Меню

Переток мощности при опосредованном присоединении

Переток мощности при опосредованном присоединении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Разъяснение Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2017 г. № 12 «О применении положений антимонопольного законодательства в отношении владельцев объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2017 г. № 19)

Настоящие разъяснения подготовлены ФАС России по результатам изучения и обобщения практики применения антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях разъяснения вопросов его применения в отношении владельцев энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, в том числе не соответствующих критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, при осуществлении мероприятий по технологическому присоединению и оказанию услуг по передаче электрической энергии.

1. Владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не является сетевой организацией и не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация — коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.

Согласно положений статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) доминирующим положением признается положение субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Учитывая изложенное, территориальная сетевая организация занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее — Критерии ТСО).

В соответствии с пунктом 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Правила госрегулирования) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).

Таким образом, с момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) решения о несоответствии юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, такое юридическое лицо теряет статус сетевой организации и переходит в статус владельца объектов электроэнергетики (владельца объектов электросетевого хозяйства).

Указанное означает, что такому юридическому лицу не устанавливается тариф на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, в силу положений Закона о естественных монополиях и Закона о защите конкуренции, владелец объектов электроэнергетики, в том числе не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, не является субъектом естественной монополии и не занимает доминирующего положения на товарном рынке. К такому лицу не применимы положения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Право владельцев энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики осуществлять технологическое присоединение иных лиц к своим объектам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Исходя из изложенного следует, что государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций.

При этом согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации,в частности с использованием метода сравнения аналогов.

Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Читайте также:  Двигатели ммз малой мощности

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями указанной статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном Законом об электроэнергетике для сетевых организаций.

Указанное означает, что владелец объектов электроэнергетики, в том числе владелец объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, вправе, но не обязан осуществлять технологическое присоединение к своим объектам.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяются в соответствии с Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 97. Полномочиями устанавливать плату за технологическое присоединение, стандартизированные тарифные ставки и ставки за единицу максимальной мощности региональные регулирующие органы наделены только в отношении территориальных сетевых организаций.

Учитывая изложенное, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов)не наделен полномочиями и не обязан устанавливать плату за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев объектов электросетевого хозяйства,не являющихся сетевыми организациями.

При этом, учитывая положения абзаца 2 пункта 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям владельцев энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) определяется в гражданско-правовом порядке и по соглашению сторон может быть рассчитана исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории субъекта Российской Федерации.

Так, Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 2 февраля 2017 г. № АПЛ16-632 пришел к следующему выводу. Владелец объектов электросетевого хозяйства для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, а также для получения соответствующего тарифа на услуги по передаче электрической энергии должен соответствовать Критериям. Собственники объектов электросетевого хозяйства, не соответствующие Критериям, обязаны нести бремя содержания принадлежащего им имущества в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а также соблюдать запрет на препятствование перетоку электрической энергии в соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861.

Учитывая изложенное, действия владельцев энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии) по заключению договоров об осуществлении технологического присоединения и определению платы за такое присоединение в гражданско-правовом порядке, в том числе исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории субъекта Российской Федерации, не могут содержать признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Обязанность владельцев объектов электросетевого хозяйства, не соответствующих критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не препятствовать перетоку электрической энергии.

Согласно статье 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее — ПНД), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 20.11.2012 по делу № А50-5359/2011 (далее — постановление Президиума ВАС РФ) отмечено, что соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных ПНД.

Вместе с тем, как указано в постановлении Президиума ВАС РФ, опосредованное присоединение, которое в силу положений ПНД обязывает не препятствовать перетоку электроэнергии, не исключает необходимость наличия технологического присоединения.

Согласно абзацу 5 пункта 2 ПНД документами о технологическом присоединении являются документы, составляемые (составленные) в процессе технологического присоединения (после завершения технологического присоединения) энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства, в том числе технические условия, акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Читайте также:  Мощность по 3 ценовой категории что это

Таким образом, в случае если собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, потерявший статус территориальной сетевой организации в связи с несоответствием Критериям ТСО, препятствует перетоку электрической энергии через данные объекты электросетевого хозяйства на объекты (энергопринимающие устройства) третьих лиц, присоединенных в надлежащем порядке, такие действия собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, должны быть рассмотрены на предмет нарушения пункта 6 ПНД. Ответственность за нарушения указанной нормы ПНД предусмотрена статьей 9.21 КоАП.

Кроме того, с учетом положений статьи 210 ГК РФ такой собственник объектов электросетевого хозяйства, не соответствующий Критериям ТСО или потерявший таковой статус, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электрической энергии на объекты иных лиц. При наступлении аварийных ситуаций, собственник имущества должен принять все необходимые действия для их устранения в нормативно установленные сроки. Нарушение таких требований также влечет привлечение к ответственности в соответствии со статьей 9.21 КоАП.

При этом необходимо учитывать позицию ФАС России, изложенную в Разъяснениях Президиума ФАС России № 7 «Порядок применения Закона о защите конкуренции с учетом правил технологического присоединения, правил недискриминационного доступа, правил подключения и законодательства о теплоснабжения», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 30.11.2016 № 15.

Председатель
Президиума ФАС России,
Руководитель ФАС России
И.Ю. Артемьев

Обзор документа

Разъяснено, что владелец объектов электроэнергетики, не соответствующий критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не является сетевой организацией и не занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электроэнергии.

Владельцы энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики (в том числе объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электроэнергии) вправе заключать договоры о технологическом присоединении и определять плату за такое присоединение в гражданско-правовом порядке, в том числе исходя из стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение, устанавливаемых едиными на территории региона.

Владельцы объектов электросетевого хозяйства, не соответствующие критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, не должны препятствовать перетоку электроэнергии. Они несут бремя содержания принадлежащего им имущества в надлежащем состоянии, обеспечивающем переток электроэнергии на объекты иных лиц. При наступлении аварийных ситуаций владелец должен принять все необходимые меры для их устранения в нормативно установленные сроки. Нарушение этих требований влечет административную ответственность.

Источник

Переток мощности при опосредованном присоединении

Оптимальные
Инженерные решения
в Электроэнергетике

Будьте в курсе новостей

Основные темы

Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям

Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям

Опосредствованное подключение (присоединение) Абонентов к электрическим сетям

Документы для справок и примененные термины:

  • Федеральный Закон №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон).
  • Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила доступа).
  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее Правила присоединения).
  • Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 N 1044 «О внесении изменений в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее Постановление).
  • Абонент — это юридическое либо физическое лицо, потребитель электрической энергии, энергоустановки которого присоединены к сетям энергоснабжающей организации.
  • Субабонент — это юридическое либо физическое лицо, являющееся третьим звеном в цепочке «Энергоснабжающая организация — Абонент — Субабонент», т.е. имеющий опосредованное присоединение к электрической сети Энергоснабжающей организации. Таким образом, Субабонент заключает договор с Энергоснабжающей Организацией по передаче ему электроэнергии опосредованно через электрическую сеть, принадлежащую Абоненту при согласии Абонента.

Под собственно опосредствованным присоединением (подключением) понимают присоединение потребителя к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки других потребителей — производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций непосредственно.

В соответствии со ст. 26 п. 4 Закона владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики (далее Абонент), ранее технологически присоединенного в соответствии с Правилами присоединения по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить (подключить) к своим сетям иного владельца (Субабонента) объекта электроэнергетики (иного потребителя) при условии соблюдения выданных ранее технических условий.

Способы опосредствованного присоединения к сетям

Ниже кратко описаны способы опосредствованного присоединения к электросетям в зависимости от технических возможностей и статуса «Абонента». Опосредствованное подключение может быть осуществлено следующим образом:

1. К объектам лиц непосредственно присоединенных к сетям сетевого оператора, не осуществляющих услуги по передаче электрической энергии (мощности). В этом случае говорят о перетоке электроэнергии (мощности).

Согласно п. 6 Правил доступа Абонент не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Однако, он имеет право получить разрешение на передачу электроэнергии за плату. Для этого ему необходимо обратиться в соответствующий орган для получения тарифов на передачу электроэнергии. Однако, в этом случае отношения между конечным потребителем (Субабонентом) и таким Посредником (Абонентом) будут регулироваться пунктами Правил доступа, применяемыми к сетевым организациям (абз.2 п. 6 Правил доступа).

Читайте также:  Мощность электрошокера tw 309

2. К объектам лиц непосредственно присоединённых к сетям сетевого оператора и имеющих избыточную мощность, которую они могут перераспределить в пользу иного потребителя. В этом случае говорят о перераспределении мощности.

С кем заключать договор при опосредствованном присоединении

Если подключение производится к Абонентам, не осуществляющим услуг по передаче электроэнергии, или бесхозяйным объектам, конечный потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки Абонента (п. 5 Правил доступа). Порядок присоединения регулируется ФЗ №34, Правилами доступа, Правилами присоединения.

Если присоединение производится к Абоненту, осуществляющему передачу электроэнергии перетоком или перераспределением максимальной мощности, договор о техническом присоединении заключается между ним и конечным потребителем по установленным ФЗ № 34, Правилами доступа, Правилами присоединения основаниям.

Ограничения по присоединению с перераспределением и перетоком мощности

Постановлением Правительства от 30.09.2015 г. внесено изменение в наименование главы IV Правил присоединения. Изменение действительно значимое, поскольку удаление из заголовка словосочетания «между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями», снимает формальные ограничения на возможность опосредствованного технологического присоединения к электросетям, если в качестве Посредника (Абонента) выступает частное лицо. Таким образом, возможности присоединить к своим объектам иных потребителей на условии перераспределения имеющейся максимальной мощности могут следующие лица:

  • физические лица, мощность энергопринимающих устройств которых свыше 15 кВт и которые присоединены к сетевой организации не позже 1 января 2009 г.;
  • юридические лица и индивидуальные предприниматели, мощность энергопринимающих устройств которых превышает 150 кВт и которые присоединены к сетевой организации не позже 1 января 2009 г.;.

Абонентом-посредником не могут выступать:

  • предприятия, ИП, физические лица, мощность объектов энергохозяйства которых ниже указанной;
  • Абоненты, имеющие лишь временное технологическое присоединение;
  • Абоненты, энергопринимающие устройства которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения объектов к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
  • Абоненты не внесшие или внесшие не в полном объеме плату за технологическое присоединение к электросетям.

Не допускается присоединение Субабонентов, электроснабжение которых должно производиться по 1 и 2 категориям надежности, к сетям Абонентов, электроснабжение которых производится по 3 категории надежности.

По согласованию с сетевой организацией присоединять к своим объектам электросетевого хозяйства сетевой организации иных потребителей могут Абоненты, энергопринимающие устройства которых были присоединены непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации не позднее 1 января 2015 г.

Порядок опосредствованного присоединения к электросетям

Порядок технологического присоединения Субабонентов к энергопринимающим устройствам Абонентов, кроме Абонентов, чьи объекты непосредственно присоединены к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, посредством перераспределения мощности определяется п. п. 34-39 Правил присоединения.

Порядок технологического присоединения Субабонентов к Абонентам, чьи объекты электросетевого хозяйства ранее присоединены непосредственно к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, определяется п. п. 40 (4) – 40 (1) Правил присоединения.

Источник



Субабоненты, опосредованное технологическое присоединение и перераспределение мощности

Опосредованное присоединение – одна из наиболее актуальных проблем для собственников объектов электроэнергетики, которые не имеют статуса сетевой организации. Целью статьи является попытка провести анализ рисков балансодержателя (собственника) и предложить решения по их минимизации.

Sub-subscribers, indirect technological connection and power redistribution

Indirect connection is one of the most pressing problems for owners of electric power facilities who do not have the status of a network organization. The aim of the article is an attempt to analyze the risks of the balance holder (owner) and propose solutions to minimize them.

Любая производственная деятельность всегда имеет тесное взаимодействие с электроэнергетикой. Это связано с тем, что, как правило, для производственных процессов требуется большое количество электрической мощности, а это, в свою очередь, приводит к тому, что в составе производственно-имущественных комплексов находятся объекты электросетевого хозяйства.

Одной из наиболее актуальных проблем для собственников объектов электроэнергетики, которые не имеют статуса электросетевой организации, является наличие подключенных к их электросетевому хозяйству сторонних потребителей электрической энергии – субабонетов.

Тем не менее законодательное регулирование взаимоотношений между собственником электросетевого хозяйства и такими потребителями пока находится на стадии разработки и обсуждений. На практике собственники объектов электроэнергетики испытывают сложности в разрешении споров, связанных с подключениями к их электросетевому хозяйству сторонних потребителей. При этом суды, в абсолютном большинстве случаев, принимают сторону субабонента.

Для того, чтобы более конструктивно разобраться с данной проблемой, редакция журнала «Главный энергетик» обратилась к эксперту, имеющему большой практический опыт в сфере взаимоотношений между субъектами розничных рынков электроэнергии, – Туксину Артему Александровичу.

У большинства предприятий советского периода схемы электроснабжения выглядят примерно следующим образом:

Раньше, еще до реформирования электроэнергетики, было все равно, кто и в каком количестве запитан от сетей предприятия. Так что, по доброте душевной или по другим причинам предприятия массово подключали к своим сетям тех, кто находился в непосредственной близости от них. Ну не тянуть же ЛЭП до сетей сетевой организации – это же выброшенные на ветер народные богатства.

Зачастую, подключившийся к сетям предприятия потребитель (не важно, юридическое лицо, общежитие или гаражный кооператив) заключал договор поставки электроэнергии с самим предприятием, а не с энергосбытом. Таких потребителей стали называть субабонентами, то есть абонентами абонентов энергосбытов.

Источник