Меню

Танк тигр мощность двигателя

Немецкий тяжелый танк «Тигр»

Танк Тигр

Двигатель танка «Тигр»

Танки «Тигр» оснащались двигателями внутреннего сгорания двух типов фирмы Майбах: HL-210P-30 (номера шасси 250001 — 250250) и HL-230Р-45 (начиная с шасси № 250251 сборки мая 1943 г.). Как правило, при ремонте ранних «Тигров» двигатели HL-210P-30 меняли на двигатели HL-230Р-45. При переделке шасси старых танков «Тигр» в штурмовые орудия «Штурм Тигр» также производилась замена двигателей. Двигатели выпускались не только заводом фирмы Майбах Моторенверке в Фридрихсхафене, но и заводом фирмы Ауто-Юнион Верк Вандерер в Чимнитце.

Оба бензиновых двигателя внутреннего сгорания, HL-210P-30 и HL-230P-45, имеют жидкостное охлаждение, 12 цилиндров, сгруппированных в два блока с углом развала между ними 60 град, суммарный объем цилиндров двигателя HL-210Р-30 21,35 л («210» — в обозначении двигателя обозначает расчетный объем цилиндров: 210 декалитров). При частоте оборотов вала 3000 об/мин двигатель способен развивать 650 л.с. Объем цилиндров двигателя HL-230P-45 23,095 литров, мощность двигателя при частоте вращения ваш 3000 об/мин — 700 л.с. В ноябре 1943 г. максимальная частота вращения вала двигателя была ограничена значением 2500 об/мин с целью продления ресурса. В результате максимальная скорость упала с 45,4 до 37,8 км/ч. Удельная мощность двигателя HL-210P-30 — 11,6 л.с./т, удельная мощность двигателя HL-230P-45 — 12,5 л.с./т. Масса сухого мотора 1200 кг, размеры — длина 1310 мм, ширина 1000 мм, высота 1190 мм.

12-цилиндровый V-образный двигатель Майбах HL-210 Р-30.
Такие двигатели стояли на первых 250 построенных «Тиграх»

Двигатель жидкостного охлаждения танка «Тигр» комплектовался двумя радиаторами размерами 490 х 892 х 200 мм каждый (для мотора HL-230P-45). Радиаторы установлены по бокам мотора. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 град.С, допускается перегрев на 10 град.С. Верхний предел температуры определял материал прокладок — резиновые прокладки германского производства не выдерживали температуры больше 95 град.С. В качестве хладогента обычно использовалась вода. В системе охлаждения воду гонял насос Pallas. Объем охлаждающей жидкости 132 л.

Воздух к карбюраторам и радиатором подавали два вентилятора «Циклон» диаметром по 437 мм. Вентиляторы имели два режима работы зимний (частота вращения 2950 об/мин) и летний (частота вращения 4150 об/мин). На привод вентиляторов расходовалось примерно 50 л.с. мощности двигателя.

Двигатель работал на бензине с октановым числом 74. Емкость четырех топливных баков 534 л. Топливо подавалось к четырем карбюраторам Solex Duplex JFF2-2U 2046. Расход топлива на 100 км пробега по шоссе составлял 500-650 л, по пересеченной местности — 900-1000 л, или примерно 10л на 1 км марша. Фактический расход топлива в боевых условиях оказывался еще выше, порядка 15 л на 1 км пробега вне дорог, так как расход возрастал при частом переключении передач (в бою неизбежном) и отборе мощности двигателя для разворота башни. Кроме того, часть бензина подтекала через разболтавшиеся соединения трубопроводов. В среднем, при движении танка, как по шоссе, так и вне дороги, расход топлива составлял 8-10 л на 1 км пробега.

Топливо к карбюраторам подавалось четырьмя механическими насосами Solex, для запуска двигателя бензин подавался электронасосом. Кроме того, имелась аварийная ручная помпа, закрепленная в боевом отделении на противопожарной перегородке. Все четыре топливных бака наполнялись через индивидуальные заливочные горловины, расположенные в крыше моторного отделения.
танка. Каждый вентилятор снабжался двумя воздушными фильтрами

Первые серийные танки Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. HI оснащались парой комплексных воздухоочистительных установок, так называемыми фильтрами Feifel. Они монтировались снаружи танка, на кормовом бронелисте корпуса справа и слева. Воздуховоды от фильтров Feifel проходили поверх двигателя к воздухозаборникам карбюратора. Фильтры Feifel больше мешали, чем помогали, поэтому в строевых частях их обычно демонтировали. Фильтры легко поражались огнем стрелкового оружия, после чего превращались в свою полную противоположность: через пулевые отверстия в воздухозаборники затягивалась пыль, которая при движении в изобилии выбивалась из-под задних подкрылков — выбор места для монтажа фильтров Feifel нельзя назвать удачным. Уже в 1943 г. фильтры Feifel исчезли со всех танков «Тигр».

В маслосистеме использовалось масло марки Motorenol der Wermacht. Для замены требовалось 32 л масла, но двигатель вмещал 42 л масла. Масляный насос приводится от основного двигателя. В состав маслосис темы входит резервуар емкостью 28 л.
Мощность от двигателя к коробке передач передается валом, состоящим из двух частей. Примерно 5 л.с. отбирается на привод разворота башни.
Моторное отделение оборудовано автоматической системой пожаротушения: если температура воздуха в моторном отделении превышает 120 град.С термические датчики автоматически включают огнетушители, установленные в районе топливных насосов и карбюраторов. При срабатывании системы пожаротушения на приборной доске механика-водителя загорается аварийная лампочка. В башне хранится ручной огнетушитель, который можно использовать как аварийное средство борьбы с пожаром в моторном отделении.

Электрическая система танка «Тигр» выполнена однопроводной. Основным источником электроэнергии является 12-вольтовый генератор GULN-1000/12-1000 мощностью 0,7
кВт. Аккумуляторные батареи расположены под полом боевого отделения по бокам соединительного вала. На «Тиграх» ранних выпусков стояли 12-вольтовые батареи 120 PZ емкостью 120 Ач, на танках поздних выпусков -батареи емкостью по 150 Ач. Батареи соединялись между собой последовательно-параллельно, напряжение на выходе группы батарей составляло 24 В. От батареи осуществлялся запуск-двигателя.

Для запуска двигателя можно использовать электрический или ручной стартер. Электростартер представляет
собой электродвигатель BPD-6/24 мощностью 4,4 кВт.
Головки цилиндров снабжены магнето JGN-6R-18 и свечами AL/ZM-1. Все элементы электросистемы и зажигания — фирмы Бош.

В случае отказа электростартера двигатель запускается инерционным ручным стартером посредством физических усилий двух танкистов, двух веселых другов. Двигатели HL-2103-30 ранних «Тигров» аварийно можно было запустить от механического стартера Kurbelwellen-Benzinanlasser, выполненного на базе двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Этот способ особенно ценился зимой, когда на морозе запуск двигателя требовал большого расхода емкости аккумуляторных батарей или значительных усилий экипажа «Тигра».
От электросистемы запитывались приборная доска механика-водителя. Вен- тиляторы башни и отделения управления, подсвегка оптическою прицела пушки, фары, клаксон, электроспуски орудия и спаренного с ним пулемета.

Читайте также:  Мощность точечного источника монохроматического излучения с длиной волны

Источник

«Тигр» — самый опасный хищник Панцерваффе

Необходимость в создании машины, способной выдерживать конкуренцию со средними и тяжёлыми танками противника, возникла у командования Вермахта после вторжения в Советский Союз. Адекватного ответа советским танкам КВ-1 и Т-34 у немцев не было, и шаткий паритет удерживался лишь за счёт “acht-acht” – 8,8-см зенитных орудий FlaK-18/36, устанавливаемых на прямую наводку.

Учитывая важность момента, Адольф Гитлер лично принял непосредственное участие в разработке задания для промышленности, выделяя три обязательных условия для новой машины: скорость, мощную броневую защиту и наличие орудия с высокой начальной скоростью снаряда. Из двух предоставленных на конкурс образцов выбор пал на изделие концерна Henschel – прототип будущего «Тигра». Выпуск нового серийного танка планировалось начать в июне 1942 года с тем, чтобы к лету 1943 года иметь в строю не менее 285-ти машин.

Henschel уже имел практические наработки в создании тяжёлого танка, поэтому работа продвигалась довольно быстро. Применив классическую схему с передним расположением трансмиссии и объединив её агрегаты с отделением управления, конструкторам удалось максимально увеличить объём боевого отсека. Это обеспечило комфортные условия для членов экипажа и рациональную компоновку основных узлов.

​Компоновка корпуса «Тигра» (продольный разрез): 1 — панель приборов; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето; 6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы; 10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни; 13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота; 17 — рычаг переключения передач Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=4 - Компоновка корпуса «Тигра» (продольный разрез):
1 — панель приборов; 2 — карданные валы; 3 — масляный фильтр; 4 — воздушные фильтры; 5 — магнето;
6 — выхлопной коллектор; 7 — генератор; 8 — масляный радиатор; 9 — топливные насосы;
10 — нагнетатель воздуха; 11 — водооткачивающий насос; 12 — привод механизма поворота башни;
13 — труба подачи воздуха; 14 — коробка передач; 15 — педаль главного фрикциона; 16 — механизм поворота;
17 — рычаг переключения передач
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=4

В работе был применён ряд новшеств и оригинальных идей. Управление 57-тонной машиной было удивительно удобным и простым. К примеру, рулевой усилитель позволял поворачивать штурвал, по выражению Отто Кариуса, «одним пальцем». Полуавтоматическая коробка Maybach имела восемь передач вперёд и четыре назад. Для их переключения следовало лишь перевести рычажок в нужное положение, и сервопривод автоматически, без участия водителя, включал нужную передачу.

​Вид на место механика-водителя. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала. Характерной формы вентиль рядом с прибором наблюдения предназначен для подъёма и опускания броневой заслонки Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5 - Вид на место механика-водителя. Управление танком осуществлялось с помощью штурвала. Характерной
формы вентиль рядом с прибором наблюдения предназначен для подъёма и опускания броневой заслонки
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5

Ходовая часть танка состояла из 24-х опорных катков, расположенных в четыре ряда на одну сторону в шахматном порядке. Опорные катки первых 799-ти «Тигров» имели резиновые бандажи, которые впоследствии, из-за их низкой надёжности, были заменены на стальные с внутренней амортизацией. Наружный ряд одинарных катков при этом был снят. Торсионная подвеска «Тигра» обеспечивала плавность хода и хорошее прицеливание при движении.

​Схема ходовой части и днища танка: 1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач; 6 — лючки для слива топлива; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили; 9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=6 - Схема ходовой части и днища танка:
1, 2 — опорные катки; 3 — ведущее колесо; 4 — направляющее колесо; 5 — люк для слива масла из коробки передач;
6 — лючки для слива топлива; 7 — лючок для слива воды и моторного масла; 8 — днищевые вентили;
9 — люк для доступа к генератору и топливному насосу
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=6

На «Тиграх» использовались два типа гусениц. Боевые, шириной в 725 мм, и транспортные — шириной в 520 мм, применявшиеся при перевозке машин по железной дороге, а также при их движении по дорогам с твёрдым покрытием.

На первых 250-ти машинах был установлен 12-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель Maybach HL 210Р30 мощностью 650 л.с. На всех последующих — Maybach HL 230Р45 мощностью 700 л.с. Для эксплуатации на африканском театре военных действий на корме танка монтировались воздушные фильтры.

​Командирский «Тигр» выпуска апреля-июня 1943 года Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5 - Командирский «Тигр» выпуска апреля-июня 1943 года
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=5

В качестве топлива использовался этилированный бензин. Ёмкость четырёх бензобаков составляла 534 л, паспортный расход топлива на 100 км при движении по шоссе составлял 270 л, по бездорожью — 480 л, хотя, по свидетельству немецких танкистов, «Тигр» «съедал» больше горючего — до 6 л на 1 км.

Все танки оснащались радиостанцией FuG5, имевшей дальность действия до 6,4 км, а также телефоном и телеграфом.

Первоначально «Тигры» укомплектовывались бинокулярным телескопическим прицелом TZF9а, впоследствии — монокулярным TZF9b. Эти прицелы имели 2,5-кратное увеличение и поле зрения 23°. Курсовой пулемёт MG34 имел 1,8-кратный телескопический прицел KZF2.

Орудие «Тигра» — 8,8-см KwK-36 L/56, являлось танковым вариантом знаменитой зенитной пушки Flak-18/36, разработанной концерном Friedrich Krupp AG. Ствол пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и электроспуском. Длина орудия составляла 531,6 см, длина ствола — 493 см (56 калибров).

Первые 495 танков были оснащены приспособлением для подводного вождения, позволявшим преодолевать водоёмы глубиной до 4 метров. В войсках это новшество применения не нашло, и от него со временем отказались. В 1943 году 84 танка были переоборудованы в командирские — для размещения в башне дополнительного радиооборудования был уменьшен боекомплект и снят спаренный с пушкой пулемёт.

В ходе производства в конструкцию танка вносилось немало изменений. Не случайно танки разных периодов выпуска отличались друг от друга внешним видом. «Тигры» конца 1942 года, в отличие от первых выпусков, имели взаимозаменяемые траки, боковые крылья и новые башенные ящики для снаряжения. В начале 1943 года лючок с бойницей для стрельбы из личного оружия на правой стенке башни был заменён на эвакуационный люк, а в марте того же года был снят перископ механика-водителя. Запасные траки, ранее крепившиеся на нижнем лобовом листе корпуса, разместили на бортах башни. Дымовые гранатомёты, устанавливавшиеся на башнях ранних выпусков, в 1943 году заменили на мортирки для гранат. Позднее для обороны от вражеских пехотинцев стала использоваться одна мортирка, расположенная внутри башни с амбразурой на крыше. В 1943 году «Тигры» снабдили командирской башенкой с креплением для установки зенитного пулемёта и установили прибор наблюдения для заряжающего.

Читайте также:  Мотоблоки с валом отбора мощности как присоединить

​Башня позднего выпуска Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=11 - Башня позднего выпуска
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=11

Полностью укомплектованный «Тигр» обходился Германии во внушительную сумму — 300 тысяч рейхсмарок. В целом, это была прекрасная машина, полностью отвечавшая требованиям времени и долгое время не имевшая на поле боя достойных конкурентов.

88-мм пушка KwK36 L/56, БК — 92 выстрела (осколочно-фугасные и бронебойные снаряды);

два пулемёта MG34 в башне и корпусе, БК — 4800 патронов

С учётом специфики использования нового танка, структура подразделений «Тигров» отличалась от общепринятой. Основу составили роты по 15 машин и батальоны — по 45. В экипажи набирались лучшие танкисты с боевым опытом, причём особое внимание уделялось подбору водителей. В мае 1942 года было начато формирование первого тяжёлого танкового батальона, в состав которого вошли 4 роты. Из них только две были танковыми, причём наряду с PzKpfw VI в их состав входили средние танки Pz.Kpfw.III.

Дебют

29 августа 1942 года 502-й тяжёлый танковый батальон выгрузился на станции Мга Ленинградской области и начал выдвижение на исходные позиции. Проблемы возникли практически сразу: у двух танков вышли из строя коробки передач, у третьего из-за перегрева возник пожар в моторном отсеке. Тем не менее, в течение месяца машины были отремонтированы и участвовали в боях со 2-й ударной армией Волховского фронта. В январе 1943 года командование батальона направило в штаб 26-го армейского корпуса рапорт о безвозвратно утерянных «Тиграх»:

«Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250003 застрял в болоте 17.01.43, взорван после неудачных попыток эвакуации;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250004 — оставлен экипажем после поломки двигателя и радиатора;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250005 — попадание снаряда в моторное отделение, танк сгорел;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250006 — попадание снаряда противотанкового орудия в башню, поломка трансмиссии, подорван 17 января;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250009 — застрял в болоте, оставлен экипажем;

Pz.Kpfw.VI(H) зав. номер 250010 — подбит огнём танка Т-34, взрыв боекомплекта…»

Кроме того, в ходе боёв одна машина была захвачена советскими войсками.

​Pz.VI Tiger Ausf.H1. 502-й тяжёлый танковый батальон, Восточный фронт, район Ленинграда, январь 1943 года. Первый «Тигр», захваченный Красной Армией Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - Pz.VI Tiger Ausf.H1. 502-й тяжёлый танковый батальон, Восточный фронт, район Ленинграда,
январь 1943 года. Первый «Тигр», захваченный Красной Армией
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

Весьма показательны выдержки из «Отчёта по итогам боевых действий» 2-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона с оценкой танкистами боевых возможностей новых машин:

«Подразделения «Тигров» не должны использоваться в составе меньше роты, а танки Pz.VI и Pz.III — действовать порознь от них. «Тигры» должны использоваться в качестве тарана в ходе атаки и служить каркасом обороны. Существует вероятность, что перед подразделениями «Тигров» будут ставиться задачи, которые по плечу обычным частям. Это чревато чрезмерными нагрузками на ходовую часть и двигатели, а вследствие недостатка времени для ТО возникают поломки, приводящие к выходу танков из строя именно в тот момент, когда они более всего нужны. Подразделения «Тигров» должны быть резервом командования, находиться в полной боеготовности «под рукой» на главном участке обороны, действуя тогда, когда все остальные средства терпят неудачу….

Ни разу огонь 76,2-мм противотанковых пушек не пробивал «Тигры» и не приводил к серьёзным повреждениям. В одном случае командирская башенка была деформирована в результате попадания снаряда в её верхний край, в связи с чем разошёлся сварной шов, и лопнули внутренние болты….

Наилучшая дистанция для ведения огня — 1500 метров. Точное попадание при хорошо пристрелянном орудии обеспечено наверняка. Эффективность и пробивная способность 8,8-см пушки более чем удовлетворительна для любых целей…»

Восточный фронт

Большая часть «Тигров» использовалась на Восточном фронте. Именно на новую технику ставил Гитлер, планируя летнюю кампанию 1943 года. К лету роты «Тигров» входили в состав элитных мотострелковых дивизий «Великая Германия», «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер», «Дас Райх» и «Мёртвая голова». Наиболее массированно они использовались в операции «Цитадель», начавшейся 5 июля 1943 года. На северном фасе Курской дуги, на участке Центрального фронта действовал 505-й тяжёлый танковый батальон, в состав которого входило 45 танков «Тигр». В ходе боёв, по немецким данным, были безвозвратно потеряны три машины. В 503-м тяжёлом танковом батальоне, действовавшем на южном фасе в составе III танкового корпуса оперативной группы «Кемпф» к началу сражения имелось 42 «Тигра». Их потери составили четыре машины.

В сражении под Прохоровкой приняли участие «Тигры» II танкового корпуса СС в количестве 42-х машин. Ещё 15-ю «Тиграми» располагала мотострелковая дивизия «Великая Германия», которая наступала на Обояньском направлении. Таким образом, в Курской битве было задействовано 144 новых тяжёлых танка «Тигр», что составило 7,6% от общего количества всех немецких танков, задействованных в наступлении. В соответствии с немецкими источниками, в течение июля-августа 1943 года потери «Тигров» на Восточном фронте составили 73 танка, а к концу года — 274. В строй вернулись лишь 19 машин этого типа.

​Танки «Тигр» моторизованной дивизии «Великая Германия» на марше к передовой. Курская дуга, июль 1943 года Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - Танки «Тигр» моторизованной дивизии «Великая Германия» на марше к передовой. Курская дуга, июль 1943 года
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

Читайте также:  Что такое мощность теплового потока

Западный вал

К началу высадки союзников в Нормандии немцы располагали 102-мя «Тиграми» в составе трёх тяжёлых танковых батальонов СС: 101-го, 102-го и 103-го. Во многом благодаря характеру местности и авиации союзников, контролировавшей воздушное пространство, больших успехов они здесь не добились. Пожалуй, единственным исключением может послужить танковый бой с участием Михаэля Виттмана 13 июня 1944 года в городке Виллер-Бокаж, где, по заявлению гитлеровской пропаганды, он лично уничтожил до 26-ти танков противника, что, однако, фактически не подтверждено. Дело в том, что в бою, помимо Виттмана, участвовали и другие «Тигры», а уничтоженная ими техника союзников включала в себя как танки, так и автомашины и бронетранспортёры.

​Pz.VI Tiger Ausf.E. 101-й тяжёлый танковый батальон СС, Франция, Виллер-Бокаж, июнь 1944 года. Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9 - Pz.VI Tiger Ausf.E. 101-й тяжёлый танковый батальон СС, Франция, Виллер-Бокаж, июнь 1944 года.
Танк командира 2-й роты оберштурмфюрера СС Михаэля Виттмана
Источник: http://www.litmir.net/br/?b=197042&p=9

Закат

На начало ноября 1944 года Германия располагала 317-ю «Тиграми» на Восточном фронте, 84-ю — на Западном и еще 36 танков находились в Италии. К 1 марта 1945 года из общего количества произведённых 1354-х машин в строю на всех фронтах оставалось всего 322 боеспособные единицы. Близился закат эпохи «Тигра» — самого опасного хищника на полях сражений Второй мировой войны.

Без сомнения, тяжёлый танк «Тигр» был выдающейся машиной своего времени — лучшим тяжёлым танком мира, преимущества которого намного превосходили имевшиеся конструктивные недостатки. За счёт своего мощного вооружения, надёжной бронезащиты и опытных экипажей PzKpfw VI вселял ужас в противника. При встрече с ним шансов уцелеть практически не оставалось, о чем свидетельствуют и советские ветераны-танкисты, и их бывшие союзники.

«Встреча с «Тигром» вызывала дрожь. Он навевал ужас всем своим видом», — вспоминает командир танка Т-34 Николай Дубровин. Командиру британского танка «Кромвель» капитану Пэту Дайесу «посчастливилось» встретиться на поле боя с «Тигром» Михаэля Виттмана:

«Я выстрелил в «Тигра» с сотни метров. Снаряд просто отскочил от его брони…. Мы встретились лоб в лоб, и нам пришлось плохо. Я дважды выстрелил, и снаряды, как и раньше, отскочили от брони. Затем он выстрелил один раз. Его снаряд не отскочил. Два члена экипажа были убиты, а меня вышвырнуло из танка».

Дошло до того, что вследствие упадка боевого духа своих войск, генерал Монтгомери наложил запрет на боевые донесения об успехах немецких танков. При обнаружении «Тигров» танкисты союзников с ними не связывались — авиации сообщались координаты противника, и на помощь прилетали истребители-бомбардировщики «Тайфун», которые устраняли проблему с помощью ракет.

Немецкие танкисты любили машину. «Однажды во время шестичасового боя «Тигр» получил 257 попаданий, и, несмотря на повреждения ходовой части и трансмиссии, он смог пройти своим ходом 60 км», — рассказывает бывший командир «Тигра» Рихард фон Розен. Надёжность, простота, безопасность экипажа — вот неполный перечень качеств этой боевой машины, лучшей в своём роде.

Источники:

1. Барятинский М.Б. «Тяжёлый танк Тигр. Смертельное оружие Рейха».

Издательство Яуза, Издательство Эксмо, Москва, 2006

2. «Фронтовая иллюстрация»: «Тигр» крупным планом».

3. Отто Кариус «Тигры» в грязи. Воспоминания немецкого танкиста».

Источник



Тигр Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 – первый немецкий тяжелый танк

Panzerkampfwagen VI Ausf. H1, или “Тигр” – это первый немецкий тяжелый танк времен Второй мировой войны. Один из самых знаменитых танков Германии.

История создания

История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.

Источник