Меню

Основной регулятор рыночной экономики это

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

Источник

Основной регулятор рыночной экономики это

Экономические регуляторы включают в себя механизмы и институты, через которые в национальной экономике происходит распределение ресурсов, формируя пропорции. В рыночной экономике к экономическим регуляторам можно отнести систему рыночного регулирования самих рынков, систему инструментов регулирования государства и государственные институты.

Инструменты и формы регулирования состоят из:

  • цены,
  • прибыли и убытков,
  • процентных ставок,
  • валютного курса,
  • курса ценных бумаг и др.

В процессе колебания их величин в соответствии со спросом и предложением ресурсы могут переливаться туда, где они являются наиболее важными, принося наибольшую прибыль. Например, расширение спроса на соответствующую продукцию способно привести к росту цены на неё и увеличению прибыли, что впоследствии приведет к расширению производства. Если спрос сокращается, то цена и прибыль падает, сокращается производство. Давление рыночной конкуренции ведёт к тому, что производители снижают издержки, регулируя затраты ресурсов.

Система рынков может образовываться рынками продукции и услуг, капиталов и труда, ценных бумаг, природных ресурсов. На этих рынках могут определяться уровни цен, фиксироваться их колебания. Например, валютный курс устанавливает валютная биржа, котировку ценных бумаг — фондовые биржи, цены капитала — финансовые рынки и рынки банковских услуг.

Посредством одних рыночных регуляторов невозможно обеспечивать оптимальное удовлетворение определенных потребностей общества, их действие должно дополняться и корректироваться через систему инструментов регулирования государством экономики. Государственное регулирование должно включать административное, правовое, косвенное и прямое регулирование экономики. Правовое регулирование представляет собой определяемые и закрепленные государством правила и нормы, которые определяют поведение субъектов регулирования.

Прямое экономическое регулирование может осуществляться через финансирование отдельных сфер и секторов национальной экономики государством. Если экономика социально ориентирована, то, в первую очередь, происходит финансовое обеспечение системы социальной защиты по наиболее уязвимым слоям населения, включая безработных, пенсионеров, инвалидов и др.

Косвенное экономическое регулирование включает в себя формы воздействия государства на регуляторы рынка посредством управления валютным курсом, процентными ставками, таможенной пошлиной и др.

Читайте также:  Регулятор давления до себя определение

Регулирование экономической жизни включает в себя все ветви государственной власти, в том числе и законодательную, исполнительную, судебную. В регулировании принимает участие вся система институтов государства, прежде всего, органы управления экономики на уровне национальной экономики в целом, а также по отдельным сферам секторам и отраслям.

В Российской Федерации на макроуровне регулирование осуществляет Центральный банк Российской Федерации, экономический блок правительства, парламентские комитеты. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг осуществляет регулирование фондового рынка, относясь к секторным органам регулирования. Федеральные региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы на электроэнергию и газ для определенных категорий потребителей.

Рыночные регуляторы

Во всей системе рыночных регуляторов основную роль в качестве контролирующего механизма играет конкуренция. Конкуренция заставляет продавцов и производителей удовлетворять потребности общества наилучшим для них образом. С помощью механизма рыночной конкуренции налаживается эффективная деятельность производителей, использование прогрессивных технологий, совершенствуются качественные характеристики, обновляются номенклатура, улучшается организация производства и управления, снижаются издержки.

Вместе с конкуренцией, рыночные регуляторы способны образовать единые экономические методы рыночного хозяйства, заставляющие производителей учесть интересы и запросы покупателя, производить определенную продукцию (оказывать услуги).

Переход к повсеместному применению рыночных регуляторов экономики характеризуется поиском нетрадиционных форм хозяйствования, включая внедрение в отраслях, в компаниях.

Цена как регулятор рынка

Первостепенную роль в системе рыночных регуляторов играет цена, которая является наиболее видимым, сильнодействующим, вызывающим быструю реакцию рынка маркетинговым инструментом.

Ни одно предприятие не сможет эффективно функционировать без грамотной ценовой политики, которая основана на знании сути, взаимосвязи и закономерностей поведения рыночных цен, основы ценового маркетинга.

Важный фактор принятия решений в области цены — наличие достоверной информации, включая разносторонний анализ ценовой рыночной ситуации. Для решения этого вопроса необходимо знание методологии сбора, обработки и анализа данных, которые способны характеризовать цены, процесс их образования и изменения.

Исследование ценовых закономерностей и системы ценообразования происходит посредством современной экономической теории. Большинство специалистов исследуют цену в качестве денежного выражения стоимости товара.

Государственное регулирование рынка

Государственное регулирование рынка можно представить в виде вмешательства государственных органов в само функционирование рынка через воздействие на производственное развитие.

Государственное регулирование осуществляется также по причине решения возникающих социальных проблем.

С помощью государственного регулирования решается несколько основополагающих проблем макроэкономики, среди которых можно назвать:

  • Полную занятость трудоспособного населения;
  • Борьбу с инфляцией;
  • Объединение принципов социальной справедливости с принципами экономической эффективности.

Перед государственным регулированием рынка стоят несколько целей: стабилизировать рыночные отношения, установить их равновесие или сдвиг.

Эти цели достигаются через контроль объемов производства и уровня цен, использование государственных финансовых инструментов, установку фиксированных цен.

Источник



Основные экономические законы

При разработке важных стратегических решений рекомендуется анализировать механизм действия следующих экономических законов функционирования рыночных отношений:

  • закон возвышения потребностей;
  • закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса);
  • закон зависимости между предложением и ценой (закон предложения);
  • закон зависимости между предложением и спросом;
  • закон возрастания дополнительных затрат;
  • закон убывающей доходности;
  • закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
  • закон эффекта масштаба производства;
  • закон эффекта опыта;
  • закон экономии времени;
  • закон конкуренции.
Читайте также:  Suzuki grand vitara регулятор давления топлива

Рассмотрим сущность перечисленных законов.

Закон возвышения потребностей — это объективный закон, в соответствии с которым в мире происходит процесс увеличения видов (наименований), разновидностей, изменение структуры (в пользу качества) потребительских товаров и услуг и их качества. Количество видов товаров и услуг удваивается примерно через 10 лет, их объемы в натуральном выражении и структура изменяются дифференцированно по каждой ассортиментной группе.

Закон зависимости между спросом и ценой (закон спроса) характеризует изменение цены товара при изменении спроса на него (при неизменном уровне качества). Со снижением цены товара спрос на него повышается, а с повышением цены — наоборот, снижается, т. е. покупатель либо не имеет средств купить этот товар, либо он покупает то-вар-заменитель.

Закон спроса описывает поведение покупателей при изменении цены товара. Поведение продавцов (изготовителей) товара на рынке описывает закон предложения. Предложение — это тот аспект рыночных отношений, который отражает непосредственную взаимосвязь между рыночной ценой товара и его количеством, предлагаемым продавцом, изготовителем или посредником. Закон предложения характеризует изменение цены товара при изменении его предложения на рынке. Если цены повышаются, то на рынок будет поступать больше товаров данного наименования, рынок стимулирует увеличение объема предложения, продавцам (изготовителям) выгодно повышать объем продаж (объем производства). И наоборот, если цена на данный товар на рынке будет снижаться (под воздействием рыночных механизмов, а не продавцов), то продавцам становится невыгодно предлагать данный товар на таком рынке и его предложение будет сокращаться.

Механизм действия закона зависимости между предложением и спросом объясняется взаимодействием кривой предложения и кривой спроса. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность выпускать и продавать товар. Более высокая цена позволяет существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или использования других факторов, а в длительный промежуток времени — за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще велики издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.

Кривая спроса показывает, какое количество продукции потребители готовы приобретать по каждой цене. Покупатель обычно предпочитает приобретать больше, если цена ниже (при одинаковом уровне качества). Две кривые пересекаются в точке равновесия спроса и предложения, т. е. при равновесных по обеим кривым цене и количестве товара. В этой точке нет ни дефицита, ни избыточного предложения, а значит, нет давления на изменение цены в дальнейшем. Этот закон действует в условиях совершенной, или чистой, конкуренции.

Закон возрастания дополнительных затрат характеризует структуру богатства страны, соотношение между накоплением и потреблением. Укрупненно к накоплениям относятся приобретенные или созданные материальные и нематериальные активы, к потреблению — совокупность товаров и услуг, созданных для личного потребления физическими лицами. Уровень богатства страны в целом определяется уровнем ее комплексного развития и природно-климатическими условиями. При неполном использовании ресурсов возрастают дополнительные затраты, при том же уровне потребления уменьшаются доля накопления, доля внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Эффективность использования ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в промышленно развитых странах, а ВВП на душу населения — в 4-6 раз меньше.

Читайте также:  Схема регулятор вентилятора охлаждения радиатора

Закон убывающей доходности проявляется на микроуровне: он показывает, что на получение каждой последующей единицы эффективности требуется больше единиц затрат, чем на получение предыдущей единицы эффективности, когда закон масштаба уже исчерпал себя. Например, при повышении силы конкуренции приращение каждой последующей доли рынка требует больше затрат, чем приращение рынка на такую же долю в предыдущий период. Или достижение каждого дополнительного приращения безотказности машины требует средств во много раз больше, чем затрачено на достижение предыдущей такой же доли безотказности.

Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления отражает соотношение затрат в сферах производства (разработка, изготовление, хранение) и потребления (доставка, использование, восстановление, утилизация) объекта. При подготовке любых стратегических решений должны учитываться эти виды затрат. Существенное повышение, например, качества объекта влечет за собой рост производственных затрат при снижении доли эксплуатационных затрат в совокупных затратах. В этом случае оптимальный уровень качества будет достигнут при минимальных совокупных затратах.

Закон эффекта масштаба проявляется в том, что с увеличением программы выпуска продукции или выполнения какой-либо работы (до оптимальной величины) условно-постоянные (или косвенные) расходы, к которым относятся общезаводские и общецеховые, на единицу продукции уменьшаются, снижая соответственно ее себестоимость. При этом качество продукции повышается. Исследования показывают, что программу выпуска можно увеличивать путем увеличения доли рынка за счет повышения конкурентоспособности продукции, выполнения комплекса работ по унификации и агрегатированию однородной продукции. За счет фактора масштаба себестоимость однородной продукции можно снизить до двух раз, а качество ее изготовления повысить до 40%.

Схема действия закона эффекта опыта выполнения работ или освоения новой продукции аналогична схеме действия закона масштаба. Очевидно, что если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков выполнения данной работы.

Закон экономии времени в авторской интерпретации гласит, что инновационная деятельность должна обеспечивать неуклонный рост эффективности аналогичных объектов, т. е. снижение суммы затрат прошлого (овеществленного), живого и будущего труда за жизненный цикл данного объекта на единицу его полезного эффекта (отдачи) по сравнению с предыдущей моделью объекта или лучшим мировым образцом.

Категории «будущий труд» в экономической теории не было и нет, вследствие чего закон экономии времени в научной и учебной литературе рассматривался (в советские времена) и рассматривается сейчас как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции. Такой узкий статичный подход к главному закону эффективности общественного производства — закону экономии времени — исключает из сферы исследования эксплуатационные затраты и полезный эффект объекта, приводит в перспективе к неэффективному использованию ресурсов в народнохозяйственном масштабе.

Закон конкуренции — закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижения их удельной цены (цены, деленной на полезный эффект объекта). Сформулированный нами закон конкуренции — объективный процесс «вымывания» с рынка некачественной дорогой продукции. Закон конкуренции длительное время может работать только при действии качественного антимонопольного законодательства.

Источник