Меню

Схема фонокорректора с регулятором

Схема фонокорректора с регулятором

Ламповый фонокорректор-приставка на 6Н2П

На задней панели моего лампового усилителя можно увидеть разъём типа DIN-5 (СГ-5). Я оставил его как задел на будущее, точно не зная, как именно смогу его использовать. В этом году наконец наступила ясность — я задействовал его для подключения самодельного фонокорректора, вынесенного в отдельный блок.

Порой фонокорректор путают с темброблоком — узлом, позволяющим менять баланс высоких и низких частот для придания звуку желаемой окраски. У фонокорректора совсем другое назначение: без него не обойтись при воспроизведении музыки с виниловых пластинок, если используется магнитная головка звукоснимателя. Дело в том, что сигнал записывается на пластинки с изменением спектра: амплитуда низкочастотных колебаний существенно уменьшается, а высокочастотных — увеличивается. Это делается для снижения потерь; АЧХ такого преобразования называется кривой RIAA (Recording Industry Association of America) и выглядит следующим образом:

Чтобы восстановить сигнал в исходном виде, звуковую дорожку нужно «распаковать», а затем усилить сигнал до уровня, достаточного для подачи в схему основного усилителя. Этим и занимается фонокорректор. По сути, он представляет собой небольшой предусилитель со встроенным набором фильтров.

В большинстве заводских усилителей есть встроенный фонокорректор, но в моей самоделке его по понятным причинам не было. Фонокорректор можно было бы расположить в имеющемся корпусе, но тогда пришлось бы либо радикально уплотнять внутреннюю компоновку, чтобы разместить лампы в «подвале», либо отказываться от красивых зелёных индикаторов спереди. Эти варианты меня не устраивали, поэтому я решил сделать фонокорректор в виде отдельного устройства. А когда я взялся продумывать его конструкцию, то понял, что можно обойтись без отдельного блока питания, если использовать тот, что встроен в усилитель. Запас по мощности вполне позволял это сделать, а техническая реализация такого финта не представляла сложности. Таким образом, было решено делать фонокорректор в формате приставки к основному устройству. Лично я таких девайсов не встречал — хотя, быть может, они мне просто не попадались на глаза.

Я подвёл к разъёму DIN-5 накальное и анодное напряжения, а также провод «земли». Контакты я назначил так, чтобы в случае ошибочного подключения какой-либо другой аудиотехники замкнутых цепей не образовалось бы и ничего бы не сгорело.

В качестве корпуса для фонокорректора был выбран алюминиевый бокс фирмы Gainta (из той же серии, что и кожухи для трансформаторов усилителя). Я прикинул, что в нём можно разместить вот такую несложную, но проверенную временем схему на советских лампах 6Н2П:

Я нашёл её в интернете и немного модифицировал, почитав обсуждения на форумах. Затем я перерисовал схему в программе sPlan 7.0, создав свой шаблон оформления по мотивам иллюстраций в старых книгах по радиоэлектронике.

Рабочий макет фонокорректора я собрал на том же стенде, на котором три года назад собирал усилитель. Я закрепил ламповые панельки на том же расстоянии, на каком собирался их расположить в корпусе, и благодаря этому в дальнейшем смог просто переставить готовую схему с макета, ничего не перепаивая.

Классический «ламповый» навесной монтаж с максимальным использованием выводов самих радиодеталей не только упрощает сборку, но и позволяет снизить уровень наводок.

На схеме выше показан только один канал фонокорректора; для стереозвука их нужно два. Лампа 6Н2П представляет собой двойной триод, то есть можно было бы собрать каждый канал на своей лампе, но по многим причинам лучше использовать половинки разных ламп, как я и сделал.

Чтобы не ошибиться с разметкой корпуса, я сделал упрощённую модель будущего устройства в Inventor:

Я взял советские керамические панельки типа ПЛК-9 с пояском, позволяющим устанавливать экранирующие колпачки. Фонокорректор добавляет два каскада к цепи усиления, так что дополнительная защита от наводок не будет лишней. Полностью панельки не помещались по высоте, так что их пришлось немного вынести наружу. Чтобы пояски смотрелись лучше, я запланировал отполировать их. Ну а пока размечаем отверстия для ламп.

И сверлим много-много дырочек по контуру. Наверное, можно было использовать ступенчатое сверло большого диаметра, но я решил перестраховаться, чтобы не испортить заготовку.

Выровнять отверстия мне помогли точно подобранные по диаметру отрезные круги для дремеля.

Один из наиболее ответственных этапов работы — проделывание отверстий под стойки, к которым будет крепиться начинка. Нельзя ошибиться даже на 0,5 мм, иначе панельки просто не совпадут с окнами в крышке, а переделать что-либо будет очень сложно. Но всё получилось с первого раза.

Стойки не образуют в плане прямоугольник — так было сделано, чтобы внутренняя схема получилась более симметричной, а лампы смотрели «лицом» на меня.

После добавления фильтрующих конденсаторов по питанию получилась вот такая плотно упакованная начинка:

На снимке, увы, монтаж смотрится довольно беспорядочным, хотя я старался выполнить его как можно аккуратнее. Возможно, дело в том, что фотография плохо передаёт объём, и элементы с разных уровней накладываются друг на друга. На самом деле они разнесены на достаточное расстояние, а кое-где для безопасности на их выводы надеты изолирующие трубки.

Читайте также:  Регулятор печки тойота королла ае100

В задней части крышки я пропилил арки диаметром чуть меньше, чем у кабелей. Вместе с бортиком, идущим по краю основания корпуса, это обеспечивает надёжную фиксацию кабелей, а крышка остаётся легко снимаемой.

На следующей фотографии левый кабель служит для подключения к блоку питания усилителя, средний передаёт выходной сигнал, а правый является входом для проигрывателя пластинок.

Доставшийся мне в наследство проигрыватель Radiotehnika «Ария-102-стерео» имеет выходной разъём того же типа DIN-5. Конечно, его можно заменить на современные «тюльпаны», но я решил оставить вещь в её оригинальном виде. Если у меня появится другой проигрыватель, проще будет перепаять разъём на кабеле фонокорректора.

Снизу к корпусу приклеены четыре ножки, вырезанные из листовой резины с хорошей «хваткостью».

Вот так система выглядит в сборе:

Фонокорректор работает чисто, практически не добавляет шума, так что можно даже не ставить на лампы экранирующие колпачки.

Меня нельзя назвать виниломаном, да и «Ария-102» — прямо скажем, не тот проигрыватель, от которого стоит ждать небывалых глубин звука. Свой фонокорректор я делал не с целью превзойти серийные решения. Скорее мне было интересно создать ламповое устройство в необычном форм-факторе — ну и получить возможность слушать грампластинки через свой усилитель, конечно же. В этом плане затея удалась на все сто.

Источник

Фонокорректор от А до Я. Руководство по покупке и эксплуатации

Руководство по покупке и эксплуатации

Для покупателей проигрывателей винила исключительно важным является вопрос правильного выбора фонокорректора, без которого слушать виниловые пластинки просто невозможно. При этом далеко не все из тех меломанов, что только собираются приобщиться к винилу, понимают, что такое фонокорректор, и для чего он нужен. Разобраться во всем и сделать правильный выбор поможет наша статья.

Что такое фонокорректор?

Почему же нельзя подключать вертушку без фонокорректора напрямую к усилителю, ресиверу или активной акустике? Да просто потому, что вы ничего не услышите в колонках. Фонокорректор, он же phono equalizer или phono stage, необходим для того, чтобы придать слабому сигналу, записанному на грампластинке, линейную амплитудно-частотную характеристику и сделать его достаточным по уровню для того, чтобы с ним могли работать следующие далее по цепи усилители. Ведь изначально сигнал на виниле записывается с существенным искажением тонального баланса, с большим равномерным спадом от высоких к низким частотам. И для того, чтобы не только усилить слабый электрический сигнал, формируемый головкой звукоснимателя, но и сделать его линейным, нужен фонокорректор.

С каким сигналом работает фонокорректор?

На пластинках, издаваемых после 1954 года, записывается сигнал, соответствующий кривой стандарта RIAA (Recording Industry Association of America), частотная характеристика которой выглядит примерно так.

До установления единого стандарта на рынке одновременно существовали до сотни (!) различных вариантов кривых, которые использовали звукозаписывающие компании для свои пластинок. Причем даже один лейбл мог одновременно иметь несколько версий для разных скоростей вращения, для каждой из которых требовалась отдельная эквализация. Встречались варианты от Columbia, Victor, Decca и других издателей. Все это создавало невероятную путаницу как для производителей техники, так и покупателей. В студийных фонокорректорах той эпохи были переключатели для нескольких десятков кривых. Поэтому сегодня все виниловые пластинки записаны по единому стандарту RIAA и нужды в приобретении сложного корректора с множеством переключаемых контуров больше нет, если только вы не являетесь обладателем большой коллекции западных пластинок, выпущенных в 1940-50-х годах.

Что делает фонокорректор?

Как уже было сказано, он восстанавливает сигнал в том виде, в котором он был изначально сведен и записан на магнитную ленту или жесткий диск до того, как в него были внесены предискажения для печати винила. От точности этого восстановления зависит то, насколько качественным будет звучание всей системы при воспроизведении виниловых пластинок. Вне зависимости от типа и конструкции корректора, его сердцем является именно цепочка коррекции, которая может быть активной или пассивной. Это означает, что восстановление исходной формы сигнала происходит либо в пассивных цепях из резисторов, конденсаторов и катушек индуктивности, либо при помощи активных транзисторных (полупроводниковых) или ламповых каскадов.

Какие бывают фонокорректоры?

Фонокорректоры условно подразделяются на несколько видов, в зависимости от того, какая головка звукоснимателя установлена на проигрывателе винила. Несмотря на немного отличающуюся конструкцию головок с подвижным магнитом и с подвижной катушкой, обе этих разновидности работают по принципу электромагнитной индукции и различаются уровнем напряжения и внутреннего сопротивления. Соответственно, для каждого вида понадобится фонокорректор с нужными для правильной нагрузки электрическими характеристиками, а также достаточным коэффициентом усиления. Поэтому сегодня в продаже есть корректоры трех основных разновидностей – для ММ головок, для МС головок и универсальные модели, которые можно настроить для работы с разными картриджами.

Читайте также:  Схема регулятора оборотов для двигателя от стиралки

Фонокорректор для головок с подвижным магнитом (ММ)

Самая распространенная разновидность фонокорректоров на рынке. Поскольку подавляющее большинство проигрывателей винила начального и среднего уровня оснащаются ММ-головками, то именно такие корректоры массово встраиваются в усилители и в ресиверы, а также выпускаются в виде отдельно стоящих компонентов. С точки зрения характеристик они, как правило, отличаются не самым высоким уровнем усиления сигнала – в среднем от 36 до 46 дБ. Главная их особенность, это установленное на входе сопротивление в 47 000 Ом (47 кОм). Такой высокий уровень позволяет согласовать корректор с ММ-картриджами, у которых внутреннее сопротивление и индуктивность весьма высоки. Обычно такие корректоры предназначены для работы с ММ-головками чувствительностью от 2 мВ. В истории существовали головки с подвижным магнитом с низкой чувствительностью, по своим характеристикам приближавшиеся к МС-картриджам, но большого распространения они не получили. В частности, их выпускала компания Stanton. Еще одна важная особенность хорошего корректора данного типа, это возможность подключать на вход дополнительную емкость. Иногда ММ-головке не хватает емкости соединительных проводов и стандартной емкости на входе для того, чтобы правильно звучать. И такая опция позволяет выровнять тональный баланс картриджа.

Фонокорректор для головок с подвижной катушкой (МС)

В настоящее время фонокорректоров, предназначенных для работы исключительно с МС-головками, выпускается не так много, но они все же существуют. Как правило, это отдельно стоящие аппараты достаточно высокого класса, предназначенные для включения в качественные аудиосистемы. Особенностью таких моделей является тщательный подбор комплектующих с минимальным уровнем собственных шумов. Ведь речь идет об усилении слабейшего сигнала, формируемого катушкой. Вообще, среди головок с подвижной катушкой различают два подвида – с низкой и высокой чувствительностью. Последняя разновидность может иметь на выходе напряжение до 3 мВ, и, по сути, она аналогична ММ-картриджам с точки зрения электрической нагрузки, и ее нужно использовать с ММ-фонокорректором. А вот для головок с низкой чувствительностью – обычно от 0,15 до 0,5 мВ – предназначены МС-корректоры. Они имеют высокий уровень усиления – от 60 дБ и выше, и часто дают пользователю возможность выбрать значение нагрузки сопротивления. Типовое значение составляет 100 Ом, однако оно не всегда подходит для всех картриджей, и тогда важно иметь возможность выбрать другое значение.

Существует еще одна разновидность корректоров для МС-головок, в которых на входе устанавливаются повышающие трансформаторы.

Повышающий трансформатор (МС-трансформатор)

Они позволяют поднять уровень сигнала, поступающего с МС-головки, до значений, которые позволят в дальнейшем подключить выходы с трансформатора к обычному ММ-корректору. Такое решение особенно хорошо подходит для головок с очень низкой чувствительностью, ведь пассивное усиление сигнала позволяет избавиться от шумов, которые при работе активного каскада с собственным питанием могут становиться слышимыми при последующем усилении сигнала. Обычно встроенные либо отдельные трансформаторы применяются в компонентах или системах достаточно высокого класса.

Универсальный фонокорректор (ММ/МС)

Как следует из названия, такой корректор может работать с любыми головками звукоснимателя. В идеале у него есть два отдельных входа для двух типов головок, а внутри присутствуют два отдельных тракта коррекции и усиления. Однако во многих моделях встречается совмещение цепочки коррекции, а подача сигналов на нее происходит путем переключения входов. В самых продвинутых и дорогих моделях сегодня управление параметрами нагрузки и усиления каждого типа головок происходит автоматически. Корректор сам определяет, какого типа головка к нему подключена, и процессор сам выставляет нужные значения коэффициента усиления, сопротивления и емкости. Однако наиболее распространенные на рынке бюджетные модели имеют фиксированные значения для двух входов. Обычно это 40 дБ и 47 кОм для ММ-головок и 60 дБ и 100 Ом для МС-картриджей.

Встроенный или выносной?

Логика подсказывает, что отдельный фонокорректор должен обеспечивать лучшее качество звука хотя бы потому, что имеет свой отдельный блок питания и свободен от ограничений, налагаемых на конструкцию встроенных модулей из-за необходимости разместить их внутри того же корпуса, что и множество других каскадов, включая усилители мощности. Особенно если речь идет о бюджетной аппаратуре. Да, в истории аудио были примеры, когда встроенные в предварительные усилители фонокорректоры оказывались на голову лучше тех, которыми аудиофилы пытались «улучшить» звук системы, но они так и остались исключением из правил. Поэтому если вы хотите услышать, на что способен ваши проигрыватель винила, постарайтесь купить ему хороший внешний корректор.

Какой фонокорректор нужен вам?

Выбор фонокорректора зависит от того, как вы планируете использовать проигрыватель винила.

Если для вас вертушка – это просто дополнительный элемент системы, а основным источником сигнала в ней остается «цифра», то встроенного в проигрыватель или усилитель ММ-корректора будет вам вполне достаточно. В крайнем случае, если ни в вертушке, ни в усилителе нет фонокорректора, то можно приобрести самую простую бюджетную модель. Ценовой ориентир – 10 000 – 15 000 рублей.

Читайте также:  Реле регулятора бид ф3

Если же увлечение винилом у вас грозит перерасти в страсть, то к выбору корректора нужно подойти самым тщательным образом. Сперва нужно решить, какие головки звукоснимателя вы будете использовать. Да, в пределе МС-картриджи с низкой чувствительностью обеспечивают более высокое качество звука, но они и стоят дороже. Кроме того, в них отсутствует возможность самостоятельной замены иглы по мере ее износа. Если же говорить о головках средней ценовой категории, где одновременно встречаются и ММ, и МС, и MI модели, то есть смысл остановиться на качественном ММ-фонокорректоре и использовать вместе с ним головки с высокой чувствительностью. Такой корректор обойдется в сумму от 40 000 до 100 000 рублей.

В том случае, если вы твердо решили выжать максимум из своих пластинок, то вы, скорее всего, сделаете выбор в пользу головок с подвижной катушкой и низкой чувствительностью. Для того, чтобы раскрыть их потенциал, придется повозиться. Самый популярный вариант, это приобрести отдельный повышающий трансформатор с характеристиками, соответствующими внутреннему сопротивлению вашей головки. Существуют трансформаторы, рассчитанные на работу с «низкоомными» (3-6 Ом) и «высокоомными» (30-40 Ом) МС-головками. В сочетании с качественным транзисторным или ламповым ММ-корректором вы получите близкий к идеальному источник сигнала.

Тем не менее, дорогие и качественные универсальные моноблочные фонокорректоры также обеспечивают выдающееся качество звука, при этом они проще в эксплуатации. Как и всегда в области High End, цена указанных решений может быть любой, однако в среднем есть смысл ориентироваться на расходы в районе 150 000 – 500 000 рублей.

Заключение

Вне зависимости от того, какой проигрыватель винила вы приобрели, фонокорректор во многом определяет то, как он будет звучать. Надеемся, что наша статья поможет вам разобраться в многообразии моделей и сделать правильный выбор.

Александр Чечелёв

23 мая 2020 года

Источник



Hi-Fi, Hi-End фонокорректор из любого встроенного советского

На примере 2-х фонокорректоров покажу как можно ЛЮБОЙ (правильно рассчитанный) фонокорректор легко подтянуть до уровня сверх крутых распиаренных КРЕКОВ, НИКИТИНЫХ и им подобных.

Недели 2 назад подарили мне Арктур 006. Восстановил механику (ни разу не использовался что ли? – автостоп из-за заводского брака срабатывал сразу! Аппарат 1986 года). Головка ГЗМ105МД похоже новая. А фонокорректор? Хорошего нет…

До этого восстановил – стоят на полке Электроника-012 (но нужен новый пассик) и встроенного фонокорректора нет, и Радиотехника ЭП-101-стерео со встроенным фонокорректором, но класс низковат. Схемы из 4-х каскадов усиления попробуй собери, и проект был отложен на 2 года.

Анализ схем показал 3 отличия «крутых» от обычных:

  1. конденсатор в обратной связи должен быть неполярным если питание усилителя 2-х полярное;
  2. не должно быть емкости в обратной связи без корректирующего резистора (С11 и С12 в Арктур-006 и С13+С14 с С15+С16 в БРИГ 001);
  3. на выходе усилителя обязательно должен стоять буферный каскад (эмиттерный повторитель) т.к. что микросхема К157УД2 в Арктур-006, что КП303В в БРИГ-001 имеют большое усиление по напряжению ни ничтожную нагрузку по току;
  4. на выходе должен стоять неполярный конденсатор 0,67-1 мкФ. При больших значениях на выходе появляются инфранизкие частоты выгибающие низкочастотный динамик.

Как рассчитать резистор?

У Бриг-001 R27 = 113 кОм, R28 = 16,2 кОм = 16,2 кОм → 113/16,2 = 6,975 кОм.

Следовательно Rвч коррекции → 16,2/6,975 = 2,32 кОм.

Арктур-006 еще проще → 330 кОм и 33 кОм, соответственно Rвч коррекции = 3,3 кОм:

Принимать значения нужно в меньшую сторону. Так для Брига 2,2 кОм, для Арктура 2,7 кОм с разницей в каналах менее 5%.

Самовозбуждения не будет – у БРИГа за это отвечает С2, С5; а у Арктура С1, С2, С7 и С8.

В начале эмиттерный повторитель планировалось разместить после выходного конденсатора, но потом нашлось более изящное решение с меньшим количеством элементов(именно такие решения и называются инженерными—уменьшающие количество деталей при этом улучшающие характеристики).

С Бриг-001 вообще удача – звук стал на уровне лучших рипов пластинок сделанных на оборудовании в 1000 баксов (стоимость только проигрователя, головки и фонокорректора). А вот Арктур хоть и стал очень хорошо играть (по прозрачности и низким не уступая Бригу, но вот фон великоват. Переделывал блок питания, обнаружил КТ814 звониться правильно, но не имеет коэф. усиления! Поменял, но фон остался – может и у КТ815 он равен 10? Прислушался к Арктура работе через фонокорректор Брига – Фон на уровне шумов! Предполагаю наводка идет через трансформатор от импульсного управления двигателя. В распространение радиоволн в 5,5 кГц слабо верится (особенно в их эффективное излучение). Или из-за отсутствия конденсатора на входе, или… Но поиск фона это уже совсем другая история…

Источник

Adblock
detector