Меню

Право социальный регулятор формируемый по инициативе государства

Право социальный регулятор формируемый по инициативе государства

7.2. Право как социальный регулятор

Одна из главнейших функций права — регулирование социальных отношений. Правовое регулирование определяется как воздействие на социальное поведение индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необходимое, желаемое состояние, определяемое правовой нормой. Регулирование осуществляется на основе правила (нормы), которое может спонтанно формироваться в самоорганизующейся системе.
Социологию права интересуют те сферы жизнедеятельности общества, которые подвергаются социальному регулированию, а также вопрос, почему один вид общественных отношений регулирует право, другой — мораль, а третий — религия; почему один закон охватывает все социальное пространство, а другой — только один его фрагмент и т.д. Социальное регулирование распространяется на такие сферы, как брачно-семейная, трудовая, обрядово-культовая, политическая, экономическая и др. Важное значение имеет регулирование отношений собственности — общественной, государственной, групповой, семейной, частной, личной, интеллектуальной. Социальное регулирование осуществляет распределение социальных ролей в обществе, определяет социальную подчиненность, иерархию, организацию и функционирование власти и т.п. Согласно мнению известного российского правоведа С.С. Алексеева, рассмотрение права сквозь призму выполняемой им функции социального регулятора позволяет “увидеть в нем социальное образование, обеспечивающее такую непрерывную динамику функционирования общества, при которой достигается постоянное и стабильное воспроизводство и, следовательно, сохранение и утверждение (своего рода “увековечение”) выраженных в праве социальных ценностей, условий и механизмов функционирования общества”.
Способы социального регулирования поведения людей можно по характеру свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.
Побуждение — метод социального регулирования, обращенный к психологической сфере (чувствам, привычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезности, выгодности определенного поведения, распределении тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии. Понуждение — метод регулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих имущественных благ, привилегий), когда та или иная выгода определяет желаемое поведение. Наконец, принуждение — это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных правил поведения, причиняются физические или психические страдания. Такой метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или общественного принуждения, а в случае необходимости и реализации этой угрозы.
В социальном регулировании, как правило, задействованы все эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельности. Они позволяют достаточно гибко регулировать поведение индивидов и социальных групп в обществе.
Важное место в социальном регулировании занимают структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения и процессы. В качестве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспекция, аудиторские организации, институт уполномоченного по правам человека и т.д.).
Социальное регулирование может осуществляться в правовых (отдельные законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), эстетических (мода, стиль), организационно-технических (правила безопасности, стандарты), централизованных (директивы, программы) формах.
Таким образом, в обществе существует множество регулятивных систем и методов воздействия, которые учитывают всю многогранность и сложность социального бытия.
Рассмотрим систему социальных регуляторов и место права в этой системе.
В ней прежде всего можно выделить нормативные и ненормативные регуляторы. К нормативным регуляторам относятся правовой, моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный) регуляторы и деловой обычай (деловое обыкновение). Разновидностью правового регулятора являются правовой обычай (“обычное право”), прецедент, доктрина (в некоторых странах). Совокупность нормативных регуляторов образует социальную нормативно-регулятивную систему, оказывающую воздействие на поведение индивидов в обществе.
К ненормативной регулятивной системе относится ценностный, директивный и информационный регуляторы, а также такой своеобразный регулятор, как социальный институт предсказаний. Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценностей, социально-психологических установок, стереотипов, штампов. Он проявляется как в культуре различных этно-национальных общностей, среди отдельных социальных, профессиональных, половозрастных групп, так и всего общества в целом.
Директивный регулятор наиболее широко применялся в управлении социальными процессами политическим руководством социалистических государств; общая директива определяла решение важной социально-экономической задачи.
Информационным регулятором социальных процессов может выступать определенная информация, распространяемая СМИ и которая может оказывать большое психологическое воздействие на индивидов.
Социальный институт предсказаний выступал в качестве регулятора еще с глубокой древности (институт пророчества, мантики и т.п.). В настоящее время он используется в выборных технологиях, всяких предварительных рейтингах и опросах, чтобы убедить избирателей в “предопределенной” победе того или иного кандидата.
Вся совокупность нормативных и ненормативных регуляторов в социальном регулировании представлена на нижеприведенной схеме.

Читайте также:  Генератор кзатэ 115а реле регулятор

Совокупность нормативных и ненормативных регуляторов в социальном регулировании

Право, во всяком случае, на формальном уровне, одинаково защищает и оберегает интересы всех членов общества. Поэтому оно выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом. Кроме того, право в современном обществе является своего рода метарегулятором социальной жизни, поскольку в силу своего всеобщего характера регулирует действие других регуляторов. Правовое общество, то есть общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми другими социальными регуляторами. Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития правосознания, когда правовой способ разрешения разнообразных социальных конфликтов признается единственно возможным. В противоположность этому в обществах переходного типа, не достигших стадии правового государства, ситуация иная, что обусловлено длительным господством традиционно иного соотношения права и морали как социальных регуляторов.
Так, в России процесс формирования правовой культуры развивался в рамках оппозиции права и морали, причем побеждала, в отличие от западноевропейских традиций, мораль. В представлениях наиболее блестящих русских мыслителей этот факт отразился в полной мере. У Б.Н.Чичерина право олицетворяет и ограничивает законом внешнюю, социальную свободу человека, а вот внутренняя его свобода регулируется нравственностью и религиозной верой. М.М. Ковалевский исходил из требований общественной солидарности и вытекающей из нее идеи долга, который и определяет все личные права. Н.М. Коркунов отделял право от нравственности, как инструментальные отношения, регулирующие столкновения общественных интересов и права и обязанности субъектов, вступающих в правоотношения. Л.И. Петражицкий считает, что неразвитое правосознание является причиной многих недостатков русского характера. Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое значение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право представало как нравственность.
Современные юристы (в частности, В.С. Нерсесянц) приходят к иным теоретическим выводам, в частности, обосновывая методологический принцип, состоящий в том, что “закон (позитивное право) должен быть правовым, но не моральным, религиозным и т.д. Морализация закона столь же ошибочна и вредна, как и узаконение (огосударствление) морали”. А вот представители философии права (Э.Ю. Соловьев) поддерживают истинно российскую традицию: “Правосознание нельзя понимать как простое отражение господствующих законов и установлений, как повседневную “юридическую компетентность”. Правосознание существует до и независимо от наличных законоуложений. Оно обладает достоинством правовой совести, активным, нормо-логическим, идеально-критическим темпераментом “естественного права”.
Согласно последним исследованиям, на настоящий момент нет оснований утверждать, что россияне безмерно привержены правовым принципам социальной жизни, правовому государству. Выбирая между стабилизацией общественных отношений в стране любыми средствами, с одной стороны, и незыблемостью принципов права — с другой, 59,1% опрошенных отдают предпочтение первому и только 14,5% — второму. За стабилизацию общественных отношений даже в ущерб законности и гражданских свобод выступает прежде всего старшее поколение. Однако и молодое не стремится отстаивать принципы права, а замыкается в рамках “безучастия”. Ограничить граждан в правах, по мнению опрошенных, можно:
а) соблюдая приоритет интересов государства;
б) в интересах других людей;
в) в интересах следственных органов;
г) в случае военных действий;
д) в борьбе со стихийными бедствиями.
Таким образом, опрошенные признают приоритет права государства по сравнению с правами граждан, то есть по сути приоритет права управленческой структуры. Иначе говоря, граждане сами признают правомочность ущемления своих прав государством.
Приведенные данные красноречиво говорят сами за себя. Ответы опрошенных показывают недостаточную степень развития правосознания.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 23. Право в системе социальных норм

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Право, его основные признаки.
  2. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия.
  3. Мораль и право: сходства и различия.
  4. Система права: отрасли, институты и подотрасли.
  5. Нормы права как общеобязательное правило поведения.
  6. Правовое регулирование общественных отношений.

Право – совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения,

установленных или санкционированных государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Система права это обусловленное системой общественных отношений внутреннее

строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) — нормы, отрасли, институты.

Норма права установленное государством общеобязательное правило поведения,

действие которого поддерживается силой государственного принуждения.

Читайте также:  Реле регулятор рр330 схема

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих самостоятельную сферу

Институт права — объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа

взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.

Ключевые слова

Право, система права, отрасль права, норма права, институт права.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.

А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.

Ёлкин Д.А. Право в объективном и субъективном смысле // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(24).

Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все нормы, существующие в обществе, взаимосвязаны и в то же время имеют специфику

Существуют характерные черты права, отличающие его от других социальных регуляторов. В науке выделяют отличительные признаки права. В отличие от обычаев, традиций, моральных норм, право — это система норм, которые устанавливает государство, поэтому носят общеобязательный характер. Они распространяются на органы государственной власти, должностных лиц и граждан. Государство контролирует соблюдение, исполнение и применение правовых норм, а в случае их нарушения применяет государственное принуждение через правоохранительные органы, такие как суд, прокуратура, органы внутренних дел. Как регулятор общественных отношений право обеспечивает закрепление существующего государственного и социального строя. Это значит, что право устанавливает юридический порядок в жизни общества и государства, определяя границы возможного и допустимого.

Между понятиями «право» и «закон» существует как взаимосвязь, так и различия. Право

составляет систему государственных законов. Только в форме закона оно становится обязательным. Но закон может противоречить праву, т. к. он принимается властью. Правовым законом является только тот, который не противоречит требованиям права.

Право взаимодействует с другими социальными нормами. Правовое регулирование

невозможно без опоры на мораль: например, оскорбление, ложь, клевета, все это область морали и присутствует в правовых документах.

У морали и права есть ряд общих черт: 1) способствовать общественному согласию, порядку; 2) и в морали, и в праве заключены принципы справедливости; 3) воспитательная роль морали и права заключается в том, что они вырабатывают внутреннее убеждение в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний. Здесь проявляется культура личности.

Различие морали и права: нормы права формально определены, т. е. заключены в документах; соблюдение права обеспечивается силой государства, их нарушение влечет за собой применение санкций, а соблюдение норм морали обеспечивается внутренним убеждением, их нарушение влечет только общественное порицание.

Различие проявляется и по сфере действия. Действие права ограничивается

документально закрепленными нормами, мораль же проникает в далёкие уголки личных отношений и недоступны для правового регулирования.

Система права -это строение права, состоящее из частей (элементов) — это нормы,

Существуют классификации отраслей права. Различают частное и публичное право. К

публичному праву относятся конституционное (государственное), административное, финансовое, уголовное, производственное; к частному — гражданское, семейное, торговое, предпринимательское право и т. д. Норма права – это общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.

Структура нормы права

  • Гипотеза
  • Диспозиция
  • Санкция

Классификация норм права: 1) управомочивающие — разрешения, дающие право на то,

что можно делать; 2) обязывающие — предписания, строго обязательные для исполнения; 3) запрещающие — устанавливающие, чего делать нельзя.

Отраслью права называют правовые нормы, регулирующие сферу однородных

Институт права — это обособившаяся внутри той или иной отрасли группу

взаимосвязанных юридических норм. Институт права регулирует только отдельную сторону родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Так, в сфере трудового права есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора и т. д.

Таким образом, право устанавливается и регулируется государством, формально

определено, носит системный характер, имеет иерархию и соподчиненность элементов.

Функции права: культурно-историческая, воспитательная, социального контороля, регулятивная, охранительная

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о частном праве

1) Для частного права характерен договор.

2) Частное право регулирует отношения частных лиц с государством.

Читайте также:  Регуляторы давления топлива киа мохаве дизель

3) Частному праву свойственна жёсткая централизованная регуляция общественных отношений государственной властью.

4) В частном праве все участники юридически равноправны.

5) В частном праве инициатива защиты прав субъекта права исходит от государства.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1). Для частного права характерен договор.

4) В частном праве все участники юридически равноправны.

  1. Подстановка элементов в пропуски в тексте:

Нормы права устанавливаются ____________ и поэтому носят ________________ характер.

Варианты ответа: обществом, государством, социумом; общеобязательный,

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Источник



Право как социальный регулятор

Понятие и виды социального регулирования

Социальное регулирование –неперсонофицированное воздействие на людей с помощью нормативно-регулятивных средств в целях достижения их социально полезного поведения.Социальное регулирование необходимо для наведения порядка в обществе, этот порядок должен соответствовать приказам, указаниям, решениям, обращенным к отдельным индивидам или установленным правилам, нормам поведения, обращенным ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (в этом проявляется общий характер норм).

Различают виды социального регулирования:

Индивидуальное регулирование – упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к отдельным обстоятельствам, к конкретным лицам.

Виды регулирующих акций: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. У этого вида регулирования есть положительные характеристики: учет персональных качеств исполнителя, учет уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования: проблема каждый раз решается заново, следовательно, затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта.

Нормативное регулирование – упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил.

Положительные характеристики этого вида социального регулирования: создание единого порядка, снижение возможности субъективизма, произвола; экономится время и организационные усилия. Недостатки данного регулирования: неучет персональных качеств исполнителя, неучет индивидуальности ситуации.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, нормативное и индивидуально регулирование сочетаются и так компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере нарастания сложности общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, значение индивидуального регулирования нельзя преуменьшать, оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

Право как социальный регулятор

Право как один из социальных регуляторов представляет собой совокупность норм (правил) поведения в обществе.

Право выступает в качестве регулятивно-охранительной системы, складывающейся из общезначимых правил (норм), принимаемых в целях обеспечения социальной стабильности, безопасности, развития и оказывающих результативное воздействие на юридически значимые общественные отношения.

Из данного определения можно вывести два основных признака права как социального регулятора:

При этом общезначимость права представлена как на объективном, так и на субъективном уровне. Объективно право считается общезначимым в силу его официального провозглашения таковым. Вместе с тем в ряде случаев субъекты воспринимают законодательно закрепленные предписания как лишенные реальной значимости (бесполезные и безопасные) декларации. Следовательно, общезначимым, а стало быть, и правовым, издаваемое предписание будет являться только тогда, когда соответствующий субъект осознает обязательность предусмотренного варианта поведения лично для себя, при этом число подобных субъектов должно быть достаточным для достижения вышеназванных целей правового воздействия (т. е. для социальной стабильности, безопасности, развития).

Результативность права проявляется в достижении конечных целей правового воздействия.

Если взять за основу подобное понимание права, то снимаются многие противоречия и, в частности, противоречие «право — государство — закон»; а также «национальное и международное право». Неважно, кто устанавливает правило с точки зрения его провозглашения и официального закрепления, важно, чтобы тот, кто это делает, обеспечивал бы признание правила общезначимым со стороны субъектов, к которым правило адресовано, и обеспечивал бы результативность осуществляемого при помощи правила поведения. В подобном понимании говорить о праве как о явлении можно и в условиях архаических структур, и в условиях тоталитарных режимов, и в условиях современных демократий. Меняются формальные и содержательные аспекты, однако суть права и правового регулирования остается неизменной.

Высказанная точка зрения предполагает оценку права как социально-культурного явления. При этом в основу права может быть положена протонорма (архаическое право), религиозный догмат (средневековое право), юридическая норма (современное право).

В качестве права может рассматриваться только действующая система норм, поскольку только действующие нормы могут оказывать результативное воздействие на общественные отношения.

Источник