольтные линии электропередач.

Линии электро передач поднимаются очень высоко над землей и в качестве изоляционного материала используется воздух.

Линии электро передач поднимаются очень высоко над землей и в качестве изоляционного материала используется воздух.

Напряжение ЛЭП соответствует их назначению.

  • Высоковольтная линия напряжением свыше 500 кВ считаются сверхдальними, они предназначаются для соединения отдельных энергосистем.
  • Высоковольтная линия напряжением 220, 330 кВ считаются магистральными. Их основное назначение – соединить между собой мощные электростанции, отдельные энергосистемы, а также электростанции внутри данных систем.
  • Воздушные ЛЭП напряжением 35-150 кВ устанавливаются между потребителями (большими предприятиями или населенными пунктами) и распределительными пунктами.
  • ВЛ до 20 кВ используются в качестве линий электропередач, которые непосредственно подводят электрический ток к потребителю.

Классификация ЛЭП по нейтрале

  • Трехфазные сети, в которых нейтраль не заземлена. Обычно такая схема используется в сетях напряжением 3-35 кВ, где протекают малые токи.
  • Трехфазные сети, в которых нейтраль заземлена через индуктивность. Это так называемый резонансно-заземленный тип. В таких ВЛ используется напряжение 3-35 кВ, в которых протекают токи большой величины.
  • Трехфазные сети, в которых нейтральная шина полностью заземлена (эффективно-заземленная). Этот режим работы нейтрали используется в ВЛ со средним и сверхвысоким напряжением. Обратите внимание, что в таких сетях необходимо использовать трансформаторы, а не автотрансформаторы, в которых нейтраль заземлена наглухо.
  • И, конечно, сети с глухозаземленной нейтралью. В таком режиме работают ВЛ напряжением ниже 1,0 кВ и выше 220 кВ.

К сожалению, существует и такое разделения линий электропередач, где учитывается эксплуатационное состояние всех элементов ЛЭП. Это ЛЭП в нормальном состоянии, где провода, опоры и другие составляющие находятся в приличном состоянии. В основном упор делается на качество проводов и тросов, они не должны быть оборваны. Аварийное состояние, где качество проводов и тросов оставляет желать лучшего. И монтажное состояние, когда производится ремонт или замена проводов, изоляторов, кронштейнов и других компонентов ЛЭП.

Схема воздушных линий электропередач

Схема воздушных линий электропередач

Элементы воздушной ЛЭП

Между специалистами всегда происходят разговоры, в которых применяются специальные термины, касающиеся линий электропередач. Непосвященному в тонкости сленга понять этот разговор достаточно сложно. Поэтому предлагаем расшифровку этих терминов.

  • Трасса – это ось прокладки ЛЭП, которая проходит по поверхности земли.
  • ПК – пикеты. По сути, это отрезки трассы ЛЭП. Их длина зависит от рельефа местности и от номинального напряжения трассы. Нулевой пикет – это начало трассы.
  • Строительство опоры обозначается центровым знаком. Это центр установки опоры.
  • Пикетаж – по сути, это простая установка пикетов.
  • Пролет – это расстояние между опорами, а точнее, между их центрами.
  • Стрела провеса – это дельта между самой низшей точкой провеса провода и строго натянутой линией между опорами.
  • Габарит провода – это опять-таки расстояние между самой низшей точкой провеса и самой высшей точкой пролегаемых под проводами инженерных сооружений.
  • Петля или шлейф. Это часть провода, которая соединяет на анкерной опоре провода соседних пролетов.

Кабельные ЛЭП

Итак, переходим к рассмотрению такого понятия, как кабельные линии электропередач. Начнем с того, что это не голые провода, которые используются в воздушных линиях электропередач, это закрытые в изоляцию кабели. Обычно кабельные ЛЭП представляют собой несколько линий, установленные рядом друг с другом в параллельном направлении. Длины кабеля для этого бывает недостаточно, поэтому между участками устанавливаются соединительные муфты. Кстати, нередко можно встретить кабельные линии электропередач с маслонаполнением, поэтому такие сети часто укомплектовываются специальной малонаполнительной аппаратурой и системой сигнализации, которая реагирует на давление масла внутри кабеля.

Если говорить о классификации кабельных линий, то они идентичны классификации линий воздушных. Отличительные особенности есть, но их не так много. В основном эти две категории отличаются между собой способом прокладки, а также конструктивными особенностями. К примеру, по типу прокладки кабельные ЛЭП делятся на подземные, подводные и по сооружениям.

Кабельная линия

Кабельная линия

Две первые позиции понятны, а что относится к позиции «по сооружениям»?

  • Кабельные туннели. Это специальные закрытые коридоры, в которых производится прокладка кабеля по установленным опорным конструкциям. В таких туннелях можно свободно ходить, проводя монтаж, ремонт и обслуживание электролинии.
  • Кабельные каналы. Чаще всего они являются заглубленными или частично заглубленными каналами. Их прокладка может производиться в земле, под напольным основанием, под перекрытиями. Это небольшие каналы, в которых ходить невозможно. Чтобы проверить или установить кабель, придется демонтировать перекрытие.
  • Кабельная шахта. Это вертикальный коридор с прямоугольным сечением. Шахта может быть проходной, то есть, с возможностью помещаться в нее человеку, для чего она снабжается лестницей. Или непроходной. В данном случае добраться до кабельной линии можно, только сняв одну из стенок сооружения.
  • Кабельный этаж. Это техническое пространство, обычно высотою 1,8 м, оснащенное снизу и сверху плитами перекрытия.
  • Укладывать кабельные линии электропередач можно и в зазор между плитами перекрытия и полом помещения.
  • Блок для кабеля – это сложное сооружение, состоящее из труб прокладки и нескольких колодцев.
  • Камера – это подземное сооружение, закрытое сверху железобетонной или плитой. В такой камере производится соединение муфтами участков кабельной ЛЭП.
  • Эстакада – это горизонтальное или наклонное сооружение открытого типа. Она может быть надземной или наземной, проходной или непроходной.
  • Галерея – это практически то же самое, что и эстакада, только закрытого типа.

И последняя классификация в кабельных ЛЭП – это тип изоляции. В принципе, основных видов два: твердая изоляция и жидкостная. К первой относятся изоляционные оплетки из полимеров (поливинилхлорид, сшитый полиэтилен, этилен-пропиленовая резина), а также другие виды, к примеру, промасленная бумага, резино-бумажная оплетка. К жидкостным изоляторам относится нефтяное масло. Есть и другие виды изоляции, к примеру, специальными газами или другими видами твердых материалов. Но их используют сегодня очень редко.

Кабельная лэп

Заключение по теме

Разнообразие линий электропередач сводится к классификации двух основных видов: воздушных и кабельных. Оба варианта сегодня используются повсеместно, поэтому не стоит отделять один от другого и давать предпочтение одному перед другим. Конечно, строительство воздушных линий сопряжено с большими капиталовложениями, потому что прокладка трассы – это установка опор в основном металлических, которые имеют достаточно сложную конструкцию. При этом учитывается, какая сеть, под каким напряжением будет прокладываться.

Читайте также:  Светодиодный прожектор его рабочее напряжение

Источник



Как определить напряжение ЛЭП?

Большинство обывателей никогда не задумывается об окружающих их линиях электропередач. Чаще всего такое отношение обуславливается отсутствием практического использования этого знания в быту, однако в некоторых ситуациях такая осведомленность может обезопасить от поражения электрическим током и даже спасти жизнь. Поэтому далее мы рассмотрим, как определить напряжение ЛЭП посредством доступных вам факторов.

Классификация ВЛ

Специалисты в области электротехники прекрасно ориентируются не только в обслуживаемых электроустановках, но и в мерах безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении работ и нахождении в непосредственной близи от трасы ВЛ. Однако если вам чужды понятия электробезопасности в части эксплуатации электроустановок, то все попытки порыбачить под опорами ВЛ или произвести какие-либо погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне могут закончиться плачевно.

Именно для предотвращения поражения электрическим током все ваши действия должны производиться в безопасной зоне. Чтобы определить это пространство или зону ЛЭП, вы должны иметь хотя бы элементарные представления о существующих разновидностях.

Все ЛЭП можно разделить по нескольким категориям в зависимости от величины номинального напряжения:

  • Низковольтные – это ЛЭП, используемые для питания напряжение до 1 кВ, чаще всего на 0,23 и 0,4 кВ;
  • Среднего напряжения – номиналом в 6 и 10 кВ, как правило, применяются в распределительных сетях для питания объектов на расстоянии до 10 км, на 35 кВ для питания поселков, передачи электроэнергии между ними;
  • Высоковольтные – это ЛЭП электрических сетей между городами, подстанциями на 110, 154, 220 кВ;
  • Сверхвысокие – в них напряжение передается на большие расстояния с номиналом 330 и 500 кВ;
  • Ультравысокие – используются для питания от электростанции до распределительных узлов, передают напряжение номиналом в 750 или 1150 кВ.

В целях безопасности для каждого из типа линий предусмотрено расстояние вдоль воздушных ЛЭП, как на постоянной основе, так и при выполнении каких-либо работ. Эти величины регламентированы п.1.3.3 «Правил Охраны Труда При Работе В Электроустановках«, которые приведены в таблице ниже:

Таблица: допустимые расстояния до токоведущих частей, находящихся под напряжением

Таблица допустимые расстояния до токоведущих частей

Виктор Коротун / Заметки Электрика

Соблюдение вышеперечисленных минимальных расстояний обязательно, так как их несоблюдение приведет к пробою воздушного промежутка . Также существует охранная зона высоковольтных ЛЭП, в которой запрещается строительство домов, размещение технических средств и постоянное нахождение человека.

Определение напряжения ЛЭП

Разумеется, что кабельные линии электропередач в большинстве своем скрыты, да и находящиеся на открытом воздухе далеко не всегда можно различить визуально.

А вот воздушные линии можно определить по:

Буквенная маркировка на опоре

  • Типу применяемых в ЛЭП опор;
  • Внешнему виду и числу изоляторов;
  • Проводам;
  • Размеру охранной зоны;
  • Буквенной маркировке на опорах (Т – 35кВ, С – 110кВ, Д – 220кВ).

Буквенная маркировка на опоре

Поэтому далее рассмотрим систему определения величины напряжения ЛЭП по основным визуальным критериям.

По количеству проводов

В зависимости от числа проводов все ЛЭП подразделяются таким образом:

  • На напряжение 0,23 и 0,4кВ число проводов будет составлять 2 и 4 соответственно, в некоторых случаях присутствует еще один провод заземления;
  • Для напряжения ВЛ 6 – 10кВ используются 3 провода;
  • В линиях от 35 до 220кВ один провод для каждой фазы, помимо них могут монтироваться провода грозозащиты. Нередко на опорах ЛЭП устанавливаются сразу две линии то есть 6 проводов.
  • При напряжении 330кВ и выше фаза выполняется не одним, а несколькими проводами, уже применяется расщепление фазных проводов для минимизации потерь.

По внешнему виду опор

Помимо этого, многое можно сказать о напряжении в ЛЭП по виду установленных опор. Как указано в таблице выше, каждый номинал напряжения имеет допустимое минимальное безопасное расстояние. Поэтому, чем он больше, тем выше располагаются провода. Соответственно, габариты и конструкция опоры должна обеспечивать допустимые расстояния в стреле провеса.

Сегодня опоры подразделяются по материалу, из которого они изготовлены:

  • деревянные;
  • металлические;
  • железобетонные.

По конструктивному исполнению встречаются:

  • стойки;
  • мачтовые;
  • портальные.

Внешнему виду и числу изоляторов

Чем выше напряжение в ЛЭП, тем большей электрической прочностью должны обладать изоляторы. Соответственно сопротивление электрическому току повышается за счет увеличения длины пути тока утечки, чем выше напряжение, тем больше сам изолятор, тем больше ребер расположено на рубашке, помимо этого ребра могут усиливаться несколькими кольцами. Еще одним приемом для повышения диэлектрической устойчивости ЛЭП по отношению к опоре является сборка из нескольких последовательно включенных изоляторов – гирлянда ВЛ.

Чем больше гирлянды изоляторов, тем выше разность потенциалов они могут выдержать, однако не стоит путать с параллельно собранными изоляторами, они предназначены для повышения надежности в местах прохода ЛЭП над дорогами, другими линиями, коммуникациями и сооружениями.

Фото примеры внешнего вида

Чтобы сопоставить изложенную выше информацию с ее практической реализацией следует разобрать особенности каждого класса напряжения. Для лучшего понимания, как неискушенному обывателю с первого взгляда определить величину напряжения в ЛЭП, рассмотрим наиболее распространенные примеры.

ВЛ-0.4 кВ

Это линии минимального напряжения, передающие питание к бытовым нагрузкам, опоры выполнены железобетонными или деревянными конструкциями. Изоляторы, как правило, штыревые из фарфора или стекла по одному на каждой консоли, число проводов 2 или 4, размеры охранной зоны составляют 10м.

ВЛ-0,4кВ

ВЛ-0,4кВ

ВЛ-10 кВ

Эти линии не сильно отличаются от низкого напряжения, как правило, имеют 3 провода, также располагаются на железобетонных стойках, значительно реже на деревянных. Охранная зона для ЛЭП 6, 10кВ составляет также 10м, изоляторы немного больше, имеют более ярко выраженную юбку и ребра.

ВЛ-10кВ

ВЛ-10кВ

ВЛ-35 кВ

Линии переменного тока на 35кВ устанавливаются на металлические или железобетонные конструкции, оснащаются крупными изоляторами штыревого или подвесного типа (гирлянда от 3 до 5 штук). Могут иметь разделение на несколько линий – три или шесть проводов на опоре, охранная зона составляет 15м.

ВЛ-35кВ

ВЛ-35кВ

ВЛ-110 кВ

Конструкция опоры для ЛЭП 110кВ идентична предыдущей, но для подвешивания проводов применяется гирлянда из 6 – 9 изоляторов. Охранная зона составляет 20м.

ВЛ-110кВ

ВЛ-110кВ

ВЛ-220 кВ

Для каждой фазы ЛЭП выделяется только один провод, но он значительно толще, чем при напряжении 110кВ, допустимое приближение не менее 25м. В гирлянде чаще всего 10 или 14 изоляторов, но в некоторых ситуациях встречаются конструкции из двух гирлянд по 20 единиц.

ВЛ-220кВ

ВЛ-220кВ

ВЛ-330 кВ

ЛЭП с напряжением 330кВ для передачи допустимой мощности уже используют расщепление, поэтому в каждой фазе присутствует два провода. В гирлянде от 16 до 20 изоляторов, охранная зона составляет 30м.

ВЛ-330кВ

ВЛ-330кВ

ВЛ-500 кВ

Такие ЛЭП сверхвысокого напряжения имеют расщепление на 3 провода для каждой фазы, в гирляндах устанавливается более 20 единиц. Охранная зона также 30м.

ВЛ-500кВ

ВЛ-500кВ

ВЛ-750 кВ

Здесь применяются исключительно металлические опоры, в каждой фазе используется от 4 до 5 расщепленных жил в форме квадрата или пятиугольника. Изоляторов также более 20, а допустимое приближение ограничено территорией в 40 м.

ВЛ-750кВ

ВЛ-750кВ

ВЛ-1150 кВ

Такая ЛЭП редко встречается, но в ее фазах расщепление состоит из 8 жил, расположенных по кругу. Гирлянды содержат около 50 изоляторов, а охранная зона составляет 55 м.

ВЛ-1150кВ

ВЛ-1150кВ

Видео по теме

Источник