Меню

Регулятор тормозного усилия камаз

Регулятор тормозных сил

Автоматический регулятор тормозных сил предназначен для автоматического регулирования давления сжатого воздуха, подводимого при торможении к тормозным камерам мостов задней тележки автомобилей КамАЗ в зависимости от действующей осевой нагрузки.

Автоматический регулятор тормозных сил установлен на кронштейне 1, закрепленном на поперечине рамы автомобиля (рис. 304). Регулятор крепится на кронштейне гайками.

Рычаг 3 регулятора с помощью вертикальной штанги 4 соединен через упругий элемент 5 и штангу 6 с балками мостов 8 и 9 задней тележки. Регулятор тормозных сил соединен с мостами таким образом, что перекосы мостов во время торможения на неровных дорогах и скручивание мостов вследствие действия тормозного момента не отражаются на правильном регулировании тормозных сил. Регулятор тормозных сил установлен в вертикальном положении. Длина плеча рычага 3 и положение его при разгруженной оси подбираются по специальной номограмме в зависимости от хода подвески при нагружении оси и соотношения осевой нагрузки в груженом и порожнем состоянии.

Рис. 304. Установка регулятора тормозных сил: 1 — кронштейн регулятора; 2 — регулятор; 3- рычаг; 4 -штанга упругого элемента; 5 — элемент упругий; 6 -штанга соединительная; 7 — компенсатор; 8 — мост промежуточный; 9 — мост задний

Как устроен автоматический регулятор тормозных сил показано на рис. 305. При торможении сжатый воздух от тормозного крана подводится к выводу I регулятора и воздействует на верхнюю часть поршня 18, заставляя его перемещаться вниз. Одновременно сжатый воздух по трубке 1 поступает под поршень 24, который перемещается вверх и прижимается к толкателю 19 и шаровой пяте 23, находящейся вместе с рычагом 20 регулятора в положении, зависящем от величины нагрузки на ось тележки. . » При перемещении поршня 18 вниз клапан 17 прижимается к выпускному седлу толкателя 19. При дальнейшем перемещении поршня 18 клапан 17 отрывается от седла в поршне и сжатый воздух из вывода I поступает в вывод II и далее к тормозным камерам мостов задней тележки автомобиля.

Одновременно сжатый воздух через кольцевой зазор между поршнем 18 и направляющей 22 поступает в полость А под мембрану 21 и последняя начинает давить на поршень снизу. При достижении на выводе II давления, отношение которого к давлению на выводе I соответствует соотношению активных площадей верхней и нижней сторон поршня 18, последний поднимается вверх до момента посадки клапана 17 на впускное седло поршня 18. Поступление сжатого воздуха из вывода I к выводу II прекращается. Таким образом осуществляется следящее действие регулятора. Активная площадь верхней стороны поршня, на которую воздействует сжатый воздух, подведенный к выводу 7, остается всегда постоянной.

Активная площадь нижней стороны поршня, на которую через мембрану 21 воздействует сжатый воздух, прошедший в вывод II, постоянно меняется из-за изменения взаимного расположения наклонных ребер 11 движущегося поршня 18 и неподвижной вставки 10. Взаимное положение поршня 18 и вставки 10 зависит от положения рычага 20 и связанного с ним через пяту 23 толкателя 19. В свою очередь положение рычага 20 зависит от прогиба рессор, то есть от взаимного расположения балок мостов и рамы автомобиля. Чем ниже опускается рычаг 20, пята 23, а следовательно, и поршень 18, тем большая площадь ребер 11 входит в контакт с мембраной 21, то есть больше становится активная площадь поршня 18 снизу. Поэтому при крайнем нижнем положении толкателя 19 (минимальная осевая нагрузка) разность давлений сжатого воздуха в выводах I и II наибольшая, а при крайнем верхнем положении толкателя 19 (максимальная осевая нагрузка) эти давления выравниваются. Таким образом, регулятор тормозных сил автоматически поддерживает в выводе II и в связанных с ним тормозных камерах давление сжатого воздуха, обеспечивающее нужную тормозную силу, пропорциональную осевой нагрузке, действующей во время торможения.

При оттормаживании давление в выводе I падает. Поршень 18 под давлением сжатого воздуха, действующим на него через мембрану 21 снизу, перемещается вверх и отрывает клапан 17 от выпускного седла толкателя 19. Сжатый воздух из вывода II выходит через отверстие толкателя и вывод III в атмосферу, отжимая при этом края резинового клапана 4.

Рис.305. Автоматический регулятор тормозных сил: 1 -труба; 2, 7 — кольца уплотнительные; 3 — корпус нижний; 4 — клапан; 5 — вал; 6, 15 — кольца упорные; 8 — пружина мембраны; 9 — шайба мембраны; 10 — вставка; 11 — ребра поршня; 12 — манжета; 13 — тарелка пружины клапана; 14 -корпус верхний; 16 — пружина; 17 — клапан; 18 — поршень; 19 — толкатель; 20 — рычаг; 21 — мембрана; 22 -направляющая; 23 — пята шаровая; 24 — поршень; 25 -колпачок направляющий; I — от тормозного крана; II — к тормозным камерам задних колес; III — в атмосферу

Элемент упругий регулятора тормозных сил

Элемент упругий регулятора тормозных сил предназначен для предотвращения повреждения регулятора, если перемещение мостов относительно рамы больше допустимого хода рычага регулятора.

Читайте также:  Комнатный регулятор котел protherm

Упругий элемент 5 регулятора тормозных сил установлен (см. рис. 304) на штанге 6, расположенной между балками задних мостов определенным образом. Точка соединения элемента со штангой 4 регулятора находится на оси симметрии мостов, которая не перемещается в вертикальной плоскости при скручивании мостов в процессе торможения, а также при односторонней нагрузке на неровной поверхности дороги и при перекосах мостов на криволинейных участках при повороте. При всех этих условиях на рычаг регулятора передаются только вертикальные перемещения от статического и динамического изменения осевой нагрузки.

Устройство упругого элемента регулятора тормозных сил показано на рис. 306. При вертикальных перемещениях мостов в пределах допустимого хода рычага регулятора тормозных сил шаровой палец 4 упругого элемента находится в нейтральной точке. При сильных толчках и вибрации, а также при перемещении мостов за пределы допустимого хода рычага регулятора тормозных сил стержень 3, преодолевая силу пружины 2, поворачивается в корпусе 1. При этом тяга 5, соединяющая упругий элемент с регулятором тормозных сил, поворачивается относительно отклоненного стержня 3 вокруг шарового пальца 4. После прекращения действия силы, отклоняющей стержень 3, палец 4 под действием пружины 2 возвращается в исходное нейтральное положение.

Рис. 306. Упругий элемент регулятора тормозных сил: 1 -корпус; 2 — пружина; 3 — стержень; 4 — палец шаровой; 5 — тяга регулятора

Источник

Регулятор тормозного усилия камаз

Автоматический регулятор тормозных сил автомобилей КамАЗ-5320 и Урал-4320

Автоматический регулятор тормозных сил предназначен для автоматического изменения давления воздуха в тормозных камерах

задней тележки в зависимости от значения действующей на нее при торможении осевой нагрузки. Этим достигается регулирование тормозных сил на колесах задней тележки и устойчивое движение автомобиля при торможении» так как максимально используются силы тяги по сцеплению в контакте шин с опорной поверхностью в зависимости от изменения осевой нагрузки на них.

Он устанавливается на раме автомобиля (рис. 7.10). Его рычаг 3 тягой 4 через упругий элемент 5 и штангу 6 соединен с балками мостов 8 и 9 задней, тележки так, что перекосы их во время торможения на неровных дорогах и скручивание от действия тормозного момента не отражаются на процессе регулирования тормозных сил. Упругий элемент защищает регулятор от повреждений при вертикальных перемещениях мостов задней тележки, а также поглощает толчки и уменьшает вибрацию, когда они превышают допустимые пределы.

Регулятор (рис.7.11) состоит из клапана 1, толкателя 4 клапана с приводом (вал с шаровой пятой 7), поршня 2 с наклонными ребрами 3, диафрагмы 6, соединенной с поршнем 2 и зажатой в разъеме верхнего и нижнего корпусов, поршня 8, направляющей 9 толкателя 4 клапана, вставки 10 с наклонными ребрами 11 и соединительной трубки 12. Наклонные ребра 8 поршня входят в пространство между наклонными ребрами 11 вставки. Ребра поршня и вставки имеют противоположный наклон к оси поршня. По соединительной трубке 12 сжатый воздух поступает под поршень 8, который обеспечивает постоянный и мягкий контакт пяты 7 с толкателем 4. Вывод
I регулятора соединен с верхней секцией тормозного крана, вывод II — с тормозными камерами привода тормозов задних колес, вывод III — с атмосферой.

В исходном положении (без торможения, рис. 7.11, б) клапан
1 своей пружиной прижат к седлу в поршне 2. Вывод I разобщен с выводом II и сообщен с атмосферой через верхнюю секцию тормозного крана, а тормозные камеры задних колес через вывод II, полый толкатель 4 и вывод III соединены с атмосферой.

При торможении (рис. 7.11, в) сжатый воздух, подводимый из нижней секции тормозного крана к выводу I регулятора, перемещает поршень 2 вниз. При этом клапан I прижимается к выпускному седлу толкателя 4 н вывод II разобщается с атмосферным выводом III. Дальнейшее перемещение поршня 2 приводит к отрыву клапана I от седла в Поршне 2. Сжатый воздух из вывода I поступает в вывод II и далее к тормозным камерам задних колес, а также через кольцевой зазор между поршнем 2 и направляющей 9 в полость под диафрагму 6. Последняя начинает давить на поршень 2 снизу. В момент достижения в тормозных камерах, а следовательно, и в выводе II давления, отношение которого к давлению в выводе I соответствует отношению активных площадей верхней и нижней сторон поршня 2, последний поднимается вверх до момента посадки клапана I на седло поршня 2. Поступление сжатого воздуха из вывода I к выводу II прекращается, т. е. осуществляется следящее действие регулятора.

Читайте также:  Ремонт регулятора холостого хода гольф 3

Активная площадь верхней стороны поршня, на которую давит сжатый воздух, подведенный из верхней секции тормозного крана к выводу I, остается постоянной; активная площадь нижней стороны поршня, на которую через диафрагму 6 давит сжатый воздух,
поступающий в тормозные камеры задних колес (в вывод II), является переменной вследствие изменения взаимного расположения наклонных ребер 3 движущегося поршня 2 и наклонных ребер 11 неподвижной вставки 10. Взаимное расположение поршня и вставки зависит от положения рычага 5 и связанного с ним через пяту 7 толкателя

При минимальной осевой нагрузке (автомобиль разгружен, рис. 7.11, г) расстояние между мостами и регулятором наибольшее и рычаг 5 с толкателем 4 находятся в крайнем нижнем положении. Для обеспечения подвода сжатого воздуха к выводу II поршень 2 должен максимально переместиться вниз. С перемещением поршня вниз его ребра 3 опускаются ниже ребер 11 вставки и диафрагма 6 накладывается на наклонные ребра поршня. Активная площадь диафрагмы 6, воздействующая на поршень 2 снизу, становится максимальной. В этом случае, отношение активных площадей верхней и нижней сторон поршня 2, а следовательно, и разность давлений в выводах I и II становятся наибольшими. Иными словами, для уравновешивания усилий, действующих на поршень 2 сверху и снизу, когда клапан 1 садится в седло поршня 2 и поступление сжатого воздуха из вывода I к выводу II прекращается, давление в выводе II (в тормозных камерах) необходимо иметь значительно меньшее, чем в выводе I. Так при полностью разгруженном автомобиле давление в выводе II в 3 раза меньше давления в выводе I.

При полной осевой нагрузке (рис. 7.11, б) расстояние между мостами и регулятором наименьшее и рычаг 5 с толкателем 4 находятся в крайне верхнем положении. Подвод сжатого воздуха к выводу II объясняется незначительным перемещением поршня 2 вниз без выхода ребер 3 поршня ниже ребер проставки. При этом диафрагма 6, находящаяся под давлением сжатого воздуха, опирается только на ребра вставки и усилие от нее на поршень 2 не передается. Активные площади верхней и нижней сторон поршня в этом случае равны. Следовательно, давление в выводах I и II для уравновешивания усилий, действующих на поршень 2 сверху и снизу» должны быть равны. Промежуточные положения рычага 5 (рис. 7.11, е) характеризуются изменением активной площади диафрагмы б, так как при движении поршня 2 вниз его наклонные ребра 3 выступают ниже наклонных ребер II вставки. Причем угол наклона ребер подобран так, что зависимость давления в тормозных камерах от активной площади диафрагмы близка к линейной при разных положениях рычага.

Таким образом, регулятор тормозных сил автоматически поддерживает в выводе 11 и связанных с ним тормозных камерах давление сжатого воздуха, которое обеспечивает тормозное усилие, увеличивающееся пропорционально увеличению осевой нагрузке*

При растормаживании давление в выводе I уменьшается. Поршень 2 под давлением сжатого воздуха через диафрагму 6 снизу перемещается вверх и клапан I садится на седло поршня 2, закрывая впускное отверстие. При дальнейшем движении поршня 2 клапан 1 отходит от седла толкателя 4, и сжатый воздух из тормозных камер через вывод II, полый толкатель 4 и вывод III выходит в атмосферу.

Рис, 7.10. Схема установки регулятора тормозных сил:
1 — лонжерон; 2 — регулятор тормозных сил: 3 — рычаг регулятора; 4 — тяга; 5—упругий элемент; 6 — штанга; 7 — компенсатор; 8 — средний мост; 9 — задний мост

Источник



Регулятор тормозных сил камаз — как работает?

Функция торможения в автомобиле, как легковом, так и грузовом, является одним из основных факторов безопасности на дороге. От нее зависит, насколько оперативно водитель сможет отреагировать на внезапно возникшую ситуацию. Согласитесь, важно избежать пробуксовки колес, когда нужно резко затормозить. И мгновенная реакция возможна лишь при правильном распределении осевой нагрузки. За это и отвечает регулятор тормозных сил, который контролирует давление с учетом изменения нагрузок на колесную базу. На грузовых машинах КамАЗ такой регулятор предусмотрен автоматический, что облегчает процесс управления и торможения.

Разберемся в понятиях

Регулятор тормозных сил представляет собой один из узловых элементов тормозной системы автомобиля. Его также называют в среде автовладельцев «колдун». Он предназначен для противодействия заносу задней оси при торможении. В некоторых грузовых машинах регулятор остался пневматическим. Однако в большинстве моделей установлена автоматическая система регулировки.

Для чего служит?

Регулятор позволяет автоматически контролировать изменения давления тормозной жидкости в задних тормозных цилиндрах. При этом учитываются нагрузки, которые действуют на КамАЗ при торможении. Иногда регулятор может быть установлен в приводе передних колес, что позволяет увеличить устойчивость и управляемость транспортного средства на дорожном полотне.

Основным предназначением регулятора тормозных сил является противодействие заносу задней оси при торможении. Исправность данного узла обеспечивает:

  • Снижение риска ДТП.
  • Предупреждение заноса автомобиля.
  • Последовательную блокировку задних и передних колес.
  • Синхронное торможение всей колесной базой.
Читайте также:  Ошибка цепи регулятора холостого хода

А еще – исправность регулятора очень важна при перегоне машины с пустым кузовом. Всем известно, что автомобиль с грузом и без него имеет различные нагрузки на дорожное полотно, а соответственно и сцепление с ним колесной поверхности. При пустом кузове сложнее «удержать равновесие» на дороге при резком торможении, если нет регулятора тормозных сил. Поэтому наличие такого механизма в КамАЗ очень важный аспект безопасности во время движения, как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.

Комплектация и особенности работы механизма

Узел регулятора имеет стандартную комплектацию. К его основным элементам относятся:

  • клапан,
  • поршень с наклонным ребром,
  • мембраны,
  • толкатели клапана с приводом.

Действие механизма осуществляется по схеме:

  • По трубам, находящимся внутри корпуса, передается воздух. Поршень регулирует напор подачи воздуха. При перекрытии клапана обеспечивается плавная работа системы.
  • Регулирующие каналы крепятся к верхней части крана. На задних колесах крепятся тормозные камеры, подсоединенные к вторым каналам.
  • Третий вывод ориентирован на работу с атмосферой. Когда КамАЗ сбавляет скорость, поршень смещается вниз за счет подачи воздуха из верхней части.
  • Когда поршень дошел до упора, то он приводит в движение клапан. В результате воздух из первого канала поступит во второй, а далее подается на тормозные камеры.

Чтобы понять, исправен ли регулятор, необходимо разогнать авто до 40 км/ч, а затем резко затормозить, нажав на педаль. Если грузовик не «кидает» и он не кренится в одну сторону, то регулятор справляется со своими функциями.

Как устроен регулятор

Устройство механизма тормозных сил направлено на предотвращение блокировки задних колес на тот момент, когда происходит торможение машины. Поэтому автодеталь подсоединяется к балке заднего моста с помощью тяги и торсионного рычага. Сам регулятор совмещен с тормозным цилиндром, к которому подведен поршень. И при нажатии на рычаг выполняется воздействие на поршень.

Сама конструкция регулятора состоит из:

  • Корпуса. Делится на 2 части. Одна соединяется с задними тормозами, вторая – с ГТЦ.
  • Поршней. Обеспечивают процесс управления.
  • Клапанов. Регулируют изменения осевых нагрузок при блокировке и разблокировке колес.

Можно ли обойтись без регулятора тормозных сил?

Следует понимать, что регулятор тормозных сил – это ваша страховка безопасности на дороге. Поэтому, вполне очевидно, что этот механизм в грузовике незаменим. И тут важно не только само наличие регулятора, но и его исправность.

Если регулятор работает некорректно (а простыми словами вышел из строя), то кузов будет заносить за счет того, что при торможении не будут стопориться должным образом задние колеса. Это может стать причиной аварийной ситуации, которая повлечет не только разрушения самого транспортного средства, но и может привести к человеческим жертвам.

Регулятор начинает работать в тот момент, когда задняя часть кузова при торможении приподнимается, а передняя опускается. При этом задние колеса еще продолжают вращаться, а передние реагируют на резкое торможение. Именно тот факт, что задние колеса снижают скорость позже передних позволяет избежать заносов и делает риск «клевания» автомобиля минимальным. То есть в момент торможение расстояние между задней балкой и днищем должно увеличиваться. И это возможно за счет перекрытия магистрали с жидкостью, которая подведена к задним колесам, поршнем регулятора. Так задние колеса продолжают вращаться, а не блокируются полностью.

Это и объясняет тот факт, что без регулятора сил торможения просто не обойтись, особенно в экстренных ситуациях.

Как правильно отрегулировать механизм

Чтобы контролировать управляемость грузовика на дороге, следует систематически проверять исправность всех его деталей и механизмов. Это касается и регулятора тормозных сил. О том, что механизм износился или требует корректировки, вы можете узнать по характерным признакам:

  • При торможении транспортное средство уводит в сторону.
  • При снижении скорости или торможении происходит занос.
  • Есть срыв отклика колесной базы при попытке резкого торможения.

Чтобы проверить исправность «колдуна», вам не обязательно посещать сервисный центр. Можно сделать это самостоятельно. Для этого необходимо осмотреть целостность регулятора.

Стоит отметить, что не всегда дефекты в элементах автомобиля можно устранить путем ремонта. Часто регулятор лучше менять, чем ремонтировать. Так как это дает больше гарантий последующей безопасной эксплуатации, а также позволяет снизить расходы на восстановление функционала грузовика. И тут очень важно выбрать оригинальные запчасти, которые полностью соответствуют характеристикам модели. Ведь от этого зависит не только ходовая сила, комфорт управляемости, но и ваша безопасность, на которой экономить ни в коем случае нельзя.

Источник