Меню

Правовые ценности как регуляторы общественных отношений

Право как нормативный регулятор общественных отношений. Признаки права

Термин «регулирование» означает определять поведение людей, придавать ему конкретное направление, упорядочивать. В регулятивной системе выделяют нормативные и ненормативные регуляторы

Нормативный регулятор общественных отношений — система правил (норм), устанавливающих конкретные, четкие рамки поведения участников общественных отношений. К таким регуляторам можно отнести право, мораль, обычаи, традиции, религию.

Регулирование может осуществляться тремя способами:

1) Побуждение – воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию.

2) Понуждение – социально необходимое поведение достигается через стимулирование

3) Принуждение – социально необходимое поведение достигается возможностью применения насилия, физического или морального страдания.

Ненормативные регуляторы – ценностный, директивный, информационный.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, стереотипов поведения, психологических установок. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в культуре общества и сохраняет свое регулирующее значение на последующих этапах его развития.

Директивный регулятор – это способ воздействия на общественные отношения с помощью директивы, приказа, направленных на решение какой-либо задачи.

Информационный регулятор – воздействие на общественные процессы с помощью СМИ.

Право – это нормативный регулятор общественных отношений, который обладает следующими признаками.

1) Нормативность. Правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны (наиболее устойчивостью), характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам.

В отличие от морали и других социальных норм нормы права носят предоставительно-обязывающий характер. Это означает, что если право предоставляет одному человеку возможность поступать определенным образом, то одновременно у других лиц возникает соответствующая обязанность. В этом смысле право предоставляет одному меру свободы, а у другого свободу ограничивает.

2 ) Общеобязательность права. Она означает, что правовые нормы обязательны для всех, кому они адресованы, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и пространстве.

3) Государственная обеспеченность. Право – это система норм, закрепляемая в законе или признаваемая иным способом государством. Государство может применять меры принуждения в случае нарушения правовых норм.

4) Системность права. Право – упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Нормы выполняют регулятивную роль только во взаимосвязи друг с другом.

5) Формальная определенность. Она означает следующее: а) нормы права отличаются юридической определенностью, т.е. точно указывают на объем и содержание прав и обязанностей; б) нормы права имеют документальную или иную внешнюю форму выражения.

Сущность и содержание права

В юридической науке сложилось два подхода к определению сущности права.

1) Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя методы принуждения и подавления.

2) Право – это средство достижения компромисса, средство согласия, взаимных уступок, это механизм управления делами всего общества. В интересах всего общества право обеспечивает внешний и внутренний мир, создает условия для развития культуры, экономики, науки и т.п.

Оба подхода по отдельности однобоки, поскольку не учитывают объективной реальности. В праве присутствует одновременно и классовое и общесоциальное. Так, с самого начала социальной дифференциации, т.е. с разделения общества на классы всегда обозначался класс, занятый хозяйственной, производительной деятельностью, без которой невозможно существование общества. Следовательно, условием существования общества является создание и сохранение условий для хозяйственной деятельности производящих классов. Такие условия закрепляются правом, действующим одновременно и в интересах определенной социальной группы и в интересах всего общества. В то же время для обеспечения согласия и отсутствия конфликтов между разными социальными группами (классами) праву надлежит найти и закрепить компромисс.

С учетом этого Р.З.Лившиц определил сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, и согласии и снятии общественных противоречий. Иными словами, сущность права отождествляется с правопорядком.

В.И. Червонюк, основываясь на высказываниях Ж.Ж.Руссо о том, что право заключает в себе общую волю, определил сущность права следующим образом. Сущностью права можно признать обусловленную материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения классов и отдельных индивидов общую волю как результат согласования, сочетания частных и специфических интересов, выраженную в законе или иным способом признаваемую государством, и выступающую вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом поведения людей.

Источник

Право. 10 класс

Конспект урока

Право, 10 класс

Урок №3. Система регулирования общественных отношений

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Какие существуют в обществе социальные нормы и виды в обществе?

2. Какую роль играет право в системе регулирования общественных отношений?

Глоссарий по теме:

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Моральные нормы правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

Обычаи правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы – правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественной греховности.

Читайте также:  Симисторные регуляторы скорости вращения схема подключения

Групповые нормы правила поведения, которые вырабатываются определенной группой и являются для её представителей обязательными.

Корпоративные нормы правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Правовое регулирование это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью юридических средств; представляет собой деятельность определенных людей и их коллективов, совершаемую при помощи специальных средств в четко установленной процедуре.

Механизм правового регулирования — совокупность способов и средств правового регулирования.

Санкции неблагоприятные последствия правового характера, которые претерпевает лицо, нарушившее норму права.

Ключевые слова: социальные нормы; обычаи; технические нормы; религиозные нормы; корпоративные нормы; групповые нормы; моральные нормы.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. –стр. – 46-56

На уроке мы узнаем, что собой представляют социальные нормы.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний о системе регулирования общественных отношений.

Сможем раскрывать механизм правового регулирования

Основное содержание урока.

Формирование базовых основ права происходило под влиянием многочисленных регуляторов поведения людей в обществе, создание которых было связано с общепринятыми ценностями. С помощью норм, законов, юридических учреждений право воздействует на общество и определяет нашу жизнь. Общество влияет на человека, формируя личность. Человек тоже оказывает влияние на общество.

Общество — это социальная организация страны. В этом смысле можно говорить о российском или американском, японском или китайском обществе. В любом обществе существуют социальные регуляторы.

Социальные нормы — общественные правила поведения.

Социальные нормы можно разделить на обычаи, религиозные, моральные, групповые и правовые нормы.

Моральные нормы регулируют большинство общественных отношений.

Моральные нормы — правила поведения, в основе которых лежат представления людей о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости. Нормы морали не фиксируются в письменной форме. Люди узнают об их содержании в процессе воспитания, обучения. Они передаются из поколения в поколение.

Обычаи передаются из поколения в поколение и закрепляются в поведении людей.

Под обычаями понимаются правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения.

Религиозные нормы устанавливаются различными религиозными объединениями и имеют обязательное значение для тех, кто исповедует ту или иную веру.

Религиозные нормы — правила, согласно которым устанавливаются модели поведения исповедующих ту или иную веру с точки зрения представлений о божественном и греховном. В отличие от обычаев, которые существуют в устной форме, религиозные нормы записаны в священных книгах — Библии, Коране, Ведах, Торе и др.

Групповые нормы регулируют поведение представителей социальной

группы. Выделяют большие и малые социальные группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу социальная общность, представители которой объединены совместной деятельностью, находятся в непосредственном личном общении.

Групповые нормы — правила поведения, которые вырабатываются определённой группой и являются для её представителей обязательными.

В отличие от иных социальных норм, групповые нормы распространяют своё действие не на всё общество, а только на его части — социальные группы. Разновидностью групповых норм являются корпоративные нормы.

Корпоративные нормы — правила поведения, регулирующие трудовые, служебные и иные отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений (предприятия, партии, профсоюзы, добровольные общества и т.п.) и имеющие обязательный характер только для членов этих организаций (объединений).

Для того чтобы существовало стабильное общество, необходим хорошо отлаженный механизм социального регулирования. Под механизмом правового регулирования понимается совокупность способов и средств правового регулирования.

Выделяют несколько стадий правового регулирования:

1) осознание потребностей правового регулирования;

3) реализация права.

Правовое регулирование начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации поведения людей с помощью права. На стадии правотворчества издаются нормативные правовые акты, содержащие нормы права. Принятые нормы устанавливают правовой статус (права и обязанности). Основой правового статуса является правоспособность — возможность иметь права и обязанности. На стадии реализации права происходит воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права.

В теории права выделяют специальные способы правового регулирования. Участнику правоотношений предоставляют права – управомочивание. Человека обязывают что-либо совершить – обязывание. Человеку запрещают совершать определённые поступки – запрет.

В юриспруденции существует несколько типов правового регулирования.

1. Общедозволительное регулирование. Дозволено всё, что не запрещено.

2. Разрешительное регулирование. Запрещено всё, кроме прямо разрешённого.

Выяснив, что право может выступать в роли важного регулятора поведения людей, мы должны обратить внимание на то, что является ею основополагающей базой.

Говоря о принципах права, стоит сказать, что они могут выступать источником права, то есть формой его выражения. Все принципы права условно можно разделить на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Читайте также:  Дискретная формула пид регулятора

Принцип равенства означает, что все люди, их объединения, оказавшись в сфере правового регулирования, равны между собой и перед законом.

  • Принцип гуманизма означает, что право должно быть направлено на обеспечение безопасности человека.
  • Принцип состязательности сторон при рассмотрении правовых проблем применяется в судебном производстве, когда случившееся рассматривается с различных сторон: с позиции обвинения и защиты
  • Принцип восстановления нарушенных прав предполагает, что лицо, виновное в нарушении права, обязано восстановить положение, существовавшее до этого
  • Принцип вины помогает установить справедливые взаимоотношения людей
  • Принцип законности известен как основа права, позволяет осуществлять правовые поступки только на основе закона, а не вопреки ему, не допускать произвол отдельных лиц.

В правовом регулировании действуют многочисленные презумпции, установленные и защищаемые правом. Презумпции — предположения, которые признаются достоверными, пока не будет доказано обратное. В области уголовного права действует презумпция невиновности, согласно которой обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом. Презумпция виновности действует в области частного права, например в гражданских правоотношениях. Презумпция знания закона позволяет считать, что лицо, оказавшееся в правовой ситуации, очевидно, знакомо с теми правилами, которые необходимо соблюдать в правоотношении.

Правовые аксиомы — утверждения, которые не требуют доказательств.

Правовые аксиомы закрепляют то, что было установлено давно и уже является достоверным.

Юридические фикции — это положения, которые изначально лишены истины, но признаются законодательством в качестве существующих, а значит, и общеобязательных. Например, гражданина могут признать в судебном порядке умершим, а днём его смерти считается день вступления в силу решения суда.

Разбор типового тренировочного задания

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Текст задания: распределите предложенные примеры по столбцам.

Разбор типового контрольного задания

Попарно соединяя овалы, установите соответствие между примерами и и принципами:

Охрана здоровья работников

Восстановление нарушенных прав

Используя конспект урока, найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали в филворде юридические термины.

Источник



Право как регулятор общественных отношений.

Право — один из особых, или государственных регуляторов общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид — становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку. Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Запрещая одни действия, разрешая другие, поощряя третьи, устанавливая ответственность за нарушения своих предписаний, право таким путем указывает необходимые общественно полезные варианты поведения субъектов, людей, ограничивает или расширяет сферу их личных желаний и устремлений, пресекает вредную деятельность. Т.е. воздействуя на волю и сознание людей, оно самым авторитетным образом склоняет их к определенному поведению. Но право не единственный социальный регулятор. В систему нормативного регулирования общественных отношений входят следующие виды норм:

— обычаи (в форме традиций, ритуалов, обрядов и т.д.);

— религиозные нормы (играют огромную роль в теократических государствах);

— нормы общественных объединений (корпоративные нормы внутри одного объединения, группы, организации);

Право является таким социальным регулятором, который может включать любые из перечисленных норм. Поэтому есть некие общие черты, свойственные всем социальным нормам, и есть нечто такое, что выделяет право из системы социальной регуляции.

К общим свойствам социальных норм относится то, что все они:

— являются своего рода образцами, стандартами, масштабом поведения;

— служат ориентиром в выборе того поведения, которое в данное время при данных обстоятельствах одобряется обществом или большинством;

— выполняют организующую роль в поведении людей;

— служат инструментом социального контроля.

По сравнению с другими социальными регуляторами право – наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это — неотъемлемый атрибут всякой государственности. Любые отношения приобретают характер правоотношений лишь в том случае, если они возникают на основе и в соответствии с нормами права и не противоречат воле государства. Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним. Ведь форма и содержание любого явления неразрывны.

Применительно к праву указанные выше общие свойства получают дополнительные характеристики. Но прежде чем их назвать, следует отметить, что само понимание права у разных народов, в разных государствах и разных правовых системах неодинаково. Существует по меньшей мере пять подходов к определению права.

Читайте также:  Восприятие как регулятор поведения человека

Первый является классическим для континентальной Европы. Это сугубо нормативистский подход, когда нормами права считают лишь то, что выражено самим государством в издаваемых им общеобязательных правилах поведения (законах). Таким образом, правом признается государственная воля, объективированная в соответствующих текстах законодательного акта общего характера.

Второй — свойствен в большей степени для Старого и Нового Света (для Англии и США) и именуется социологическим. Если нормативисты находят правовые нормы в сфере должного, то социологи просят искать их в сущем. Они видят правовые нормы в самих общественных отношениях, в формах контроля за ними, в способах разрешения конфликтов, т.е. в том, что делает суд.

Третий подход — психологический — распространен в особенности среди тех сторонников социологических взглядов, которые придают первостепенное значение психическим реалиям, имея в виду как индивидуальную, так и социальную психику. Они стараются отыскать правовые нормы прежде всего в психике человека, в его сознании и подсознании, в его правовых взглядах, в его правовых переживаниях и т.д. Такое понимание права свойственно после радикального смена социально-экономического строя страны. Например, в первые годы после октября 1917 г. могли судить на основе революционного правосознания.

Четвертый подход к пониманию права был связан с ожиданиями буржуазных революций, с приходом к власти буржуазии и был направлен против произвола феодальных властей, против тиранических законов, отчуждение каких-либо прав человека. Это естественно-правовой подход. Правовые нормы, согласно данному взгляду, следует искать в извечных критериях справедливости, выводимых из чистого разума. Естественные нормы свободы человека и естественные ее ограничения по отношению к гражданину как члену государственно-организованного общества — вот что должно регулировать поведение людей.

Ознакомление с разными подходами к праву показывает, что в каждом из них есть свои позитивные стороны. Одни из них приемлемы для законодателей, которые отыскивают и закрепляют право в издаваемых ими нормах, другие — для тех, кто применяет право, проводит право в конкретных жизненных ситуациях. Одновременно нельзя не видеть и отрицательных сторон каждого из подходов, если не ограничивать сферу его использования. Поэтому уместен и пятый подход — интегративный — сориентированный не на одну какую-либо черту права, а на полноту всех его характеристик. С точки зрения интегративного подхода правом является все то, что официально признается и поддерживается в качестве нормативов равенства и справедливости в определении меры свободы людей. Имеются в виду не только граждане, но и их объединения, органы государства, должностные лица и т.д. Сюда войдут и законы, и судебные акты, и указания полицейского, и комплексы допустимых эмоций, которыми судья или тот же полицейский руководствовались; сюда будут отнесены религиозные каноны, чувства верующих, религиозные обряды, но вместе с тем останется место и атеистическим воззрениям и нормам, если их официально возводили в общеобязательные установления. Интегративное понимание права позволяет выявить первый отличительный признак правовых норм — правовые нормы фиксируются в самых разных источниках. Их нельзя сводить только к законодательно установленным правилам. Напротив, в определенных случаях возможно не признавать правом даже то, что записано в законе.

Другим признаком правовых норм, в отличие от всех иных, является то, что они действуют по жизни, обязательно признаются в качестве регулятора общественных отношений через какие-то официальные акты. Это не декларации, не какие-нибудь лозунги, не заявления о намерениях, а законы.

Следующий признак состоит в формальной определенности правовых норм, в том, что они содержат указание на границы поведения их адресатов, на меру их прав и обязанностей.

Право нормативно по сути своей (не только потому, что может быть выражено в общих правилах поведения), поскольку регулирует типичные, повторяющиеся отношения и не ограничивается одноразовым решением конкретного вопроса. Нормативность — содержательный признак права. Право в своем применении рассчитано на относительно неопределенный круг лиц и относительно неопределенный круг случаев. Право являются официальным мерилом, масштабом свободы и справедливости.

Наконец, один из главных и более всего бросающихся в глаза признаков правовых норм — обеспеченность их со стороны государства организационными мерами, а также в конечном счете мерами психического и физического принуждения. Неисполнение правовых требований влечет юридическую ответственность.

Выяснение всех признаков права позволяет говорить о его ценности. И ценность эта состоит в его способности служить таким регулятором общественных отношений, который способен удовлетворять социальные интересы людей наиболее эффективным образом. При соответствующих социально-политических условиях эти интересы могут состоять в утверждении свободы, мира, согласия людей, справедливого разрешения конфликтных ситуаций.

Ценность права в первую очередь инструментальная. С его помощью в общественные отношения вносится стабильность, согласованность, организованность. Уже один этот факт может свидетельствовать о служении права цивилизованному развитию общества.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Право как регулятор общественных отношений.

Источник