Меню

Способность дифференцировать мышечные напряжения

Способность дифференцировать мышечные напряжения

Современный уровень развития мирового спорта требует от спортсменов очень высо­кой степени развития как отдельных базовых физических, технико-тактических и психиче­ских качеств, так и способности эффективно интегрировать их в жестких условиях спортив­ных соревнований. При этом спортсмен в зависимости от специфики вида спорта зачастую соревнуется в условиях жесткого лимита времени, в непрограммируемых заранее ситуациях ответных действий, при физическом контакте с соперником, очень точно и гибко дозируя временные, силовые и пространственные параметры своих движений, эффективность кото­рых в конечном итоге определяет его результат.

Для успешного решения этих соревновательных задач необходим особенно высокий уровень развития сенсомоторных качеств спортсмена, являющихся первоосновой спортивно-технического мастерства. Особое значение при этом приобретает выработка на их основе ва­риативных, надежных и автоматизированных навыков и приемов, а также развитие способ­ности к прогнозированию возможных ситуаций, особенно на сенсомоторном и перцептивном уровнях. С указанных точек зрения особое и специфическое значение эти проблемы приоб­ретают для кикбоксинга, теоретическое и методологические обеспечение тренировочного и соревновательного процесса в котором пока еще далеко от совершенства и требует дополни­тельных и разносторонних научных исследований. Основным направлением в теоретическом и методическом обеспечении процесса подготовки высококлассных кикбоксеров является исследование процесса формирования их психомоторных качеств с учетом специфики со­ревновательной деятельности спортсменов в кикбоксинге и разработка научно обосно­ван­ных практических методик их совершенствования [2; 6-8].

Материалы и методы исследования

Основными компонентами психомоторных способностей человека являются: различитель­ная чувствительность и двигательная па­мять по временным, пространственным и силовым переменным движения, быстрота реагирования в простой двига­тельной реакции и точность самооценки микровремени этих реак­ций, точность реакции на движущийся объект, сенсорная и умственная работоспособность. Структура психомоторных способностей включает следующие сенсорные, мо­торные и когнитивно-мыслительные способности [2; 6; 7]:

— эффективный самоконтроль и саморегуляция двигательной дея­тельности;

— тонкая различительная чувствительность и корректировка движений по основным параметрам управления (время, пространство, усилие, темп, ритм);

— запоминание и воспроизведение движений по основ­ным параметрам управления;

— высокая реактивность и оперативность самооценки своих умственных действий;

— уровень волевого усилия и максимальных моторных проявлений;

— психомоторная надежность и работоспособность.

Наиболее успешно в таких условиях выступают кикбоксеры с высоким уровнем сенсорно-перцептивных возможностей с совершенными специфическими восприятиями: «чувством соперника, удара, дистанции». Рост спортивного мастерства спортсмена определяется не только высокоуправляемым навыком, но и способностью без предварительной подготовки, быстро и своевременно решать ситуационные двигательные задачи спортивного поединка [1; 2; 4; 5]. В таких условиях результаты поединка в кикбоксинге зависят от уровня простых и сложных двигательных реакций, способности спортсмена к антиципации, дифференцированию временных, мышечных и пространственных характеристик движения.

В силу специфики соревновательной деятельности в кикбоксинге большое значение имеет величина, скорость и своевременность ударных действий, умение спортсмена точно и тонко дифференцировать свои мышечные усилия. В различных опциях кикбоксинга (Semi-contact, Light-contact, Free-style и Full-contact) согласно правилам соревнований по-разному определяется успешность выступления и победа, в силу чего умение спортсмена управлять временем, расстоянием и силой удара приобретает решающее значение. Поскольку главное в кикбоксинге — это умение наносить удары, то максимальный практический эффект реального удара за­висит от соревновательной ситуации, удар «вдогонку» получается ос­лабленным, встречные атаки, наоборот, оказыва­ются сильнее за счет сложения скоростей встречных дви­жений. Для кикбоксера важна также способность раз­вивать максимальную скорость атакующего движе­ния в минимально возможное время [1; 4].

Методика совершенствования различительной чувствительности по усилию

Двигательная деятельность в кикбоксинге связана с выполнением разнообразных скоростно-силовых действий, требующих как максимальных мышечных и психических напряжений, так и точно дозированных по времени, месту и усилиям движений, экономности и надежности мышечных затрат в течение длительного времени. Умение правильно распределить усилия во времени и пространстве – одно из основных условий проявления высокого технико-тактического мастерства спортсмена.

Исследования силовой чувствительности спортсменов позволяют определить следующие характеристики [3; 6-8]:

Методика совершенствования состоит из следующих этапов [3; 6].

I этап – ознакомительный, 2-3 дня для получения средних данных по силовым характеристикам спортсменов, ознакомления с аппаратурой и техникой измерений, психологическая адаптация к процессу (мотивация, утомление, внимание).

II этап – развитие способности с максимальным усилием произвести удар по заданной мишени, постоянно получая информацию о фактической величине ударного усилия. На этом этапе ставится задача максимально сконцентрироваться на тренировочном задании, достаточно стабильно повторяя задачу проявления наибольшего напряжения.

III этап – научиться максимально точно оценивать свою силу удара, обязательная и осознаваемая игроком самооценка его величины, при которой испытуемый словесно и числом характеризует значение произведенного действия. Сразу же после этой самооценки спортсмену сообщается точная величина усилия и сделанной ошибки. Этим испытуемые побуждаются к сравнению, сличению усилий в ряде попыток, корректируют свои ошибки. На первой стадии спортсмены способны производить только грубую дифференцировку, на следующей стадии требования к точности оценки повышаются. Чтобы улучшить «сознаваемость ощущений», организацию связи между предыдущим результатом, субъективным ощущением и последующим действием, необходимо стремиться уменьшить разрыв между результатом и ее самооценкой. После сообщения истинного результата попытки и произведенной самооценки следует дать испытуемому время, чтобы вычислить разницу данных и оценить ее. На данном этапе испытуемым не задаются вопросы о характере их ощущений.

Читайте также:  Каким образом должна выполняться чистка изоляции без снятия напряжения

IV этап – научиться управлять усилием удара, проходя последовательно несколько стадий. Задачей этапа является достижение эффекта максимальной и осознаваемой стабильности в воспроизведении разных усилий. Сенсорным эталоном является показатель стабильности, способности управлять «чувством усилия», основной задачей становится максимально точное управление мышечным усилием удара. Осознанность ощущений, организация связи между предыдущим результатом, его субъективным ощущением и последующими действиями лежит в основе успеха такой тренировки. Стремление уменьшить разрыв между попыткой и ее самооценкой достигается только при высокой степени мотивации спортсмена.

Методика и организация эксперимента

Экспериментальные исследования различительной чувствительности усилий у кикбоксеров проводились на базе Центра медико-биологических исследований ИрГТУ с использованием для тестирования скоростно-силовых показателей в ударных действиях, характерных для кикбоксинга, специального устройства «Рэй-Спорт Киктест-100», позволяющего регистрировать скорость, силу, энергию и общий тоннаж ударов за определенное количество времени. Программа исследований включает на начальном этапе тестирование прямого удара ведущей рукой из стандартного положения в боевой стойке в следующих опциях:

— максимально сильно произвольно по времени в трех попытках;

— воспроизведение удара в 30, 50 и 75% от максимального усилия, произвольно по времени, в трех попытках;

— воспроизведение точно заданного усилия 100, 130 и 150 кг, произвольно по времени с оценкой ошибки;

— воспроизведение усилия, задаваемого самим испытуемым, любые 3 величины, с одной попытки, произвольно по времени с оценкой ошибки;

— испытуемый наносит удар произвольной (по выбору) силы, предполагает его значение, после чего ему сообщается истинная величина усилия и производится сравнение с действительным значением, 3 разных усилия, с одной попытки каждое.

Результаты исследования и их обсуждение

В табл. 1, 2 и на рис. 1, 2 представлены результаты исследований силовых характеристик кикбоксеров различной спортивной квалификации по описанной выше программе.

Оценка различительной чувствительности произвольного свободного удара сильнейшей рукой у кикбоксеров различной квалификации

Источник

Способность дифференцировать мышечные напряжения

Сложность координационных способностей делает практически невозможным изложение конкретной методики его развития. Однако определенные теоретико-методические реко­мендации в разных сочетаниях используются в практике физиче­ского воспитания. Отметим некоторые из методических направле­ний.

1. Одним из важнейших путей развития координационных способностей является систематическое, начиная с самых ранних детских лет, обучение новым двигательным умениям и навыкам.

Это приводит к увеличению в коре головного мозга числа времен­ных связей и тем самым расширяет функциональные возможности двигательного анализатора. Обладая большим двигательным опы­том (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым движениям неизбежно снизит способность к их освоению и тем самым затормозит развитие ко­ординационных способностей.

2. Для развития координационных способностей можно при­менять любые физические упражнения, но желательно с наличием в них элементов сложности и новизны. Причем, если даже очень сложное упражнение становится привычным, т.е. выполняется на уровне навыка, то его эффект для развития координационных спо­собностей заметно падает. Для исключения этого в упражнение целесообразно вносить те или иные изменения в пространствен­ные, временные или динамические характеристики, чтобы препят­ствовать появлению стереотипа. Этой же цели служат такие мето­дические приемы, как конструирование непривычных связок и комбинаций, изменение внешних условий, использование нестан­дартного оборудования и инвентаря, подключение разнообразных сбивающих факторов и т.д. Все эти нововведения будут способст­вовать формированию не жестких, а вариативных двигательных умений и навыков.

3. Положительный результат для совершенствования координа­ционных способностей приносит использование эффекта отрица­тельного «переноса» двигательных навыков. Человеку при этом приходится преодолевать привычную структуру движений, что тренирует его способность к дифференцировке тонких мышечных усилий, других ритмов выполнения и т.д.

Читайте также:  Измерительные трансформаторы напряжения принцип работы назначение

4. При развитии способности сохранять равновесие (статиче­ское или динамическое) применяют два методических подхода.

Первый заключается в возможно частом использовании упраж­нений на равновесие в условиях, затрудняющих его сохранение. В этом плане полезны задания с преднамеренной потерей равновесия с последующим его восстановлением.

Второй подход связан с совершенствованием вестибулярного анализатора. Вестибулярный аппарат совершенствуется с помощью различных тренажеров типа центрифуг, качелей, рейнских колес и т.п. Их использование повышает прямолинейные или угловые ус­корения, после которых надо сохранить то или иное положение тела.

Развивая чувство равновесия, важно постоянно создавать психологические трудности. Гимнастка, например, выполняет уп­ражнение на бревне не на стандартной, а на повышенной высоте.

Этой же цели служит создание биомеханических затруднений (уменьшение площади опоры, искусственные помехи, предполо­жим, сильный боковой ветер, выключение при движении зритель­ного анализатора и т.д.).

5. Совершенствование пространственно-динамической точности движений осуществляется по двум методическим направлениям.

Первое связано с совершенствованием способности точно оценивать пространственные условия двигательных действий. Например, точно определить расстояние до футбольных ворот или партнера, дистанцию до соперника в боксе и т.д. Развитию такой способ­ности помогает осознанное формирование установки на запомина­ние и различие тех или иных расстояний, постоянные коррекции в виде срочной информации и т.д.

Второе направление заключается в непосредственном выполне­нии заданий на точность (точно нанести удар в боксе, послать мяч в указанный сектор ворот, передать шайбу партнеру).

В этом случае применяют разные приемы, такие, к примеру, как развитие чувства усилия, вначале при «контрастных заданиях», затем при «сближаемых заданиях». Например, передача мяча на 25 и45 м(это контраст) и то же самое на 25 и30 м(сближение). По­могают дифференцировать мышечные усилия методы срочной ин­формации, временное выключение зрения и некоторые другие приемы.

6. Следующий методический подход связан с преодолением не­рациональной мышечной напряженности. Дело в том, что излиш­няя напряженность мышц (неполное расслабление в нужные мо­менты выполнения упражнений) вызывает определенную дискоординацию движений, что приводит к снижению проявления силы и быстроты, искажению техники и преждевременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух типичных фор­мах:

1. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в условиях покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значительном мышечном утомлении и может быть достаточно стойким.

Для ее снятия целесообразно использовать ряд приемов:

а) упражнения в растягивании, преимущественно динамиче­ского характера;

б) система разнообразных маховых движений конечностями в расслабленном состоянии;

в) плавание или частое пребывание в тёплой воде, рефлекторно снижающих тонус мышц;

г) массаж, сауна, тепловые процедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу расслабления). Для её преодоления могут быть использованы сле­дующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся необхо­димо сформировать и систематически актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты. Фактически рас­слабляющие моменты рекомендуется включать в структуру всех изучаемых движений и этому надо специально обучать, что во многом преду­предит появление ненужной напряженности;

б) использовать на занятиях специальные упражнения на рас­слабление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представ­ление и ощущение о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп. Этому способствуют такие упражнения, как со­четание расслабления одних мышечных групп с напряжением дру­гих; контролируемый переход мышечной группы от напряжения к расслаблению; выполнение движений с установкой на прочувство­вание полного расслабления и др.

Идея при этом одна – учить умению расслабляться и созна­тельно управлять этим процессом. В целом же развитие способ­ности регулировать предельные напряжения с глубокими расслаб­лениями осуществляется в процессе многолетних занятий. Важно только, чтобы это не исчезало из поля внимания преподавателя и самого занимающегося.

7. Особенности дозирования нагрузки в процессе развития координационных способностей заключаются в следующем.

а) Необходимо строгое со­блюдение принципа систематичности. Нельзя допускать неоправ­данных перерывов между занятиями, т.к. это приводит к потере мышечных ощущений и их тонких дифференцировок при напря­жениях и расслаблениях.

б) Упражнения на развитие координационных способностей необ­ходимо применять по возможности часто, т.к. при этом расширя­ется запас двигательных умений и навыков и одновременно совер­шенствуется сама способность к их быстрому освоению. Однако нельзя доводить организм до заметного утомления т.к. при утомлении как физиче­ском, так и психическом сильно снижается четкость мышеч­ных ощущений. В этом состоянии координационные способности совершенствуются плохо.

Вместе с тем это общее правило имеет исключение. Оказыва­ется, что утомление в ряде случаев может способствовать улучше­нию координации движений. Так, при утомлении возникает объективная необходимость более экономно выполнять движения, тем самым непроизвольно устраняется излишняя мышечная напряжен­ность, что ведет к совершенствованию координационной выносли­вости.

Читайте также:  Подача напряжения что означает

В целом при занятиях «на координацию» рекомендуется исходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоя­нии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления;

в) в структуре отдельного занятия, задачи, связанные с совер­шенствованием координационных способностей, желательно пла­нировать в начале основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных порций нагрузки должны быть достаточными для относительного восстановления работоспособности.

Совершенствуя координационные способности, важно соблюдать все без исключения методические принципы, которые в совокуп­ности определяют основные аспекты их совершенствования.

Источник



Диагностика и методика развития дифферинцировочной способности

Способность к дифференцированию как способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом. Влияние возрастных особенностей на развитие дифференцировочных умений в младшем школьном возрасте.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.04.2016
Размер файла 25,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Глава 1. Развитие способности к дифференцированию

Глава 2. Влияние возрастных особенностей на развитие дифференцировочных способностей в младшем школьном возрасте

Список использованной литературы

Введение

дифференцирование способность школьный возраст

Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.

Поэтому в этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.

Но воспитание координационных способностей не сводится ни к одной из сторон конкретной подготовке, а составляет как бы одну из инертных сторон. Ведущую роль при физической трактовке координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Возможность качественно координировать движения.

Способность преобразовывать новые, все усложняющиеся формы движений в наибольшей мере требуется в видах спорта, имеющих периодически обновляемую и произвольную программы состязаний. От этой способности существенно зависит прогресс и в других видах спорта со сложным составом двигательных действий.

Цель работы — исследование диагностики и методики развития дифференцировочной способности.

Глава 1. Развитие способности к дифференцированию

Способность дифференцировать пространственные параметры движений. По данным Е.П. Ильина, дифференцирование возрастающих и убывающих амплитуд — это не связанные друг с другом функции, в основе которых лежат разные типологические особенности нервной системы. Поэтому мы рассматривали эти характеристики отдельно друг от друга.

Способность дифференцировать силовые параметры движений. Детерминанты изменчивости и способности минимально увеличивать мышечное напряжение и способности минимально уменьшать мышечное напряжение примерно одинаковы: вариативность и той и другой способности в большей мере определяется средовыми эффектами и в значительно меньшей — аддитивными генетическими эффектами.

Вестибулярная устойчивость. Межиндивидуальная изменчивость данной характеристики в значительной мере определяется аддитивными генетическими эффектами. Нам неизвестны другие генетические исследования данной способности, однако, по данным Н.Л. Ребяковой с соавт. в течение двух лет наблюдавшей за изменением вестибулярной устойчивости у спортсменов под влиянием специальной тренировки, достоверных различий между исходными и конечными данными обнаружено не было, что говорит о достаточно высокой консервативности данной способности.

Способность воспроизводить временные параметры движении. Межиндивидуальная вариативность данной характеристики несколько в большей степени определяется аддитивными генетическими эффектами, что не противоречит выводам Б.И. Цуканова и согласуется с данными Б.И. Табачника, который в результате 5-летних наблюдений за динамикой этой способности у юных барьеристов выявил тесную связь (р

Источник