Меню

Схема регулятора напряжения тепловоза

Маневровые локомотивы

Регуляторы напряжения и мощности

Регулятор напряжения предназначен для автоматического поддержания заданной величины напряжения вспомогательного генератора на всем диапазоне изменения частоты вращения его якоря и тока нагрузки. На большинстве советских маневровых тепловозов (ТЭМ1,

Рис. 189. Регулятор напряжения типа ТРН-1А:

/-каркас основания; 2-болт регулирующий, 3- планка контактная; 4 — пальцы контактные; 5 — колодка; 6- перегородка; 7 — шайба; 8, 23 — шпильки; 9, 20, 24 — пружины цилиндрические; 10 — катушка подвижная; 11 — обмотка напряжения; 12 — обмотка токовая; 13 — наконечник; 14 — сердечник; 15 — стакан, 16 — катушка неподвижная; 17 — плита; 18 — призма; 19 — рамка; 21 — груз, 22 — резистор; 25 — корпус; 26 — упор немагнитный; 27 — диск, 28 — кольцо

ТЭМ2, ТЭМ5, ТГМЗА, ТГМЗБ, ТГМ6А) установлены регуляторы напряжения типов ТРН-1 и ТРН-1А. На новых тепловозах, например ТГМ6А, предусмотрена установка бесконтактных регуляторов типа БРН-2. Регуляторы напряжения типа СРН устанавливали на тепловозах ТГМЗ (СРН-7) и ТЭМ1 до № 0737 (СРН-7А, СРН-7УЗ). На тепловозах с напряжением в цепях управления и освещения 24 В ТГМ1, ТГМ23 установлены реле-регуляторы типа РРТ-32. На тепловозах ЧМЭ2 и ЧМЭЗ установлены регуляторы типа РчОО-221, а на ВМЭ1 — панель аппаратов типа 64/01.18.

Регулятор напряжения ТРН-1А (рис. 189) является аппаратом с электродинамическим принципом действия, вибрационным способом регулирования и контактно-реостатным исполнительным органом. Узлы регулятора смонтированы на двух сторонах вертикального основания 7 и с одной стороны закрыты кожухом. Регулятор имеет подвижную и неподвижную системы, резисторы, реостаты и искрогасящие конденсаторы.

На сердечнике 14 установлена неподвижная катушка 16, а в зазоре между корпусом 25 и наконечником 13 на четырех плоских и двух цилиндрических пружинах 9 я 24 подвешена подвижная катушка 10 с двумя обмотками: напряжения 11 и токовой 12, магнитные потоки которых направлены встречно. Контактная колодка 5 с наклонной алюминиевой планкой 3 и плоскими контактными пластинами связана с подвижной катушкой. Семь пар неподвижных контактных пальцев 4 соединены проводами с секциями резисторов 22. Сила, втягивающая подвижную катушку 10 в магнитный зазор и опускающая подвижную систему, зависит от напряжения вспомогательного генератора. При вибрации контактной колодки 5 между двумя парами соседних контактных пальцев 4 происходит переключение двух соседних ступеней резисторов 22, включенных в цепь обмотки возбуждения вспомогательного генератора, и этим поддерживается заданное напряжение. Величину этого напряжения устанавливают натяжением пружин 9 и 24, положением диска 27 в конусной расточке наконечника 13, зазором между наконечником 13 и регулирующим болтом 2, а в эксплуатации регулируют реостатом «корректировка напряжения» ЯЗ (рис. 190,а).

Устойчивую работу регулятора обеспечивает стабилизирующее устройство, состоящее из резистора обратной связи Я1 и токовой обмотки 12 (см. рис. 189), которая компенсирует искажение характеристики регулятора, вносимое цепью обратной связи. Воздействие резких толчков и тряски смягчает противовес подвижной системы, который состоит из груза 21, пружин 20 и рамки 19, связанной через призму 18 и шпильку цилиндрической пружины 9 с подвижной контактной колодкой 5.

Регулятор ТРН-1 отличается от регулятора ТРН-1А разбивкой ступеней, количеством витков и диаметром проволоки резисторов. На регуляторах ТРН-1, выпущенных до августа 1961 г., резисторы такие же, как у регулятора ТРН-1 А; кроме того, на них установлены два регулировочных реостата: «высокая скорость», переименованный в реостат «корректировка напряжения», и «холостой ход», замененный постоянным резистором. Схема включения регулятора ТРН-1 А в схему представлена на рис. 190, а.

Электродинамические вибрационные регуляторы типов СРН-7 и Рч80-221 имеют один и тот же принцип действия и аналогичные конструкции.

Рис. 190. Электрические схемы регуляторов напряжения:

а — ТРН-1А; б — 1*00-221; в — СРН-7

Регулятор напряжения типа РОО-221 (рис. 191, а, 190, 6) вместе с двумя резисторами 22 (29Я) типа ОУ1-8-3, резистором 15 (27Я) типа ТР617 и конденсаторами 16 (СЗ и С4) типа ТС655 смонтирован на основании 1 из прямоугольной текстолитовой доски. Остальные резисторы 23Я-26Я и 28Я, включенные в схему регулятора (см. рис. 191,6), смонтированы либо на отдельной панели вместе с измерительным шунтом ЧМЭЗ, либо на общей панели резисторов ЧМЭ2. Электромагнит регулятора состоит из литого П-образного ярма 11, цилиндрического сердечника 12, неподвижной 13 и подвижной 14 катушек. Цилиндрическая расточка в левой стойке ярма 11 я сердечник 12 образуют кольцевой зазор, в котором перемещается подвижная катушка 14, намотанная на легкий латунный каркас. Этот каркас приклепан-к двум боковинам легкого латунного рычага 17. Через нижнюю призму 18 рычаг 17 опирается на ярмо 1/, а за верхнюю короткую призму 19 зацеплен конец пружины 8.

На верхнем конце рычага 17 установлен держатель подвижных контактов, конструкция которого имеет два варианта. Держатель 7 первого варианта имеет горизонтальную полку, на которой при помощи вертикальных шпилек 6 установлены два подвижных контакта. Держатель 25 второго варианта (рис. 191,6) представляет собой трапециевидную латунную пластину с ребрами жесткости по краям. Каждый подвижной контакт состоит из двух частей: серебряного диска 4 справа и угольного цилиндра 3 слева. При первом варианте держателя 7 угольный цилиндр 3 имеет диаметральный канал для вертикальной шпильки 6 и осевой канал для болта 20, который ввернут в отверстие с резь-бон в шпильке 6 перпендикулярно ее оси и притягивает серебряный диск 4 к угольному цилиндру 3. Держатель 25 второго варианта расположен между серебряным диском 4 и угольным цилиндром 3, которые стянуты болтом 20, расположенным горизонтально по их оси. Неподвижные контакты: два серебряных 2 слева и два угольных 5 справа — закреплены в четырех стойках 21, установленных на основании 1. Равномерное распределение тока между параллельными группами контактов регулируют перемещением среднего хомута резисторов 22 (29Я).

Постоянную величину напряжения вспомогательного генератора ВГ (N0) при различной частоте вращения якоря регулятор ЩлХ)-22\ поддерживает изменением силы тока в параллельной обмотке возбуждения Ю1-02 (см. рис. 191,6). На рычаг 17 подвижных контактов (см. рис. 191, а) действуют две силы: сила упругости пружины 8 и электромагнитная сила взаимодействия подвижной 14 и неподвижной 13 катушек, которая зависит от напряжения вспомогательного генератора и стремится притянуть подвижные контакты к левым неподвижным. Когда усилие пружины прижимает подвижные контакты к правым неподвижным, резисторы 26Я и 25Я соединены параллельно между собой и последовательно с обмоткой возбуждения Ю1-02 (см. рис. 190,6). Сопротивление цепи обмотки в этом случае минимальное, возбуждение максимальное и напряжение вспомогательного генератора начинает увеличиваться. Пропорционально напряжению увеличивается электродинамическая сила взаимодействия подвижной и неподвижной катушек, которая преодолевает силу упругости пружины, отрывает подвижные контакты от правых неподвижных и отключает параллельную цепь резистора 25Я. Сопротивление цепи обмотки возбуждения увеличивается, возбуждение, напряжение и электродинамическая сила уменьшаются, подвижные контакты снова притягиваются пружиной к правым неподвижным, и весь цикл повторяется в режиме вибрации подвижных контактов около правых неподвижных.

Читайте также:  Что называют эквивалентным напряжением

При большей частоте вращения якоря вспомогательного генератора описанное выше ограничение возбуждения становится недостаточным, напряжение растет и подвижные контакты начинают соприкасать-

Рис. 191. Регуляторы напряжения:

а -1?0.0-221 первого варианта, б — 1ЮО-221 второго варианта, в — схема панели регулятора г

Источник

Схема регулятора напряжения тепловоза

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ БРН-ЗВ ТЕПЛОВОЗА

Полупроводниковые регуляторы напряжения типа БРН-ЗВ устанавливаются на тепловозах 2ТЭ10Л, 2ТЭ10В и ТЭП60 для автоматического регулирования напряжения вспомогательного генератора. Регулятор состоит из двух основных узлов: измерительного и регулировочного (рис.238).

Измерительный узел регулятора дает сигнал регулирующему узлу на увеличение тока возбуждения возбудителя, если его напряжение становится ниже 75 В, и сигнал на уменьшение тока возбуждения возбудителя, когда напряжение превысит 75 В. Измерительный узел выполнен по мостовой схеме. Первое плечо моста состоит из резисторов R1′, R1 и части потенциометра R2, второе — из остальной части потенциометра R2 и резистора R3, третье плечо — из резистора R4 и четвертое — из стабилитронов ДЗ (или запасного Д6), Д4 и Д5. В диагональ моста включен переход эмиттер—база транзистора 77. Сопротивления резисторов и двух частей потенциометра R2 подобраны таким образом, что если напряжение вспомогательного генератора ниже 75 В, то напряжение на зажимах стабилитрона ДЗ меньше, чем напряжение стабилизации (см. п. 2 этой главы). Стабилитрон закрыт и пропускает совершенно незначительный по величине ток. В этих условиях потенциал базы транзистора Т1 выше потенциала эмиттера. Сопротивление транзистора велико, или, как говорят, транзистор закрыт. Рассмотрим второй случай работы измерительного узла, когда напряжение вспомогательного генератора превышает 75 В. В этих условиях напряжение на зажимах стабилитрона ДЗ становится выше напряжения стабилизации, стабилитрон пропускает достаточно большой обратный ток. Потенциал эмиттера транзистора 77 окажется выше потенциала базы, т. е. создаются условия открытия этого транзистора. В результате открытия транзистора Т1 ток от вспомогательного генератора ответвляется из первого плеча моста измерительной части, проходит через эмиттер—коллектор транзистора 77 и далее через резистор R5, переходы база—эмиттер транзисторов Т2 и ТЗ, дроссель Др1 на минусовый вывод генератора. При таком направлении тока транзисторы Т2 и ТЗ открываются. Эти два транзистора включены по схеме составного транзистора для усиления выходного сигнала. Сопротивление перехода между эмиттером и коллектором транзистора ТЗ становится близким к нулевому значению.

Таким образом, в основу работы измерительного узла регулятора напряжения положено использование различных электрических характеристик проволочных резисторов и стабилитрона. Так, при увеличении напряжения вспомогательного генератора пропорционально возрастает падение напряжения на первых трех плечах моста измерительного узла. На четвертом плече (на стабилитроне ДЗ) падение напряжения возрастает лишь до тех пор, пока напряжение вспомогательного генератора не превысило 75 В. После этого приложен-

ное к стабилитрону ДЗ обратное напряжение достигает величины напряжения стабилизации, стабилитрон пропускает ток и увеличение приложенного напряжения прекращается. При дальнейшем увеличении напряжения вспомогательного генератора электрический потенциал базы транзистора Т1, соединенной с выводом стабилитрона ДЗ, практически не повышается. Потенциал эмиттера транзистора, соединенного с движком потенциометра R2, продолжает повышаться, что и приводит к его открытию.

Транзистор ТЗ является выключателем, управляющим работой регулирующего узла регулятора напряжения, который непосредственно поддерживает постоянным напряжение вспомогательного генератора, изменяя величину тока возбуждения. Условно можно представить, что контакты этого выключателя замкнуты при напряжении вспомогательного генератора до 75 В и разомкнуты при его дальнейшем повышении.

Регулирующий узел (см. рис. 238) регулятора представляет собой мультивибратор. Основными его частями являются два кремниевых тиристора — силовой Т4 и управляющий Т5, конденсатор С2, стабилитроны Д14, Д15, Д17 и резисторы R6, R7. Последовательно с мультивибратором включена обмотка независимого возбуждения ОВ вспомогательного генератора ВГ.

Рассмотрим цикл работы мультивибратора, начав с момента, когда
конденсатор С2 разряжен, а тиристор ТЗ закрыт. Ток от плюса якоря вспомогательного генератора проходит через диод ДЗБ заряда аккумуляторной батареи, замкнутые контакты реле РУЗ, обмотку возбуждения ОВ, резистор R6, диод Д9, открывший стабилитрон Д17, цепь управляющего электрода у тиристора Т4 и далее через дроссель Др1 возвращается на минус вспомогательного генератора. Под действием небольшого напряжения, приложенного между управляющим электродом У и катодом К, тиристор Т4 открывается. Через обмотку возбуждения ОВ возбудителя начинает проходить ток по цепи: плюс якоря вспомогательного генератора, обмотка ОВ, диоды Д11, Д12, тиристор Т4, дроссель Др1, минус якоря. В этом положении последовательно с обмоткой возбуждения не включены какие-либо элементы со значительным сопротивлением. Ток возбуждения достигает наибольшей величины, напряжение вспомогательного генератора начинает расти даже при минимальной частоте вращения его якоря.

Рис. 238. Схема регулятора напряжения типа БРН-ЗВ

Открывшийся тиристор Т4 шунтирует цепь, состоящую из резистора R6, диода Д9, стабилитрона Д17, вызывая закрытие этого стабилитрона. Однако снятие напряжения с управляющего электрода тиристора не приводит к его закрытию. Известно, что для закрытия тиристора необходимо еще хотя бы кратковременно приложить обратное напряжение (см. п. 2 данной главы).

Одновременно с этим процессом происходит заряд конденсатора С2, так как его правая обкладка соединена. через резистор R7 с плюсом якоря вспомогательного генератора, а левая обкладка — с минусом якоря через открытый тиристор Т4.

По мере заряда напряжение на конденсаторе растет и, наконец, достигает величины, которая достаточна для открытия стабилитронов Д14 и Д15. Создается цепь тока управления тиристором Т5: после стабилитрона Д15 через управляющий электрод У, катод К тиристора Т5, дроссель Др2 па минус якоря вспомогательного генератора. Тиристор Т5 открывается, начинается разряд конденсатора С2, так как теперь его правая обкладка соединена через тиристор Т5, дроссель Др2 к минусу якоря вспомогательного генератора, как и левая обкладка.

Читайте также:  Как изменяется напряжение при изменении силы тока

Разрядное напряжение конденсатора С2 подается через дроссель Др1 на катод К тиристора Т4. Этот импульс обратного для тиристора Т4 напряжения запирает его. Прекращается прохождение тока по обмотке возбуждения ОБ возбудителя, и напряжение на его выводах начинает падать.

Как только закрылся тиристор Т4 (при окрытом тиристоре Т5), начинается перезаряд конденсатора С2 по цепи: плюс якоря вспомогательного генератора, обмотка возбуждения ОБ, диоды Д11, Д12, конденсатор С2, тиристор Т5, дроссель Др2, минус якоря вспомогательного генератора. Теперь левая обкладка конденсатора приобретает положительный потенциал, а правая — отрицательный. Одновременно с зарядкой конденсатора растет напряжение на стабилитроне Д17 до момента его открытия, приводящего к открытию тиристора Т4. Вновь замыкается цепь тока через обмотку возбуждения возбудителя. Конденсатор С2 разряжается через открывшийся резистор Т4. Напряжение конденсатора подается через дроссели Др1 и ДР2 на катод тиристора Т5 и закрывает его. Начинается новый цикл заряда конденсатора С2 (правая обкладка вновь приобретает положительный потенциал) и работы мультивибратора в целом, полностью повторяющий уже рассмотренный. В результате мультивибратор находится в режиме автоколебаний с частотой около 400 Гц. Частота колебаний тока зависит от емкости конденсатора С2 и сопротивления резистора R7, замедляющего заряд конденсатора.

Параметры схемы мультивибратора подобраны таким образом, чтобы продолжительность прохождения тока через обмотку возбуждения возбудителя была достаточной для повышения напряжения возбудителя более 75 В. Словом, периодическое отклю-чение питания током обмотки возбуждения мультивибратором в режиме автоколебаний не приводит к снижению напряжения возбудителя ниже 75 В.

Когда напряжение вспомогательного генератора незначительно превысит 75 В, измерительный узел регулятора, как было показано выше, открывает транзистор ТЗ. Транзистор шунтирует стабилитрон Д17 и управляющий электрод тиристора Т4. Теперь очередного открытия тиристора Т4 не происходит, так как практически отсутствует напряжение на стабилитроне Д17 даже при полностью перезаряженном конденсаторе С2. Автоколебания мультивибратора прекращаются в положении, когда закрытый тиристор Т4 не пропускает тока по обмотке возбуждения возбудителя. Напряжение возбудителя начинает падать. После его снижения несколько ниже 75 В измерительный узел закрывает транзистор ТЗ, что возвращает мультивибратор в режим автоколебаний, обеспечивающий повышение напряжения . возбудителя.

В результате воздействия измерительного узла на регулирующий узел (мультивибратор) напряжение вспомогательного генератора при постоянной частоте вращения якоря колеблется в пределах приблизительно 0,5 В, т. е. поддерживается практически постоянным. Частота колебаний напряжения, достигает 60 Гц.

В схему регулятора напряжения введен ряд дополнительных элементов, назначение которых состоит в следующем. Конденсатор С1 сглажи-
вает колебания напряжения на входе в измерительный узел регулятора. Стабилитроны Д4 и Д5 компенсируют изменение напряжения на стабилитроне ДЗ при различной температуре, т. е. они позволяют исключить влияние температуры измерительного узла на величину поддерживаемого напряжения вспомогательного генератора. Диоды Д1 и Д2 защищают транзистор Т1 от импульсов обратного напряжения при работе регулятора, а диоды Д13, Д16, Д8 и Д9 предупреждают появление обратных напряжений на переходах управляющий электрод — катод тиристоров Т4 и Т5 при перезарядке конденсатора С2. Диод Д8 одновременно защищает от обратных напряжений и транзисторы Т2 и ТЗ.

Уменьшение тока утечки транзистора Т1 достигается с помощью диода Д7. Для гашения электромагнитной энергии, накопленной в обмотке возбуждения возбудителя, при каждом ее размыкании служит диод Д10, который включен на зажимы этой обмотки. Диоды Д11 и Д12 предупреждают самопроизвольные колебания тока в контуре обмотки ОВ и конденсатора С2 и, следовательно, потерю управляемости мультивибратора. Дроссели Др1 и Др2 зашищают тиристоры Т4 и Т5 от чрезмерных импульсов тока при их переключениях.

Дроссели Др1 и Др2 снижают скорость изменения тока в тиристорах Т4 и Т5, защищая их от коммутационных перенапряжений. Цепочки резисторов R8, R9 и конденсаторов СЗ и С4 повышают помехоустойчивость регулятора напряжения.

Регулировка напряжения вспомогательного генератора, поддерживаемого регулятором, осуществляется весьма просто за счет изменения положения движка потенциометра R2.

При пуске дизеля первоначально цепи регулятора напряжения и обмотки возбуждения возбудителя получают питание током от аккумуляторной батареи. Благодаря максимальному возбуждению напряжение вспомогательного генератора быстро возрастает. Когда напряжение вспомогательного генератора становится больше напряжения аккумуляторной батареи, цепи регулятора напряжения и обмотка возбуждения переходят на

питание током от якоря вспомогательного генератора через диод ДЗБ.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала дизеля и механически связанного с ним якоря возбудителя регулятор напряжения увеличивает относительную продолжительность выключения мультивибратора* т. е. снижает среднюю величину тока возбуждения возбудителя, поддерживая напряжение на выводах возбудителя в пределах 75 ± 1 В во всем диапазоне работы силовой установки тепловоза.

Подробное ознакомление с работой полупроводникового регулятора напряжения не только поможет читателю уяснить принцип его действия, но и позволит ознакомиться со способами применения полупроводниковых вентилей, стабилитронов, транзисторов, тиристоров в регулирующих устройствах тепловозов.

Общий вид полупроводникового регулятора напряжения показан на рис. 239. Регулятор подключается к электрическим цепям тепловоза при помощи штепсельного разъема.

Почти вся электрическая аппаратура сосредоточена в кабине машиниста и в аппаратных камерах.

Расположение электрической аппаратуры в аппаратных камерах тепловоза 2ТЭ10Л показано на рис. 240.

На передней стенке правой аппаратной камеры находятся автоматы и тумблеры электрических схем управления и освещения тепловоза, отдельные измерительные приборы.

Аппаратные камеры для удобства и быстроты доступа к электрическим аппаратам расположены на тепловозах рядом с кабиной машиниста.

Электрические аппараты, установленные в аппаратной камере, имеют открытые токоведущие части. Во избежание поражения электрическим током категорически запрещается входить в аппаратную камеру, когда электрооборудование находится под напряжением, независимо от его величины. Для предупреждения случаев травматизма двери аппаратных камер оборудованы выключателями. Если дверь открыта, то выключатели
разрывают цепи питания контакторов возбуждения возбудителя и генератора. Генератор переводится на режим холостого хода, и в камеру не подается высокое напряжение.

Расположение электрооборудования в кабине машиниста показано на рис. 12. Отдельные электрические аппараты приближены к объектам управления. Например, реле масляного давления обычно устанавливаются непосредственно на дизелях.

Читайте также:  Среднее значение величины u напряжения

Источник



Проверка и настройка электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т

Полный текст Вакансии Курсы Консультации

Проверка и настройка электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т.

Функцию электронного регулятора напряжения (ЭРН) на тепловозе ЧМЭ3Т выполняет плата YRN3 электронного регулятора GC-43 (GC-40). Плата установлена в левой части верхнего ряда корзины регулятора рис. 1.

Функциональная схема ЭРН представлена на рис.2.

Схема ЭРН содержит элемент сравнения, пропорционально-интегрального регулятор, генератор ШИМ, транзисторный ключ, вспомогательный генератор, аккумуляторную батарею, датчик тока заряда аккумуляторной батареи и представляет собой одноконтурную систему стабилизации напряжения бортовой сети 115 В с коррекцией по току заряда аккумуляторной батареи.

Текущее значение напряжения вспомогательного генератора через вход А2 подается на элемент сравнения, где сравнивается с опорным напряжением. Величина рассогласования ∆=Uоп — Uа2 подается на ШИМ генератор, где формируется ШИМ сигнал пропорциональный величине рассогласования. Сформированный ШИМ сигнал усиливается транзисторным ключом, нагрузкой которого является обмотка параллельного возбуждения вспомогательного генератора. При отклонении текущего значения напряжения вспомогательного генератора от номинального значения 115 В, ток в обмотке параллельного возбуждения изменяется пропорционально величине рассогласования, соответственно, изменяется текущее значение напряжения вспомогательного генератора. Напряжение вспомогательного генератора используется для зарядки аккумуляторной батарей, ток зарядки аккумуляторной батареи создает падение напряжения на датчике зарядки аккумуляторной батареи, которое через вход С поступает на элемент сравнения. При отклонении Uс от значения опорного напряжения на элементе сравнения формируется величина рассогласования, которая воздействуют на регулятор, в результате понижается напряжение вспомогательного генератора, тем самым ограничивается ток заряда аккумуляторной батареи.

Принципиальная электрическая схема платы YRN3 представлена на рис.3.

На схеме рис.3 функции элемента сравнения и ПИ регулятора выполняет микросхема NL1. Принципиальная схема NL1 представлена на рис.4. Опорное напряжение с вывода 4 NL1 через резистор R5 подается на вход элемента сравнения вывод 3 NL1. С вывода А2, контакт 53,54, через делитель R4, R20, R21, текущее значение напряжения вспомогательного генератора подается на вывод 2 NL1.

С вывода С, контакт 21,22, напряжение пропорциональное току зарядки аккумуляторной батареи подается на вывод 10 NL1. Регулирующее напряжение, сформированное по ПИ

закону, с вывода 6 NL1, через резистор R7, поступает на вход ШИМ генератора, который выполнен на микросхеме NL2, вывод 2. С выхода NL2, вывод 6, ШИМ сигнал подается на транзисторный ключ, который состоит из трех транзисторов, VT1, VT2, VT3. В коллектор составного транзистора VT2, VT3 включена обмотка параллельного возбуждения вспомогательного генератора.

К проверке и настройке электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т при капитальном ремонте в условиях завода и текущем ремонте в условия депо предъявляются отличающиеся друг от друга требования.

При капитальном ремонте в условиях завода, проверка и настройка электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т должна производится в соответствии с «Правилами капитального ремонта электронного оборудования тепловозов ЧМЭ3Э, ЧМЭ3Т № ЦТ-ЦТВР-394».

На основании п.2.2 правил ЦТ-ЦТВР-394 все блоки электронных регуляторов, находящиеся в эксплуатации более 15 лет, изготавливаются вновь.

Тепловозы ЧМЭ3Т выпускались с 1984 по 1991 год, т. е. с момента выпуска последнего тепловоза прошло более 20 лет, следовательно, при капитальном ремонте электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т, плата YRN3 должна быть заменена на новую настроенную и проверенную.

При текущем ремонте в условия депо проверка и настройка электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т должна производится в соответствии с ТИ 705 « Техническое обслуживание и ремонт электронных регуляторов GC-43, GC-35 тепловозов ЧМЭ3Т» п.6.5. В соответствии с п. п. 6.5.1.1 – 6.5.1.5 ТИ 705 требуется проверить функционирование петли тока и напряжения, а также переходную характеристику регулятора.

Фактически, в соответствии с п. п. 6.5.1.1 – 6.5.1.5 ТИ 705 производится проверка регулятора в статическом режиме, т. е. с разомкнутой петлей обратной связи по току и напряжению. В статическом режиме проверяется исправность элементов электрической рис. 3, подобная проверка не позволяет сделать заключение о исправности электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т, например, при сдаче его контролеру ОТК.

Проверка электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т с замкнутой петлей обратной связи по напряжению и подключением реальных силовых агрегатов, т. е. фактической нагрузки возможна на «Стенде испытания электрических аппаратов тепловозов и дизель-агрегатов А2288».

Для подключения платы YRN3 к стенду испытания электрических аппаратов тепловозов и дизель-агрегатов А2288 изготавливается приспособление, схема приспособления и схема проверки платы YRN3 представлена на рис.5.

Получить полный текст Подготовиться к ЕГЭ Найти работу Пройти курс Упражнения и тренировки для детей

Приспособление состоит типового разъема URS электронного регулятора GC-43, предназначенного для подключения платы YRN3, электрической схемы содержащей резистор, диод, лампу накаливания мощностью 8 Вт на напряжение 110 В и четырехштырьковой вилки типа ШРГ20У4.

Приспособление подключается к разъему Х1 стенда А2288. Проверка платы YRN3 производится в соответствии с инструкцией «Стенд испытания электрических аппаратов тепловозов и дизель-агрегатов» А2288.00.00. ПС п.8.5 «Регуляторы напряжения».

Проверка электронного регулятора напряжения тепловоза ЧМЭ3Т на стенде А2288 позволяет решить множество спорных вопросов связанных с его эксплуатацией, но стенд А2288 не позволяет произвести проверку работы петли обратной связи регулятора по току зарядки аккумуляторной батареи тепловоза.

В «Спецификации испытания регулятора GC-43 Т-50974» для настройки и контроля работы петли обратной связи по напряжению предлагается использовать приспособление рис.6. Параллельно конденсатору С1 подключается вольтметр с диапазоном измерения 0-150 В. Для проверки работы петли обратной связи по напряжению необходимо изменять напряжение +Uв в пределах 100-130 В. При исправной плате YRN3 вольтметр должен показывать напряжение не более 115 В.

Для проверки и настройки петли обратной связи по току в схему рис.6 необходимо внести изменения в соответствии с рис.7.

При замыкании выключателя В1 подключается петля обратной связи по току. Для проверки работы петли обратной связи по току необходимо изменять напряжение +Uв в пределах 100-130 В. При исправной плате YRN3 вольтметр V 0-1 В должен показывать напряжение не более 0,65 В.

При помощи приспособления рис.7 были проверены электронные регуляторы напряжения тепловоза ЧМЭ3Т различных производителей. Результаты проверки представлены в таблице 1.

Источник