Меню

Сущность права как социально нормативный регулятор

Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки и сущность права

date image2015-01-07
views image8669

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и обеспечиваемых силой государственного принуждения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом.

Нормативность. Основой права служат нормы, которые регулируют поведение людей.

Общеобязательность. Исполнение права обязательного для всех субъектов права.

Исполнение права обеспечивается силой государственного принуждения. Право всегда исходит от государства непосредственно в виде законов, издаваемых государственными органами, или в виде санкционированных государством правовых обычаев.

Формальная определенность. Право письменно изложено в официальных актах государственной власти.

Системность. Право обладает взаимосвязанностью, согласованностью, внутренней непротиворечивостью, упорядоченностью. Это позволяет праву регулировать сложную систему общественных отношений.

Властно-волевой характер права. Основой права выступает государственная воля, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы или всего общества. В идеале государственная воля, выраженная в праве, должна быть результатом правотворческого компромисса между различными слоями общества.

Сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. А поскольку праву свойственен волевой характер, то важно, чью волю выражает право, чьи интересы оно воплощает. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права.

Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления.

При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю господствующего класса на государственном уровне. Оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма. Вторая сторона сущности права означает, что право как социальный регулятор обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая идеи справедливости, свободы и равенства людей, служит благу общества, его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Следовательно, право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления.

С учетом сказанного проф. Р.З. Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий.

Источник

11.5 Особенности права как нормативного регулятора

Особенности права как нормативного регулятора

Право относится к социальным нормам, поэтому ему присущи те черты, которые свойственны всем социальным нормам. В то же время право отличается спецификой по сравнению с другими социальными нормами.

1. У права особая нормативность. Она состоит в том, что право четко определяет права и обязанности субъектов правового общения, а также меры юридической ответственности за их нарушение.

2. Нормы права в отличие от других социальных норм имеют дифференцированное внутреннее строение, т. е. в норме права можно выделить гипотезу, диспозицию и санкцию.

3. Иерархичность (субординация) проявляется в том, что каждая норма права занимает свое место в системе права. Например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой среди других норм права, им не могут противоречить другие правовые нормы. Нормы законов занимают более высокое положение по сравнению с нормами подзаконных актов.

4. Качество системности, иначе говоря, право — сложное институциональное образование, состоящее из норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

5. Право в целом выражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей — извечные идеалы, к которым стремится человечество. При этом справедливым считается то, что служит благу человека и не ущемляет интересов других людей, не наносит вреда обществу. Эти критерии складываются в сознании людей и затем закрепляются в законодательстве. В основе справедливости должны лежать общечеловеческие начала, т. е. приоритет прав и свобод человека и защита со стороны государства.

Читайте также:  Газовый регулятор давления rf10 arctic

Свобода человека — неотъемлемое свойство человека, без которого невозможно нормальное существование личности, раскрытие его творческих возможностей.

Дореволюционные юристы, например Е. Н. Трубецкой, полагали, что каждый человек должен обладать как внутренней, так и внешней свободой. При этом Е. Н. Трубецкой понимал под внутренней свободой способность сознательно избирать то или другое поведение, сознательно руководствоваться теми или иными мотивами, а под внешней свободой — отсутствие внешних препятствий для осуществления целей человека, его желаний. Там, где нет внешней свободы, нет и самого права. В этом смысле свобода составляет содержание права.

Говоря о равноправии, имеется в виду принцип формального, а не фактического равенства людей. Иначе говоря, право должно устанавливать равную для всех меру поведения, или равную меру свободы. Принцип формального равенства означает, что люди равны между собой как субъекты права, т. е. как участники правового общения, равны в смысле своей правоспособности, равных возможностей в достижении целей правовыми средствами, но никогда не могут быть равны фактически.

6. Право имеет свой предмет отражения, предмет регулирования.

Его составляют наиболее важные, фундаментальные институты жизни общества — власть, государство, порядок в обществе, собственность и т. д.

7. Право, регулируя поведение и действия людей, воздействует на их сознание и чувства. Если право отражает идеи справедливости, свободы и равноправия людей, то они добровольно, по внутреннему убеждению подчиняются правовым предписаниям.

8. Праву присуща специфическая форма выражения и закрепления — законодательство в широком смысле, включающее не только законы, но и указы, постановления, другие виды нормативных правовых актов. Способность права существовать в специфической юридической форме принято называть формальной определенностью.

9. Право характеризуется связью с государством, что делает его общеобязательным, и возможностью применить государственное принуждение или иные меры государственного воздействия для обеспечения действия права.

10. Право отличается процедурностью, т. е. устанавливает определенные процедуры для своей реализации. При этом данные процедуры устанавливают точные права и обязанности участников правового общения. Например, уголовный, гражданский, административный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров, законодательный процесс и др.

В последнее время в общетеоретической литературе было высказано мнение о том, что к числу признаков права нельзя относить родовые признаки, присущие всем социальным нормам, а также признаки, которые характерны лишь для некоторых, а не для всех норм права (проф. В. М. Сырых). С этих позиций основными признаками права не могут быть нормативность, системность и формальная определенность, поскольку они присущи многим социальным нормам. В. М. Сырых считает непременными признаками права следующий перечень: взаимозависимость, равноправие, эквивалентность, общеобязательность и юридическая ответственность.

Взаимозависимость трактуется как способ правового взаимодействия субъектов, каждый из которых имеет определенные права и одновременно несет определенные обязанности. Взаимодействующие лица достигают своих целей без посягательства на права и интересы других лиц, действуют согласованно для достижения каждым участником позитивного результата. Подобное взаимодействие возможно только при условии формального равенства (равноправия) участников отношений, которые независимы друг от друга и обладают свободой воли.

Эквивалентность понимается как недопустимость реализации целей одним участником правового взаимодействия за счет другого в результате его добросовестного заблуждения, мошеннических действий или навязывания своей воли, превышения своих прав и т. д.

Общеобязательность как сущностный признак права предполагает, что лишь государство, обладающее аппаратом принуждения, способно обеспечить соблюдение и исполнение требований права членами общества, используя в этих целях юридическую ответственность. Таким образом, юридическая ответственность является конкретным проявлением общеобязательности по отношению к лицам, допустившим противоправные деяния.

Отвергая справедливость в качестве сущностного признака права, В. М. Сырых аргументирует свою точку зрения тем, что право, определяя взаимосвязи субъектов, остается индифферентным (безразличным) к результатам его реализации в конкретных отношениях. Оно лишь определяет путь, ориентирует, как нужно поступать, чтобы получить соответствующие результаты. Сами же результаты оцениваются с экономических, политических и других позиций. Процессуальные отношения, устанавливаемые правом, чаще всего нейтральны применительно к справедливости.

Приведенная позиция не является общепринятой и безупречной. В частности, общеобязательность, равноправие субъектов признаются практически всеми учеными в качестве признаков права. Нормативность же права совсем не аналогична нормативности, например, морали, поэтому перечисленные выше особенности права как нормативного регулятора наиболее полно характеризуют данное явление и выделяют право из всего комплекса социальных норм.

Читайте также:  Холодильник атлант где регулятор температуры холодильника

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 2.2. Структура норм права. Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта

§ 2.2. Структура норм права. Соотношение нормы и статьи (пункта) нормативного акта Внутреннее строение правовых норм, их деление на составные части и связь этих частей между собой составляют их структуру. Эта проблема пока еще не нашла единообразного разрешения в

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие

4. Общие особенности нормативного правового регулирования порядка осуществления государственного контроля в отношении граждан

4. Общие особенности нормативного правового регулирования порядка осуществления государственного контроля в отношении граждан Специфика осуществления общехозяйственных (полисубъектных) видов государственного контроля в отношении граждан (процедуры контроля, формы

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности

Понятие вещного права. Право собственности. Ограниченные вещные права и их особенности Вещное право – разновидность имущественного права, объектом которого является конкретная вещь. Под вещным правом подразумеваются и права собственников, и права лиц, ими не

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта?

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта? При рассмотрении судом этих дел нередко возникают сложности при определении предмета оспаривания: является ли акт нормативным или ненормативным (например, индивидуальным), имеющим значение в

СТАТЬЯ 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта

СТАТЬЯ 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта 1. Суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение

29. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

29. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Система внутреннего нормативного регулирования – это формализованный набор правил, которые регламентируют различные аспекты управления организацией. Это регламентирование

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим 1. В ст. 193 АПК содержатся требования, предъявляемые к содержанию, форме и документам, которые должны прилагаться к заявлению о признании нормативного правового акта

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта 1. Решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов принимаются в общем порядке по правилам, установленным гл. 20 АПК (см. комментарий к ст. 167–169, 176 АПК).2. Рассмотрев по существу дело об

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим

Статья 193. Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим 1. Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта

Статья 195. Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта 1. Решение по делу об оспаривании нормативного правового акта принимается арбитражным судом по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса.2. По результатам рассмотрения дела об

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы

11.1 Понятие регулятора общественных отношений. Нормативные и ненормативные регуляторы В любом обществе исторически складывается и действует система социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение

Глава 35. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА

Глава 35. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА 1. Действие нормативного юридического акта. Пределы действия.2. Действие нормативного юридического акта во времени.3. Принцип немедленного действия нормативных юридических актов.4. Обратная сила нормативного

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА)

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право — институционное образование.5. Право —

Читайте также:  Схема регулятора громкости магнитолы

Источник



Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права

Термин «регулирование» означает определять поведение людей, придавать ему конкретное направление, упорядочивать. В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные регуляторы

Нормативный регулятор общественных отношений — система правил (норм), устанавливающих конкретные, четкие рамки поведения участников общественных отношений. К таким регуляторам можно отнести право, мораль, обычаи, традиции, религию.

Регулирование может осуществляться тремя способами:

1) Побуждение – воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию.

2) Понуждение – социально необходимое поведение достигается через стимулирование

3) Принуждение – социально необходимое поведение достигается возможностью применения насилия, физического или морального страдания.

Ненормативные регуляторы – ценностный, директивный, информационный.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в культуре общества и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах его развития.

Директивный регулятор – это способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, направленных на решение какой-либо задачи.

Информационный регулятор – воздействие на общественные процессы с помощью СМИ.

Право – это нормативный регулятор общественных отношений, который обладает следующими признаками.

1) Нормативность. Правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны (наиболее устойчивостью), характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

В отличие от морали и других социальных норм нормы права носят предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что если право предоставляет одному человеку возможность поступать определенным образом, то одновременно у других лиц возникает соответствующая обязанность. В этом смысле право предоставляет одному меру свободы, а у другого свободу ограничивает.

2 ) Общеобязательность права. Она означает, что правовые нормы обязательны для всех, кому они адресованы, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и пространстве.

3) Государственная обеспеченность. Право – это система норм, закрепляемая в законе или признаваемая иным способом государством. Государство может применять меры принуждения в случае нарушения правовых норм.

4) Системность права. Право – упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Нормы выполняют регулятивную роль только во взаимосвязи друг с другом.

5) Формальная определенность. Она означает следующее: а) нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем и содержание прав и обязанностей; б) нормы права имеют документальную или иную внешнюю форму выражения.

Сущность и содержание права

В юридической науке сложилось два подхода к определению сущности права.

1) Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя методы принуждения и подавления.

2) Право – это средство достижения компромисса, средство согласия, взаимных уступок, это механизм управления делами всего общества. В интересах всего общества право обеспечивает внешний и внутренний мир, создает условия для развития культуры, экономики, науки и т.п.

Оба подхода по отдельности однобоки, поскольку не учитывают объективной реальности. В праве присутствует одновременно и классовое и общесоциальное. Так, с самого начала социальной дифференциации, т.е. с разделения общества на классы всегда обозначался класс, занятый хозяйственной, производительной деятельностью, без которой невозможно существование общества. Следовательно, условием существования общества является создание и сохранение условий для хозяйственной деятельности производящих классов. Такие условия закрепляются правом, действующим одновременно и в интересах определенной социальной группы и в интересах всего общества. В то же время для обеспечения согласия и отсутствия конфликтов между разными социальными группами (классами) праву надлежит найти и закрепить компромисс.

С учетом этого Р.З.Лившиц определил сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, и согласии и снятии общественных противоречий. Иными словами, сущность права отождествляется с правопорядком.

В.И. Червонюк, основываясь на высказываниях Ж.Ж.Руссо о том, что право заключает в себе общую волю, определил сущность права следующим образом. Сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов и отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных и специфических интересов, выраженную в законе или иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом поведения людей.

Источник