Меню

Риски деятельности регулятора это риски

Пример положения о регуляторном риске

В данной статье мы рассмотрим общие положения управления регуляторным риском в микрофинансовой организации (МКК и МФК) и кредитном потребительском кооперативе (КПК).

Микрофинансовая организация и кредитный потребительский кооператив (далее – организации) при осуществлении своей деятельности должны стремится соблюдать требования законодательства, а также внутренние правила и положения практик и стандартов в области организации управления регуляторным риском (комплаенс-контроль).

Регуляторный риск (комплаенс-риск) — риск возникновения убытков из-за несоблюдения МФО и КПК требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов (включая нормативные акты Банка России), базовых стандартов по управлению рисками, внутренних документов МФО и КПК, а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов. Термин «регуляторный риск» введён базовыми стандартами по управлению рисками и равносилен термину «комплаенс-риск», используемому в общемировой практике.

Комплаенс — это обеспечение соответствия деятельности МФО и КПК установленным требованиям и стандартам, это часть корпоративной культуры, при которой выполнение каждым сотрудником своих должностных обязанностей, включая принятие решений на всех уровнях, должно соответствовать стандартам законности и добросовестности, установленным МФО и КПК для ведения своей деятельности. Основные области комплаенса — противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, учёт и отчётность, представление финансовой отчётности, трудовое, антимонопольное, налоговое законодательство, этические нормы и др.

Комплаенс-контроль — процесс, осуществляемый органами управления и сотрудниками организации в целях контроля соответствия деятельности организации действующему законодательству, правилам, стандартам как внутренним, так и внешним. Комплаенс-контроль основан на системном предварительном контроле за событиями, которые могут привести к несоблюдению установленных требований и обязательств организации и нанести материальный ущерб или повредить репутации.

Комплаенс-контроль требует соблюдения установленных правил внутреннего взаимодействия, процедур и процесса принятия решений требованиям выявления и оценки комплаенс-рисков в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, идентификации неблагонадёжных контрагентов, рисков мошенничества и коррупции, а также мониторинга конфликтов интересов, использования конфиденциальной информации, получения и дарения подарков, качества работы с клиентами и контрагентами, соблюдения этических норм (норм профессионального ведения бизнеса). Комплаенс-контроль в большей степени анализирует нефинансовые показатели деятельности, обозначенные выше.

Комплаенс-контроль исключает неосознанное принятие рисков, обеспечивает достаточную степень уверенности в отсутствии нарушений требований законодательства и потенциальных претензий со стороны надзорных органов, позволяет предотвратить привлечение к ответственности, в том числе уголовной, выявляет реализующиеся комплаенс-риски на самых ранних стадиях, быстро реагирует и тщательно устраняет недостатки, определяет причины проблем для предотвращения их повторения, устраняет дублирование функций, делает переоценку роли и значимости функциональных подразделений МФО и КПК, а также достраивает необходимые элементы системы внутреннего контроля за обеспечением соответствия установленным требованиям, эффективно дополняет систему внутреннего контроля, сокращает незапланированные затраты, укрепляет репутацию организации как надёжного партнёра и повышает привлекательность, обеспечивая тем самым устойчивое развитие.

В целях управления регуляторным риском в МФО и КПК должен быть назначен внутренний контролер. Внутренний контролер – должностное лицо, в обязанности которого входит управление регуляторным риском (осуществление комплаенс-контроля).

Внутренний контролер независим в своей деятельности и подчиняется руководителю организации. Контроль за его деятельностью осуществляет риск-менеджер организации. Внутренний контролер несёт ответственность за качество управления регуляторным риском. МФО и КПК обеспечивают внутреннего контролера всеми необходимыми ресурсами, разрешениями для исполнения возложенных на неё обязанностей.

Стандарты и принципы управления регуляторным риском (комплаенс-контроля)

Цель комплаенса — сведение к минимуму риска вовлечения организации в процессы, которые могут обернуться для него не только финансовыми потерями, но и потерей доверия со стороны общества в лице регулирующих органов, инвесторов, партнёров, собственников, клиентов и т.д.

Управление комплаенс-риском осуществляется сверху вниз. Руководитель МФО и КПК несёт ответственность за организацию комплаенс-контроля.

Комплаенс-контроль является неотъемлемой составляющей корпоративной культуры и деятельности организации. Выявление, оценка и управление комплаенс-рисками сопровождает любой процесс деятельности организации. МФО и КПК должны внедрить комплаенс-контроль в свои бизнес-процессы.

Соблюдение принципов комплаенс-контроля является обязанностью каждого сотрудника организации. Сотрудники организации должны выполнять возложенные на них задачи в рамках установленных требований внутренних нормативных актов и в соответствии с общепризнанными нормами поведения и деловой этики.

Комплаенс-контроль является одним из элементов системы риск-менеджмента. Комплаенс-контроль осуществляется непрерывно.

В организации разрабатываются и реализуются мероприятия, направленные на снижение комплаенс-рисков и постоянное совершенствование системы внутреннего контроля в областях деятельности с высокими комплаенс-рисками.

МФО и КПК обеспечивают соблюдение принципов комплаенса контрагентами при реализации договорных отношений с ними.

МФО и КПК обеспечивают возможности выявления и урегулирования конфликтов интересов, в том числе потенциальных.

МФО и КПК предоставляют работникам и третьим лицам возможность конфиденциально сообщать о возможных нарушениях стандартов комплаенса определёнными во внутренних документах способами.

Применение мер дисциплинарной ответственности неотвратимо в случае нарушения работниками стандартов комплаенса.

Сотрудники организации обеспечивают внимательное отношение к клиентам, при общении с клиентами руководствуются принципом равенства клиентов; доступными способами разрешают конфликт с недовольными клиентами, чтобы не допустить распространения ими негативной информации об организации. МФО и КПК должны стремится к тому, чтобы сотрудники понимали свою ответственность в части комплаенса, значимость комплаенса.

Наши специалисты разработали методическия пособия по управлению рисками в микрофинансовой организации и кредитном потребительском кооперативе, в состав которых входят необходимые шаблоны документов.

Стоимость пособия уточняйте по электронной почте info@law115.ru или по телефонам 8(843)265-52-32, 8(843)209-05-31.

Образец положения об управлении регуляторным риском в микрокредитной компании

Положение РР

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг.

Источник

Риски деятельности регулятора это риски

Вступление в силу изменений в Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» стало переломным моментом для формирования в кредитных организациях РФ концепции внутреннего контроля. Банки обязаны иметь две отдельные службы — внутреннего аудита и внутреннего контроля. Ранее все полномочия этих служб были сосредоточены службе внутреннего контроля. При формировании системы внутреннего контроля не было конкретных ориентиров, а сотрудники Банка России при проверке кредитных организаций не имели нормативно закрепленных критериев оценки эффективности и качества внутреннего контроля.

Функции службы внутреннего контроля в основном были следующими: разработка и согласование внутренних документов; взаимодействие кредитных организаций с надзорными органами, ассоциациями саморегулируемыми организациями; выявление конфликтов интересов и регуляторного риска; проведение оценки эффективности СВК и проверок, а также эффективности процедур управления и системы оценки рисков.

Сейчас перед банками стоит задача разделения и распределения функций между службой внутреннего контроля и внутреннего аудита. В соответствии с изменениями в Положении № 242-П СВК должна выявлять комплаенс-риск, оценивать регуляторный риск и осуществлять его мониторинг, а также мониторинг эффективности управления регуляторным риском, выявлять случаи конфликта интересов, обнаруживать и анализировать операции, которые «носят запутанный и необычный характер», то есть будет выполнять функции, которые в международной практике относятся к комплаенсфункции. При этом полномочия бывшей СВК, определяемые предыдущей редакцией Положения № 242-П, передаются службе внутреннего аудита, которая будет проверять банк в целом и его структурные подразделения на предмет того, каким образом выполняются установленные внутренние процедуры.

Читайте также:  Белорусские регуляторы давления до себя

Таким образом, основные изменения, связанные со службой внутреннего контроля, заключаются в смещении акцента в деятельности данной службы на управление регуляторным риском, который в Положении № 242-П приравнивается к комплаенсриску: «Служба внутреннего контроля осуществляет следующие функции: выявление комплаенс-риска, то есть риска возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов (далее — регуляторный риск)…» [5]. СВК будет заниматься работой отдельной от внутреннего аудита: выявлять риски несоблюдения банком законодательства, требований регулятора, иные регуляторные риски, производить их оценку, контроль и мониторинг.

Регуляторный риск – новое понятие в надзорной практике. Банк России нигде ранее не давал его определения. В п. 4.1.1 новой редакции Положения Банка России от 16.12.2003 № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» регуляторный риск определяется через понятие комплаенс-риска, то есть риска возникновения убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (СМРО, если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов.

Отслеживать регуляторный риск наиболее успешно возможно путем проведения тестов. Тесты представляют собой тематические контрольные проверки, основная цель которых — выявить «узкие» места, где возможно возникновение регуляторного риска. СВК должна самостоятельно определять направления таких проверок и их систематичность. В идеале проверки не должны проводиться слишком часто (здесь важно помнить, что периодичность должна устанавливаться на риск-ориентированной основе и сообразно общему уровню рисков и их специфики), они должны быть непродолжительными по времени, формат отчета должен быть максимально наглядным и содержать понятную оценку регуляторного риска. По результатам проведенных проверок СВК должна давать рекомендации о том, какие действия необходимо предпринять, чтобы эффективно и качественно осуществлять управление регуляторным риском.

Мировой финансовый кризиспоказал недостатки качества системы управления международныхи национальныхфинансово-кредитных институтов, в том числе внутреннего контроля и риск-менеджмента. Недавние события со всей очевидностью показали необходимость и целесообразность выработки более совершенныхтехнологий проведения профилактических мер и контроля рисков, направленных на их предотвращение.

Одной из основных составляющих эффективного управления деятельностью кредитных организаций является управление рисками. Более жесткие конкурентныеи финансовыеусловия кризисной конъюнктуры определяюттакие же жесткие требования к риск-менеджменту. Важным фактором устойчивости кредитной организацииявляется политика в отношении рисков,а также учет фактора рисков при принятии решенийкак на операционном уровне, так и на стратегическом уровне.

Изменения в Положение 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», внесенные Указанием Банка России № 3241-У и вступившие в силу 01.09.2014, коснулись двух основных моментов:

– В структурном аспекте – перераспределение функций между структурными подразделениями во внутреннем контроле крупных банков. Согласно логике госрегулятора, система внутреннего контроля крупного банка должна быть представлена двумя службами: службой внутреннего аудита (СВА), которая будет проверять, каким образом весь банк, все подразделения кредитной организации выполняют установленные внутренние процедуры кредитной организации, и службой внутреннего контроля (СВК), которая должна выявлять риски убытков из-за нарушения законов или внутренних документов, оценивать регуляторные риски, выявлять случаи конфликта интересов, а также выявлять и анализировать операции, которые «носят запутанный и необычный характер», то есть, по сути, будет выполнять функции, в международной практике относящиеся к области комплаенс.

– Перенос акцента работы СВК на управление комплаенс-риском (регуляторным риском в понимании ЦБ).

Комплаенс-риск – это риск возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов». Как следует из определения, любой регуляторный риск есть нарушение нормы, а следовательно, в основе формирования управления регуляторным риском должна лежать развитая и адекватная целям деятельности банка нормативная база.

Роль нормативно-правовых документов в работе банковских организаций трудно переоценить. Все существующие нормы, регулирующие деятельность банка, имеют определенную иерархию. Ее можно представить следующим образом:

– Конституция как основной закон РФ, регулирующий базовые правила финансовой политики (ст. 71).

– Гражданский кодекс и федеральные законы, определяющие общие принципы деятельности компаний банковской сферы и содержащие перечень договорных обязательств (ГК, гл. 42–46).

– Федеральные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности компаний банковской сферы: «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О бухгалтерском учете», «Об ипотеке», «О кредитных историях», «Об исполнительном производстве», «О валютном регулировании и валютном контроле» и некоторые другие.

– Положения ЦБ РФ, указы президента и правительства, министерств и ведомств, международные акты и соглашения.

– Внутренние документы банка:

– обязательные: устав, положение о ревизионной комиссии, положение о коллегиальном исполнительном органе (правлении) (если есть), положение о филиалах и представительствах (если есть);

– необязательные: положения о совете директоров, его комитетах (если есть), структурных подразделениях банка, кодекс корпоративного поведения, должностные инструкции сотрудников, этический кодекс, стандарты качества различных процессов, технические регламенты, нормы делопроизводства и др., которые банк сочтет нужным разработать в целях эффективного управления своей деятельностью.

Правила разработки внутреннего документа – его соответствие уставу и непротиворечие законодательству.

На сегодняшний день корпоративное сообщество осознало важность проработки развитой системы внутренних норм, которая обусловлена рядом причин:

– внутренние документы не требуется регистрировать в органах государственной регистрации, что экономит средства в связи с отсутствием необходимости платить регистрационную пошлину и проходить бюрократические процедуры;

Читайте также:  Фильтр регулятор для плазменной резки

– внутренние документы принимаются большинством голосов акционеров – владельцев голосующих акций общества, присутствующих на общем собрании, или другими органами управления, что облегчает реагирование на изменяющуюся ситуацию;

– большинство внутренних документов утверждается общим собранием, в особенности те, что касаются прав акционеров; таким образом, они предоставляют акционерам такую же степень защиты, что и устав;

– не все внутренние документы, в отличие от устава, требуют одобрения акционеров, некоторые внутренние документы должны быть утверждены советом директоров, что предусматривает упрощенный порядок их одобрения по сравнению с общим собранием акционеров;

– внутренние нормы создают каркас взаимодействия систем корпоративного управления и менеджмента.

Для научного анализа деятельности по управлению регуляторным риском практический интерес представляет первая реакция банков на изменения, внесенные Банком России в Положение 242-П, отразившиеся, в свою очередь, в положениях банков о системах внутреннего контроля или службах внутреннего контроля и разработанные в условиях методического вакуума. Для определения практического понимания банками позиции госрегулятора был проведен содержательный анализ указанных положений, опубликованных большинством банков (в том числе некрупными). Обследованию подверглись документы более чем 20 банков. Результаты анализа представлены ниже.

Большинство банков использовали стандартный путь, предложенный госрегулятором: структурное разделение внутреннего контроля между СВА и СВК. В рамках функционала СВК практически все банки выделили управление регуляторным риском, повторяя определение госрегулятора и не анализируя разницу между понятиями «комплаенс-риск» и «регуляторный риск». В структуре положений об СВК, как правило, выделялись разделы, описывающие цели и задачи, функции, статус, принципы деятельности, методы, порядок проведения проверок. В массе своей они практически одинаковы.

Вместе с тем, несмотря на стандартность положений, необходимо отметить различия, позволяющие выявить реальное понимание менеджментом банка сути данных изменений и содержания базовых терминов, фигурирующих в них.

Ряд банков дали внутреннее определение регуляторному риску. Например, регуляторный риск (комплаенс-риск) – предусмотренная законом или иным нормативным правовым актом прямая или косвенная (вызванная нечеткостью формулировок) возможность воздействия ограничительного характера со стороны госорганов на бизнес-процессы банка». Отдельные банки дают определение стратегии управления регуляторными рисками, которое отчетливо проясняет их позицию в понимании сущности и содержания регуляторного риска: «Стратегия управления регуляторными рисками – комплексная программа мероприятий долгосрочного характера по влиянию на нормотворческую (законопроектную) деятельность на основе приоритетов правовой безопасности компаний с целью создания комфортной правовой среды для бизнес-процессов банка». Следовательно, регуляторный риск понимается исключительно в юридическо-правовом аспекте; деятельность по предотвращению (предупреждению риска) сводится только к взаимодействию с законодателем (часть функций GR).

Такая трактовка понимания цели и задач управления регуляторным риском, особенно в свете принятия нового Кодекса корпоративного управления, содержащего много норм в области взаимодействия его участников, носит достаточно узкий характер. В качестве одной из основных предпосылок разработки данного документа в России явилось то, что надлежащее корпоративное управление не может быть обеспечено только нормами законодательства, так как многие вопросы, связанные с корпоративным управлением, лежат за пределами законодательной сферы и имеют этический, а не юридический характер.

Таким образом, заданные Банком России концептуальные основы реструктуризации систем внутреннего контроля в РФ нуждаются в глубокой теоретической проработке. Для формирования теоретической базы внутреннего контроля принципиальным вопросом является содержание понятия «регуляторный риск». Управление регуляторным риском требует развития нормативной базы деятельности корпорации, особенно ее внутреннего аспекта.

Источник



Управление рисками: что может угрожать вашему бизнесу и что с этим делать

Управление рисками – это искусство различать, с чем вы имеете дело: с опасностью или шансом. В статье дадим системный подход к управлению разными видами рисков.

Часто рисковая ситуация в итоге приводит не к поражению, а к небывалому взлету. Управление рисками – это искусство различать, с чем вы имеете дело: с опасностью или шансом. В статье дадим системный подход к управлению разными видами рисков.

Вы узнаете:

  • Что такое управление рисками.
  • С какими рисками приходится иметь дело владельцу бизнеса.
  • В каких случаях следует принять риск или отказаться от него.
  • Как эффективно управлять рисками.

Что значит управлять рисками

Владелец бизнеса управляет своей компанией в условиях неопределенности. Вас может подвести партнер, на которого вы всецело полагались. Банк, в котором вы храните свои денежные средства, может обанкротиться, цены на горючее и материалы могут вырасти, надзорные органы — выявить ошибки, допущенные при составлении документов. А тут еще экономический кризис или изменения в законодательстве: новые обязательные правила, выполнение которых «бьет по кошельку». Такие ситуации и являются рисками.

Один из способов управления такими рисками – тщательно проверять всех своих контрагентов на благонадежность. В этом вам поможет простой и удобный сервис «Генеральный Директор. Контрагенты».

Управление рисками – это процесс принятия и реализации стратегических решений, направленных на преодоление неопределенности, контроль рисковых ситуаций, минимизацию потерь в случае их неизбежности.

Грамотный управленец знает, что понятие «риск» (событие, способное нанести ущерб) нужно уметь отличать от понятия «шанс» (событие, способное принести выгоду).

Вот почему управление рисками заключается не в полном избегании опасных ситуаций, а в их всестороннем анализе. Рисками можно и нужно управлять.

С какими рисками сталкивается предприниматель:

  • инфляционные (обесценивание ожидаемой прибыли в связи с инфляцией);
  • валютные (финансовые потери от изменения курса валют);
  • риски ликвидности (неспособность компании вовремя выполнить свои обязательства из-за нехватки денежных средств);
  • инвестиционные (связанные с вложением капитала);
  • кредитные (потери из-за отказа контрагента выполнить свои финансовые обязательства);
  • географические (связанные с неблагоприятным географическим положением);
  • природные (стихийные бедствия);
  • политические (война, национализация, эмбарго, изменение налогового законодательства);
  • социальные (нестабильность социальной обстановки, например, забастовка);
  • операционные (действия персонала компании: диверсии, халатность);
  • производственные (убытки от сбоя процесса производства, поломки оборудования, порчи сырья, аварий);
  • юридические (ошибки при оформлении документов, признание сделки недействительной);
  • репутационные (испорченный имидж, например, в случае доказанного загрязнения компанией окружающей среды);
  • риски информационной безопасности (утечка конфиденциальных коммерческих данных).

Как правильно оценивать риски: рекомендации Нассима Талеба

Создатель теории «черного лебедя» и автор пяти бестселлеров Нассим Талеб провел в Москве лекцию «Рискуя собственной шкурой». Журнал «Генеральный Директор» узнал, на какие факторы нужно обращать внимание, чтобы избежать «черных лебедей» в своем бизнесе.

Основные методы управления рисками

Базовыми методами управления риском являются отказ от риска, его передача и принятие.

Отказ от риска

Это отказ от чрезмерно рискованной деятельности, проектов с непредсказуемыми результатами. В крайнем случае – уход с рынка.

Читайте также:  Белки основные регуляторы митоза

Передача риска

От риска фирму страхуют сторонние организации, например, страховые компании: в случае наступления рисковых событий, ущерб перекрывает сумма страховки. Второй путь – аутсорсинг: передача части функций специализированным компаниям.

Принятие риска

Компания берет на себя ответственность по самостоятельному предотвращению и ликвидации последствий рисков и покрытию возможных убытков. Снижения риска при его принятии можно добиться следующими методами:

Лимитирование – установление максимально допустимых размеров единовременных потерь для каждого актива, которые не нарушат ход нормальной деятельности компании. Пример: если результат сделки по приобретению или реализации продукции зависит от колебания рыночных цен, установите лимит на сумму сделки.

Резервирование – создание резервов на случай потерь или увеличения расходов.

Распределение: риск включается в стоимость услуг и распределяется между участниками сделки (включается в комиссию, стоимость товара, штрафы).

Минимизация – разработка мер по снижению вероятности наступления события или уменьшению размера вероятных убытков.

Примеры: 1) Подводит поставщик сырья – вы заранее составляете список других поставщиков. 2) Компания нарушает свои обязательства по выплатам – вы резервируете чистую прибыль, контролируете заемные средства.

Хеджирование – страхование путем установления четких критериев сделки: курса валют, стоимости материалов.

Ключ успеха в управлении рисками – в грамотном сочетании этих методов. Выбор какого-то одного из них в качестве приоритетного может привести к неблагоприятным последствиям.

Если отказываться от всех рисковых ситуаций, можно упустить и потенциальную выгоду. Чрезмерно осторожный руководитель неизбежно обрекает свою компанию на застой и проигрыш в конкурентной борьбе. В то же время недостаточная обоснованность некоторых управленческих действий может привести компанию к банкротству.

5 этапов управления рисками

Оценка компании и внешней среды. Определение важных критериев или сфер, по которым будут выявлены риски, а также обозначение результата, к которому нужно прийти (сохранение текущего положения, дополнительная прибыль, отсутствие потерь).

Идентификация рисков. Важно составить максимально полный список возможных рисков, исключив невыявленные. Для этого изучают: мнение экспертов, анализ прошлых периодов (метод «исторического анализа»), статистику, отчеты по страховым случаям, маркетинговые исследования, данные аудита.

Анализ выявленных рисков. Эксперт определяет вероятность возникновения каждого риска, степень его опасности, возможные последствия. Оценка риска основана на теории вероятности – статистическом методе определения того, что какое-то событие может произойти. Выражается степень риска обычно в процентах.

Вычисление стоимости риска. После оценки риска определяют сумму возможного ущерба. Несмотря на многообразие видов риска, большая часть неблагоприятных событий может быть измерена в денежном эквиваленте. Так, если изменятся законы, касающиеся растаможки (политический риск), компании все равно предстоят дополнительные финансовые расходы: уплата пошлин, улаживание вопросов с недовольными клиентами, чей товар задерживается (уплата неустойки или возврат денег).

Решение по риску и реализация этого решения. Риск-менеджер выбирает метод управления риском (отказ, принятие, передача). В случае принятия риска он разрабатывает мероприятия, которые позволят максимизировать выгоду (если она есть) и минимизировать возможные потери от рисковых ситуаций. Происходит поиск альтернатив – менее рискованных вариантов деятельности.

Эффективное управление рисками

Главная задача управления рисками: сделать так, чтобы даже худший вариант развития событий вел к минимальным потерям и сохранению жизнеспособности фирмы. Особое значение управление рисками имеет при работе с новым – проектом, продуктом, технологией.

Эффективное управление рисками включает в себя ряд ключевых моментов.

Советы риск-менеджеру

Закрепите политику риск-менеджмента компании во внутреннем документе – Программе по управлению рисками. В ней пропишите полную классификацию рисков, с которыми может столкнуться ваша компания, и принципы управления рисками: не создавать рисковых ситуаций ради получения сверхприбыли; определить зоны или виды деятельности с критическими уровнями риска. В Программе стоит разграничить полномочия руководителя и риск-менеджера: например, установить при каком лимите (сумме) решение будет являться прерогативой риск-менеджера.

Разработайте систему управления рисками и процедуру их внутреннего контроля. Пример: для снижения юридического риска в компании должна быть введена обязательная проверка каждого договора поставки юридическим отделом, разработаны типовые формы договора.

Проводите регулярный мониторинг:

1) финансового положения компании; 2) соблюдения должностных инструкций и внутренних документов всеми подразделениями компании; 3) проведения предписанных вами ранее мероприятий по снижению риска. У вас должна быть разработана определенная система индикаторов риска, триггеров события, которые оповещают о возможных проблемах в работе подразделений компании.

Используйте методы стресс-тестинга и «дерево вероятностей» – детальные сценарии моделирования последствий наиболее неблагоприятных событий.

Дерево вероятностей

Разработайте готовые кризис-сценарии на основе статистических данных о тех рисковых ситуациях, с которыми компания уже сталкивалась. Это позволит быстро минимизировать последствия риска в типовых кризисных ситуациях.

Регулярно обновляйте список рисков. Не исключено, что со временем в уже проработанном проекте под влиянием внутренних и внешних факторов одни риски исчезнут, а другие появятся.

Держите руку на пульсе. Менеджер по управлению рисками должен быть осведомлен об уровне цен и тарифов, о деятельности конкурентов, платежеспособности клиентов и партнеров, возможности наступления страхового случая.

Изучайте проекты будущих законов на сайтах соответствующих ведомств. Так вы обеспечите соответствие учредительных документов требованиям законодательства и не позволите вовлечь вашу компанию в противоправную деятельность.

Пользуйтесь актуальной и достоверной информацией для выявления и оценки рисков. Залог успешных решений – полнота охвата ситуации. Изучайте разные виды отчетности: финансовую, статистическую, информационной безопасности и т.д.

Откажитесь от необоснованного оптимизма. Придерживайтесь следующего правила: положительное решение стоит принимать только при полном отсутствии сомнений. Если есть сомнения – лучше принять решение с расчетом на худшее.

Принимайте взвешенные и эффективные решения на основе 3 базовых принципов: 1) Принимаемые риски должны быть управляемыми. 2) Расходы на нейтрализацию риска не должны превышать стоимости риска. 3) Если уровень риска выше уровня ожидаемой прибыли – от риска стоит отказаться.

Управление риском – это– принятие решений по максимизации положительных и минимизации отрицательных последствий наступления рисковых событий.

Риск – это управляемый параметр, с ним можно и нужно работать. Риск можно принять, передать сторонним компаниям, либо отказаться от него. Принимаемые риски должны быть разумны, контролируемы и управляемы.

Готовых правил риск-менеджмента нет: в принятии решений стоит отталкиваться как от статистики, так и от собственного видения, не проистекающего из предыдущего опыта решения подобных задач. Правильность решений зависит от быстроты реакции специалиста по управлению риском, его безошибочного знания законодательства, текущей экономической ситуации, его готовности непрерывно мониторить внешние и внутренние факторы риска.

Источник