Меню

Право как регулятор общественных отношений курсовая работа

Курсовик Право как государственный регулятор общественных отношений

Глава 2 Государство и право……………………………….
2.1 Соотношение и взаимосвязь государства и права………………….
2.3 Правовое государство : понятие и принципы……………………….

Глава 3 Механизм правового регулирования общественных отношений.
3.1 Понятие механизма правового регулирования………………………….
3.2 Предмет правового регулирования………………………………………
3.3 Метод правового регулирования…………………………………………

Право (в этом сугубо юридическом смысле) — это система обще-обязательных, формально определенных юридических норм, выра¬жающих общественную, классовую волю (конкретные интересы об¬щества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государ¬ством и направленных, на урегулирование общественных отно¬шений.
Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.
Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и со-держанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.
Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо ма-териальных прав, в семье есть и сугубо личные).
Все общественные отношения можно подразделить на три группы:
1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых;
2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы;
3) частично регулируемые.
В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.
Как становиться ясно из всего вышеизложенного, темой для данного исследования было выбрано право, как государственный регулятор общественных отношений. Объектом данного исследования является право как таковое, а предметом будут являться теоретические основы теории государства и права, принципы и монографии виднейших ученых в области теории государства и права России
Задачи данной работы заключаются в том, что бы рассмотреть :
-понятие, признаки, функции и виды права, правового регулирования
-уделить внимание соотношению и взаимосвязи государства и права
-изучить предмет, метод и типы правового регулирования
Целью написания данной курсовой является исследование области правового регулирования общественных отношений.
.
Список используемых источников

1.Нормативно — правовые акты :

1.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).-Ст.21.
2.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).-Ст.19.
3.»Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).-Ст.19.15.

1.Алексеев С. С.Общая теория права: Учебник /в 2 т.— М., 1981?1982.С.126.
2.Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/ — М.: Омега Л, 2007.С.254.
3.Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А / Проблемы теории государства и права :Учебник/ М.: Эксмо, 2005. C.127.
4.Дмитриев. Ю .А. Проблемы теории государства и права: Учебник / М.: Эксмо, 2005.C.205.
5. Комаров С. А., Малько А. В.. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М.С.187.
6.Котаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник/ — Спб.: Питер, 2006.С.46.
7.Левченко В.М. Общая теория государства и права. М.:Зерцало М., 2002 С. 333
8.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник/ М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 С.567, 568.
9.Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник/ М.: Юрид. лит., 1996. С. 378.
10. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник/ — М.: Проспект, 2006.С.165.
11. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций/ М.:Юрист, 2004 С. 396.
12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / 5-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. С.146.
13. Матузов Н.И, А.В. Малько. Теория государства и права: Учебник/ Юристъ, 2004. С.206.
14. Пиголкина.А.С. Общая теория права: Учебник/1996 2-е изд -3.С.56.
15. Пьянов. Н.А. Теория государства и права: Учебник/ Иркутск : Изд-во ИрИ (ф) ВГУЮ (РПА Минюста РФ), 2015.С.97.
16. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник.- Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000.C.87.
17. Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Учебник/ – СПб.: Эктон. 2003.С.324.
18. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. C.241.
19. Явич Л. С. Право — регулятор общественных отношений: Статья/ Правоведение. — 1958. — №?2. — С. 19.

Источник

Право как государственный регулятор общественных отношений

Однако нередки случаи, когда заинтересованные лица не спешат действовать в соответствии с вновь принятыми нормами права. Известно немало так называемых мертвых норм, которые действуют, но не воплощаются в конкретных отношениях, в действиях граждан и иных лиц. Деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу действующих норм права в конкретные правоотношения… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Право как государственный регулятор общественных отношений ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • Введение
  • 1. Понятие, признаки и функции права
    • 1. 1. Понятие права
    • 1. 2. Признаки права
    • 1. 3. Функции права
  • 2. Механизм правового регулирования общественных отношений
    • 2. 1. Понятие механизма правового регулирования
    • 2. 2. Понятие и формы реализации права
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Однако нередки случаи, когда заинтересованные лица не спешат действовать в соответствии с вновь принятыми нормами права. Известно немало так называемых мертвых норм, которые действуют, но не воплощаются в конкретных отношениях, в действиях граждан и иных лиц. Деятельность членов гражданского общества и государства, его органов по переводу действующих норм права в конкретные правоотношения понимается как реализация норм права. Реализация права — это воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных лиц предписаний действующих норм права. Реализация права образует особую стадию правового регулирования. На этой стадии участники конкретных правоотношений действуют в строгом соответствии с действующим законодательством, выполняют его требования и в конечном итоге создают порядки, которые, по мнению государства, наилучшим образом отвечают интересам общества и личности и обеспечивают дальнейшее прогрессивное развитие общества. Многообразие отраслей права и способов правового регулирования, закрепления правовых требований в нормативных актах обуславливают и различие в формах реализации права. Реализация норм права в правомерном поведении лиц осуществляется в четырёх формах: Соблюдение;

Читайте также:  Кто менял регулятор давления топлива

Правоприменение.Соблюдение — это такая форма реализации норм права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административно — правовые и иные запреты не нарушаются. Граждане и иные лица сообразуют свои поступки с нормами права: не совершают краж, разбойных нападений, не нарушают экологического законодательства, не охотятся в запрещённое законом время и т. д. Их поведение по отношению к запретам является пассивным. Однако это не означает того, что в области правового регулирования, где действуют запреты, правомерное поведение в форме активных действий вообще является невозможным. Наоборот, граждане и иные лица действуют весьма активно, но своими действиями они реализуют иные нормы. Важнейшей формой реализации права активными действиями граждан и иных лиц является использование, т. е. осуществление предоставленных им субъективных прав в виде дозволений или правомочий. Дозволения субъект реализует по своему желанию и собственными действиями — напр., сочиняет литературные или музыкальные произведения, участвует в митингах, шествиях, выборах в Государственную Думу и др. Реализуя правомочие, лицо вступает в конкретные правоотношения с другими лицами, которые обязываются в силу закона или договора, иного соглашения совершить в его пользу определённые действия. Реализация права в данном случае осуществляется не собственными действиями управомоченного лица, а действиями других лиц. Чтобы приобрести определённое имущество, гражданин заключает договор купли — продажи с торговыми представителями.

Для доставки купленных товаров он заключает договор перевозки с транспортными организациями. Словом, правомочие реализуется постольку, поскольку находится иное лицо, способное своими действиями удовлетворить интерес управрмоченного лица. Совершение действий в пользу управомоченного лица понимается как исполнение. Исполнение составляет самостоятельную форму реализации права. Её специфика состоит в том, что лицо совершает действия, прямо предусмотренные нормой права либо вытекающие из какого — либо договора, заключённого этим участником с другими лицами.

Например, молодой человек призывается на срочную военную службу. Тем самым он исполняет обязанность, предусмотренную ст. 59 Конституции РФ . Уплата федеральных налогов представляет собой исполнение обязанности, предусмотренной ст. 57 Конституции РФ . Гражданин, покупая товары согласно заключённому договору купли — продажи, обязан оплатить их стоимость.

Обязанность признается исполненной при условии, что она выполнена вовремя, в надлежащем месте и надлежащим образом. Неисполнение обязанности, равно как и её надлежащее исполнение признаются правонарушением и влекут за собой применение юридической ответственности. Особой формой реализации права выступает правоприменение. Данная форма реализации права осуществляется компетентными органами государства и должностными лицами и выражается в виде специального решения, которым на основе действующих норм права устанавливаются права и обязанности участников конкретных отношений. Реализация же закреплённых прав и обязанностей участниками конкретного отношения осуществляется в форме использования правомочия и исполнения обязанности. Необходимость такой формы реализации обусловлена тем, что государство не остается безучастным к процессам реализации права, а играет ведущую роль и на этой стадии правового регулирования. Реализация права представляет собой процесс, состоящий из трёх стадий:

Уяснения (толкования) права;

Формирования воли субъекта, связанной с желанием использовать предоставленное ему субъективное право;

Вступление в конкретное правоотношение. Процесс реализации норм права начинается со стадии получения заинтересованным лицом информации о действующих нормах права и источниках, в которых эти нормы содержаться. Прежде чем выбрать тот или иной вариант правомерного пути, способа использования субъективного права, гражданин, иное лицо должны весьма обстоятельно выяснить, какие нормы права действуют в соответствующей сфере правового регулирования, какие субъективные права предоставляют эти нормы, в каком порядке следует действовать, чтобы обеспечить исполнение субъективного права законными путями, какие правовые средства защищают соответствующие субъективные права и насколько они являются действенными. Процесс уяснения (толкования) содержания норм права гражданином или должностным лицом понимается как толкование права. Благодаря этой процедуре нормы права становятся знаемыми гражданами, иными лицами. С учётом наличных знаний о действующем праве заинтересованные лица формируют свою волю и принимают решение о вступлении в конкретное правоотношение. Дальнейший процесс реализации права осуществляется с учётом специфики регулирования в сферах частного и публично права. В области частного права, где граждане и юридические лица самостоятельно, по своему усмотрению вступают в конкретные правоотношения, стадия формирования их воли сводится к таким процессам, как: Осознание потребности в материальном или в духовном благе, которую хотел бы удовлетворить субъект, вступив в конкретное правоотношение;

Определение объекта правоотношения;

Поиск лица, способного удовлетворить потребность в соответствующем материальном или в духовном благе. Субъективное право, закреплённое нормативными правовыми предписаниями, разрешает гражданину, юридическому лицу удовлетворять свои потребности в соответствующем материальном или духовном благе собственными действиями либо посредством выступления в конкретное правоотношение. В силу общественного разделения труда потребность в значительной части материальных и духовных благ не может быть удовлетворена собственными действиями заинтересованного лица. В этих целях он должен вступить в конкретные правоотношения. Например, чтобы получить профессиональное образование, гражданин вступает в образовательное правоотношение с соответствующим учебным заведением; чтобы иметь надлежащие материальные средства, заключает трудовой договор с организацией, учреждением. Процесс формирования потребностей личности, как и всякий психологический процесс, лежит за пределами права. Юридическую значимость этот процесс получает тогда, когда заинтересованное лицо осознаёт соответствующее материальное и духовное благо как жизненно необходимое для себя и в целях овладения этим благом принимает решение вступить в конкретное правоотношение. Подобное решение является важным этапом на пути реализации норм права. Ибо значительная часть материальных и духовных благ, представляющих интерес для личности, юридического лица, остаётся в области их несбыточных желаний. Субъект осознает нереальность своих потребностей и не предпринимает никаких попыток с целью их удовлетворения. Заключение

Итак, изложенный материал позволяет сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования. Во все времена, при анализе права с позиции общественного института, исследователям приходилось сталкиваться не с отдельной системой, а с самодостаточной и монолитной системой. Право выступает в качестве обобщенного понятия — формулы, обозначающей ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридическими нормами обеспечивается гарантированное исполнение правил носящих жизненно необходимый характер, без которых было бы невозможным функционирования как общества, так и государства в целом. Такие правила выступают в качестве того минимума, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Дозволения, запреты и обязанности — есть суть каждой юридической нормы, во много определяющие её основные черты и особенности. Существует несколько функций права, которые являются чисто юридическими: регулятивные и охранительные функции права поддерживают правопорядок в обществе. По состоянию правопорядка можно судить о состоянии законности, реализации правовых предписаний и норм в обществе. Право, законность, правопорядок — основные элементы правовой основы общественной жизни. Кроме того, общественные отношения складываются как результат человеческой деятельности в конкретно исторических условиях. Правовое регулирование проявляется в правосознании, правопонимании, правоприменении и правотворчестве. Позитивные обязанности способствуют развитию права и общественных отношений. Таким образом, общедозволительный тип правового регулирования благоприятно сказывается на экономических, политических, социальных и духовных отношениях. Список используемой литературы

Читайте также:  Рено дастер реле регулятор замена

Актуальные проблемы теории государства и права. Учеб. пособие / М. М. Рассолов , В. П. Малахов , А. А. Иванов . — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2011

Венгеров А. Б. Теория государства и права. — М.: Омега-Л, 2011. — 608 с. Власенко Н. А. Теория государства и права. — М.: Проспект, 2011 — 416 с. Енгибарян Р. В. , Краснов Ю. К. Теория государства и права: Учебное пособие — 2-е изд., пересмотр.

и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014

Лазарев В. В. Общая теория права и государства Учебник Гриф МО РФ. Инфра-М, Норма. 2014. — 462 с. Лазарев В. В. , Морозова Л. А. , Радько Т. Н. Теория государства и права.Уч. для бакаларов [10, «https://referat.bookap.info»].

М.: Проспект, 2012. Р. З. Лившиц . Теория права. Учебник. М., 2008 г. Матузов Н. И. , Малько А. В. Теория государства и права.

— М.: Юрист, 2007. — 541 с. Марченко М. Н. Теория государства и права.

2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Проспект, 2013. — 656 с. Марченко М. Н. , Дерябина Е. М. Теория государства и права. Уч. для бакалавров.

М.: Проспект, 2013

Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. Гриф МО . 3-е изд., испр.

и доп. М.: Юрайт, 2013. 428 с. Проблемы теории государства и права. ;

Учебник. Теория государства и права: Учебник /под ред. А. С. Пиголкина , Ю. А. Дмитриева (гриф УМО). 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011

Теория государства и права: Учеб. пособие / А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова . — 2-е изд., перераб. и доп.- М., 2011

Теория государства и права. Под ред. В. П. Малахова . — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011

Юридический энциклопедический словарь/Под общ. ред. В. Е. Крутских . М., 2000 г.

Источник



Право как регулятор общественных отношений

1.2. Право как регулятор общественных отношений.

Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид – становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности». Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

1.3. Сущность права.

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика – это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика – это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло – нарушением этой нормы.

1.4. Признаки права.

Признаки права, характеризуют его как специфическую систему общественных отношений.

1) нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нормативностью, обычаями. Право, которым располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольно отмерено и определено в соответствии с действующими нормами. В некоторых учениях о праве признак нормативности признается доминирующим и право определяется как система юридических норм. При таком подходе право физического или юридического лица оказываются всего лишь результатом действия норм и как бы навязываются им из вне. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации. Ценность рассматриваемого свойства состоит в том, что «в нормативности выражается потребность утверждения в общественных отношениях нормативных начал, связанных с обеспечением упорядоченности общественной жизни, защищенного статуса автономной личности, ее прав и свободы поведения»1. Нормы права следует рассматривать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

Читайте также:  Регулятор давления giacomini инструкция

2) формальная определенность. Предполагает закрепление правовых норм в каких-либо источниках. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве она обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения принятого на основании обычая.

На основе норм права и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права, обязанности, ответственность граждан и организаций.

3) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу, например, конституционные нормы обладают высшей юридической силой, им не могут противоречить нормы другого уровня.

4) интеллектуально-волевой характер права. Право проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, цели и интересы общества, отдельных лиц и организаций. Формирование и функционирования права как выражение свободы, справедливости и разума возможны только в обществе, в котором все индивиды имеют экономическую, политическую и духовную свободу.

Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов. В-третьих, регулирующее действие права, возможно, лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

5) обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государственное принуждение – фактор, позволивший четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу личной свободы и ее границы. Государственное принуждение – специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность «будущего», которые по своим характеристикам как бы становятся частью существующего.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

1.5. Назначение права.

Назначение права формулируются в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту назначение права – выражать интересы господствующего класса (слоя, групп), воплощать волю экономически господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам.

В соответствии со вторым аспектом назначение права состоит в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок. Это не означает, что право не связано с принуждением, но на первый план в правовом разрешении проблем выдвигаются не принуждение, а достижение согласия и компромисса. В реальной жизни право выполняет задачи двойственного характера: с одной стороны, оно выступает инструментом политического господства, а с другой стороны – инструментом общесоциального регулирования, средством установления порядка в обществе. Следовательно, можно сделать вывод о том, что главным назначение права является обеспечение порядка в обществе с учетом интересов разных слоев и групп путем достижения согласия и компромисса. 1.6. Функции права.

Под функциями права понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

· регулятивная — упорядочение общественных отношений путём закрепления соответствующих общественных связей и порядков (статическая регулятивная функция; например, фиксирование правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению вещами) и обеспечения активного поведения тех или иных субъектов (динамическая регулятивная функция; например, возложение обязанности уплачивать налоги);

· охранительная — установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Помимо названных право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

· воспитательная функция заключается в воздействии права на волю, сознание людей, воспитывая у них уважение к праву;

· идеологическая функция состоит во внедрении в жизнь общества идей гуманизма, приоритета прав и свобод человека, демократизма;

· информационная функция позволяет информировать людей о требованиях, которые предъявляются государством к поведению личности, сообщать о тех объектах, которые охраняются государством, о том, какие поступки и действия признаются общественно полезными или, напротив, противоречат интересам общества.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что в определении права заключены в «свернутом» виде многие характерные черты данного института. Право – совокупность правил поведения, установленных государственной властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных государственной властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи государственного аппарата в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных и угодных господствующему классу.

Итак, основное назначение права заключается в том, чтобы быть мощным социально-нормативным регулятором, определителем возможного и обязательного поведения индивидов и их коллективных образований. Причем обязательность права, в отличие от других социальных регуляторов, обеспечивается возможностью государственного принуждения, правовые положения становятся для тех, к кому относятся, общеобязательным правилом (нормой) поведения.

Эти основные характеристики права и составляют сущность права, его устойчивое ядро, какими бы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.

Итогом определения многообразного содержания права на теоретическом уровне являются его понимание как объективного и субъективного в праве. Объективного тогда, когда это содержание детерминировано социально-экономическими, политическими и иными потребностями. И субъективного тогда, когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно, опровергается всей социальной практикой.

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000.

2. Морозова Л. А. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М.: Юристъ, 2000.

3. Теория государства и права. Курс лекций /Под ред. М. Н. Марченко. — М., 1996.

1 Конституция РФ. М., Проспект. 1996.

1 Теория государства и права. Учебник для юридических Вузов и факультетов. М., НОРМА-ИНФРА М, 1996.

Источник