Меню

Напряжение как психологическое состояние

Состояние эмоционального напряжения:что толкает, а что уберегает от взрыва?

Содержание

  1. Проявления нервного напряжения у детей
  2. Проявления нервного напряжения у подростков
  3. Симптомы переживания эмоционального напряжения у взрослого человека
  4. Признаки сильного эмоционального напряжения у пожилых людей

Состояние эмоционального напряжения порою трудно заметить и вовремя насторожиться. Прежде всего потому, что у других оно возникает и протекает совсем не так, как у нас с вами. А мы, зачастую, еще и не туда смотрим.

Добрый день, уважаемый читатель! Признайтесь честно, сколько раз вам казались «ерундой» переживания ваших друзей, близких, знакомых? Как часто, занятые более «важными» делами, вы «отмахивались» от очевидных проявлений глубокого стресса у детей или пожилых родителей? Как же с этим разобраться, как отличить «ерунду» от явных признаков того, что близкий переживает эмоциональный стресс и, скорее всего, нуждается в профессиональной помощи?

Прочитав сегодняшнюю публикацию, вы совершенно точно сможете если уж не диагностировать, то хотя бы четко сориентироваться в наличие нервно-эмоционального напряжения у человека. А, следовательно, вовремя придете ему на помощь, не доводя ситуацию до нервного срыва.

Проявления нервного напряжения у детей

Слухи о том, что у ребенка возможно нервное напряжение только после серьезной травмирующей ситуации, сильно преуменьшены.

На самом деле для дошкольника и младшего школьника даже самое пустяковое событие может стать причиной изменения личностных характеристик, появления соматических заболеваний. Понаблюдайте за своим ребенком. Наблюдаются ли в его поведении следующие симптомы?

Насторожить взрослого должны любые фантазии, связанные с причинением вреда, сторонней агрессией.

  • Неадекватное реагирование на стандартные ситуации (странный смех, плач, крики, капризы)
  • Внезапные приступы агрессии (вербальной или физической), гневливость, раздражительность. Например, во время игры ребенок стремиться побить игрушку, швыряет вещи, предметы, пытается разрушить сделанное другими детьми, разбить предметы.
  • Любит создавать конфликты либо провоцировать конфликтные ситуации, подговаривает других детей совершить нечто «эдакое». А после с удовольствием «докладывает» об их проделках старшим.
  • Появление страхов, не свойственных возрасту. К примеру, многие в детстве боялись грозы или «бабайки». Такие «сезонные» страхи лечатся простыми объятиями значимого взрослого или прочтением тематической сказки. Другое дело, страх, что «кто-то войдет в дверь и нас всех убьет» или «рухнет потолок», «из крана польется кровь».
  • Особое внимание следует уделить «слишком откровенным» рассуждениям о сексуальной стороне жизни, об отношениях между полами.
  • Ребенок рисует темными тонами, его игры и предметы творчества имеют пессимистическую направленность.
  • Отсутствие активной познавательной деятельности. В этом пункте не имеется ввиду мотивация к обучению. Все мы прекрасно знаем, что интерес к тому или иному предмету, да и в целом к школе, другому детскому учреждению формируют педагоги, работающие в нем. Здесь я говорю об абсолютном нежелании как играть, так и обучаться, заниматься творчеством, пробовать новые виды деятельности, экспериментировать.
  • Возрастающие психосоматические проявления (проблемы с аппетитом, сном, боли неясной этиологии, проблемы с ЖКТ и мочеполовой системой).

Все эти симптомы сообщают о том, что ребенок испытывает страх, угрозу своему благополучию. В случае, если у своего подопечного вы обнаружили более трех пунктов из вышеперечисленных, значит, вам необходимо проанализировать, не связано ли это с какими-либо событиями в жизни ребенка.

В моей практике был случай, когда родители не видели ничего «криминального» в своих ссорах в присутствии ребенка. Понадобилось достаточно много времени для подведения их к осознанию того факта, что каждый разговор на повышенных тонах воспринимался их ребенком как неоспоримое доказательство ненадежности и непрочности такого уютного семейного мира. Они искали причины неудобного поведения ребенка где угодно, только не у самих себя.

Осознание родительского деструктивного влияния – серьезный шаг на пути к «исправлению» поведения ребенка.

Проявления нервного напряжения у подростков

Пубертатный период – это почти всегда сплошной период эмоционального напряжения. Вспомните себя. У большинства из нас за один только день без видимых причин могло смениться несколько «настроений»: от глубокой печали до неумеренного восторга.

Не обращать внимания на проявления негативизма, импульсивности, резких смен настроения и эмоциональной лабильности нельзя. Но и «бить тревогу», подозревать подростка в психических нарушениях тоже не стоит.

Отнеситесь к подобным проявлениям как к неизбежному возрастному этапу роста и развития. Подростки всегда требуют более нежного, бережного обращения, не смотря на кажущуюся «взрослость» и «колючесть».

Проявления переживания нервного напряжения у подростка могут иметь как детские, так и взрослые особенности. И это неудивительно. Ведь пубертатный период – это как раз процесс перехода от «периода беззаботности» к суровой реальности.

Также не стоит постоянно давить на ребенка, помните о том, что кроме эмоциональной нестабильности, этому возрасту свойственна повышенная утомляемость, особенно от монотонных действий.

Симптомы переживания эмоционального напряжения у взрослого человека

  1. Ощущение нескончаемости дел, трудности в разграничении времени на труд и времени на отдых.
  2. Потеря интереса к другим людям, ощущение раздражения на них и одновременная боязнь уединения, страх одиночества.
  3. Готовность «взорваться» в любую минуту.
  4. Чувство, что никому «не доверяю», ощущение враждебности окружающего мира.
  5. Утрата способности смеяться, отсутствие чувства юмора, неспособность выразить позитивные эмоции.
  6. Снижение концентрации внимания, проблемы с памятью, ригидность мышления, неспособность к творчеству, созданию новых идей, образов.
  7. Страх перед будущим, постоянное ожидание неудачи, «черного дня», ощущение собственной несостоятельности.
  8. Опасение показать истинные эмоции, чувства, мысли, боязнь быть неверно понятым.
  9. Ощущение собственной непривлекательности, чувство стыда за свою внешность.
  10. Страх заболеть.
  11. Постоянное чувство вины.
  12. Потеря интереса к жизни.

Если вы обнаружили у себя три и более из вышеперечисленных признаков, впору задуматься о собственном благополучии.

Поразмышляйте над указанными симптомами: есть ли какие-то типичные ситуации, после которых возникают подобные чувства. Соответствует ли образ жизни вашим ожиданиям и запросам? Часто ли вы позволяете себе отдыхать? И нет ли в вашей жизни повышенной эмоциональной и интеллектуальной нагрузки?

А, может быть, уже пора серьезнее отнестись к своей стрессоустойчивости?

Для тех, кто желает изменить свою эмоциональную жизнь к лучшему, я написала книгу «Как разрешить себе сильные переживания, эмоции и чувства, не разрушая себя и окружающих».

Признаки сильного эмоционального напряжения у пожилых людей

Как ни странно, с наступлением пенсионного возраста люди становятся все более уязвимы для стрессов. Способов совладания с трудностями становиться меньше, подверженность дистрессу – все больше.

Проявления эмоционального напряжения в пожилом возрасте.

  1. Страх одиночества и боязнь «умереть в одиночестве»
  2. Плаксивость, постоянные жалобы на здоровье, соседей, правительство и прочее.
  3. Забывчивость относительно недавних событий, но четкие воспоминания событий «прошлых лет».
  4. Повышенная раздражительность, гневливость.
  5. Постоянное навязчивое стремление быть нужным, приносить пользу.

Губительность традиционного взгляда на старость как на процесс увядания, угасания всех жизненно важных функций уже доказала свою несостоятельность.

Конечно, ресурсная составляющая у пенсионера уже не та, что была в трудоспособном возрасте. Но, учитывая этот фактор, все же не стоит забывать о том, что можно сделать старость «успешной».

Согласно последним исследованиям ученых, для поддержания пожилого человека в «боевом» состоянии необходимо помогать ему ментально оперировать событиями прошлого, настоящего, будущего, размышлять о них в позитивном ключе.

А также рекомендовано предлагать индивидуальные ресурсы восстановления. Это чтение интересной литературы, неспешные прогулки в парке, выезды на природу, спортивные мероприятия, посещение выставок, спектаклей и т.д.

А для многих людей элегантного возраста активная творческая деятельность — написание книг, мемуаров, ведение блога на интересную для него тему, готовность делиться своими знаниями с другими людьми и др. может стать настоящей и невероятно крепкой опорой.

Процесс достижения эмоционального благополучия для всех возрастов заключается в подборе оптимальных стратегий саморегуляции и индивидуальных способов восстановления организма, создании для себя «маленьких» повседневных радостей. И не только маленьких.

Мы нередко забываем, что жизнь предлагает нам удивительные способы быть счастливыми. Главное — вовремя заметить и использовать их.

Для тех, кому нужно немножко помочь посмотреть в сторону счастья, кого нужно слегка вернуть в правильное русло, существует моя книга «Три нелепые ошибки, которые сводят на нет любые усилия и простые приемы их избежать». Она поможет вам по иному взглянуть на ежедневные события и ситуации, предотвратит эмоциональное выгорание, а также настроит ваш взор на позитивную сторону жизни.

А на сегодня все. Подписывайтесь на рассылку, пишите свои вопросы, комментарии, делитесь информацией в социальных сетях.

Источник

Психические напряжения и перенапряжения в личностно-профессиональной деятельности человека

Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонности повседневной профессиональной деятельности, могут оказать негативное влияние на человека. Естественно, что человек реализующий свои устремления в достижении все более высокого уровня в личностно-профессиональном развитии испытывает нагрузки, которые характеризуются не просто напряжением, а напряжен­ностью, что в конечном итоге может привести к той или иной степени психического перенапряжения.

Читайте также:  Какими приборами можно замерить напряжение

Известно, что само по себе состояние психи­ческого напряжения есть фактор положительный, отра­жающий активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечива­ющих ее высокую продуктивность. Если напряжения чрез­мерно высоки и продолжительны, а в жизни и отношениях человека имеются неблагоприятные факторы, они могут перерасти в психическую напря­женность, которая рассматривается уже как фактор от­рицательный, поскольку эта дисгармония функций, чрез­мерное эмоциональное возбуждение, избыточный и неоп­равданный расход энергии, в первую очередь нервной. Различают три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность, астеничность [4, c. 220].

Общие закономерности дина­мики психических состояний позволяют сформулиро­вать общие рекомендации:

1. Без психического напряжения нет продуктивной ра­боты. По мере продвижения к цели будет расти психическое напряжение.

2. В период психического перенапряжения интерес к работе резко снижается, уменьшается число положительных эмоций, возрастает число отрицательных переживаний. Компенсируй все это волевыми усилиями, заменяя в своих побуждениях «хочу» на «должен».

3. Чем выше психологическое напряжение, тем будьте более организованы. Отрекитесь от всех мелочей, особенно от тех, которые дают дополнительную нагрузку и ме­шают сосредоточиться на работе.

4. Избавьтесь от спешки и суеты. Планируйте свои дела так, чтобы всегда был запас времени. Это поможет сохранять в работе столь ценный нервно-психический потенциал.

5. Кто хорошо работает, тот должен и хорошо от­дыхать, — это особенно важно в период больших нагрузок. Ведь к успеху ведет не только работа, но и активный, интересный отдых. Не забывайте его организовывать.

6. В период перенапряжения Вы станете более крити­чны и самокритичны. Сохраняйте спокойствие, даже когда допустили ошибки, старайтесь всегда относиться к себе с ува­жением, достоинством и добротой. Анализируя ошибки, умерьте чувства — пусть этим занимается разум.

7. Чем больше Вы устали и чем выше психическое на­пряжение, тем меньше недостатков Вы прощаете окру­жающим Вас людям. Недостатки есть всегда и у всех, и конфликтен тот, кто этого не хочет по­нять. Так помните: чем Ваше перенапряжение более выражено, тем Вы более конфликтны. Зная это, вносите своевременную коррекцию в свои отношения и поведение. Будьте великодушны и терпимы к недостаткам окружающих Вас людей.

8. Контролируйте и регулируйте общение. Избегайте общество, которое Вас тяготит.

9. В перепадах настроения вспоминайте, что Ваши союзники и друзья — жизнерадостность и оптимизм. Cохраняйте эти состояния как можно дольше.

10.Не тяготитесь вынужденным ожиданием, это не приносит пользы. Заполните время интересными делами или мыслями.

11.Накопление психического напряжения, его кумуляция создают функциональную основу для возникновения сомнений в целесообразности продолжения усилий. Не поддавайтесь этим сомнениям, они — удел слабых. Помните, что только сильные шли к цели без страха и сомнений, в полной уверенности, что все выдержат и победят себя, а за этим всегда следуют и другие победы [4, c. 219-220].

Психическое напряжение перед ответственными испытаниями,

его динамика и причины

Весьма интересными могут оказаться параллели в психических предстартовых и соревновательных напряжениях спортсменов и аналогичными состояниями студентов перед экзаменационной сессией, аспирантов (соискателей) перед защитой (предзащитой) диссертации, специалистов перед собеседованием для перехода на более высокую должность и т.д [2]. (В дальнейшем указанные выше психические состояния будут обозначаться как «предстартовые).

Уровень эмоционального возбуждения динамичен, од­нако в обыденной жизни при отсутствии эмоциогенных ситуаций он находится в границах определенного ордина­ра. Его колебания занимают диапазон от дремотных до активных рабочих состояний при выполнении обычных обязанностей.

За несколько дней до старта уровень напряжения находится в коридоре ординара. Если он остается таким вплоть до старта, можно считать, что человек находится в состоянии стартового безразличия (СБ). Это означает, что испытания не очень для него значимы, результат участия в них мало связан с мотивом самоутвержде­ния. Человек твердо уверен в том, что покажет резуль­тат, достаточный для положительной оценки. Он проде­монстрирует достигнутый уровень подготовленности, но в результате не найдут отражения резервные возможности человека, вскрываемые только благодаря экстраорди­нарным эмоционально-волевым состояниям. Поэтому состояние СБ нельзя рассматривать как благоприятное.

С приближением испытаний уровень психического напряжения обычно возрастает. Эмоционально неустой­чивые люди испытывают его за неделю и более, эмоционально устойчивые — нередко только перед стар­том.

Выполняя регулирующую функцию, предиспытательное напряжение автоматически подготавливает организм человека к предстоящей деятельности. Возникающее состояние активизирует функциональные системы орга­низма, подготавливает резервы к реализации. Главное, чтобы эта подготовка была своевременна и не чрезмерна. В наиболее благоприятных случаях оптимальный уровень эмоционально-волевого напряжения совпадает с временем старта. Возникающее состояние называется состоянием боевой готовности (БГ). В этом состоянии человек реа­лизует свою подготовленность, а при большом воодушевлении и высоком боевом подъеме — и резервные возможности. Состояние боевой готовности характеризуется гар­моничным сочетанием всех уровней управления в орга­низме и поведении человека, оптимизацией функциональ­ных систем, обеспечивающих его деятельность [3, c. 143] .

Оптимальный уровень психического напряжения, эмо­ционального возбуждения может не совпасть с временем старта. Сохранять достаточно высокую готовность к де­ятельности, требующей максимальных проявлений, дли­тельное время нельзя. Человек может оказаться в наи­более благоприятном состоянии не к моменту старта, а за какое-то время до него

Психическое напряжение, возрастая, может перейти в психическую напряженность, и человек оказывается в состоянии стартовой лихорадки (СЛ). Пик СЛ обычно на­ходится на границе возможностей нервной системы выдер­жать длительное концентрированное возбуждение. Одни люди могут продолжительное время находиться в состоянии высокого эмоционального возбуждения без особого ущерба для искомого результата, у других быстро возникают признаки перевозбуждения [1].

Одна из характеристик этого состояния дисгармония функций и систем, обеспечивающих деятельность. Однако в любом случае в состоянии стартовой лихорадки сни­жаются надежность человека и вероятность достижения высокого результата, хотя это еще не значит, что человек покажет низкий результат. В этом состоянии возможен и очень высокий результат, но определяется он нюансами непосредственной подготовки к исполнению необходимого действия. Наихудшее предстартовое состояние возникает тогда, когда уровень психического напряжения резко падает. Это состояние называется состоянием стартовой апатии (СА). Переход от максимальной точки психического напряжения к СА обычно кратковременен. Только что человек проявлял нервозность, эффективность, нетерпе­ливость в ожидании испытания, и, вдруг, резко сникает, становится пассивным, не проявляет активного желания в участии, за­медленно реагирует на раздражители, иногда зевает. Чаще всего стартовая апатия — это следствие ост­рого перенапряжения в предиспытательной ситуации.

В представленной динамике предиспытательного и испытательного напряжения нетрудно усмотреть клас­сические фазы стресса, которая в обыденной жизни называется просто волнением. Напоминание человеку о положительном значении опре­деленной степени волнения перед испытанием бывает весьма полезным, так как нередко у него возникает тревожность из заблуждения: волнуюсь, значит, не покажу хороший результат. Волноваться перед испытаниями не только можно, но и, как показано выше, нужно. Не испытывая пред­испытательного волнения, нельзя полностью раскрыть свои возможности. Волнение в этом случае праздничное воодушевление, общий подъем, боевой дух, не­терпеливое ожидание борьбы. Каждому человеку, добивающегося все более высоких результатов своей деятельности, надо знать как общие закономерности, так и свои индивидуаль­ные особенности динамики предиспытательного напря­жения. Снятие неопределенности в понимании своего состояния — начало пути к его нормализации.

Знание особенностей своих психических состояний и их влияние на результат выступления способствует выра­ботке индивидуально-своеобразной последовательности действий и саморегуляции, направленных на поддержание оптимального уровня психического напряжения. Особенно важно знание нюансов напряженности в состоянии СЛ. Что же касается состояния стартовой апатии, то здесь помочь человеку оказывается очень трудно, часто не­возможно традиционными методами психорегуляции. Если нервная система оказалась перегружен­ной и находится в состоянии определенной степени исто­щения, то стимуляции ее в этот момент вряд ли окажутся продуктивными. Поэтому управление и саморегу­лирование предстартового состояния направлены на под­держание оптимального уровня психического напряжения и уменьшение напряженности в состоянии СЛ с тем, чтобы избежать последней фазы — стартовой апатии.

Источник



Преодоление нервно-психического напряжения

Нервно-психическое напряжение (НПН) — особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма.

Нервно-психическое напряжение (НПН) — особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма. Различают четыре степени состояния НПН.

Читайте также:  01549 напряжение питания датчиков парковочного ассистента туарег

1. Первая степень характеризуется улучшением внимания, мобилизацией. Повышаются как психические, так и физические возможности организма, работоспособность. Повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов.

На начальном этапе работы над важной и интересной целью ваше НПН будет, вероятно, в рамках первой степени. Процесс работы над задачей полностью поглощает вас. Рабочее время летит быстро и незаметно. Оно наполнено множеством важных дел, которые доставляют вам удовольствие. Вы редко испытываете чувство голода и перекусываете, обычно, «на ходу». Вы стараетесь проводить на работе больше времени, не спешите домой.

Используйте этот период повышения работоспособности, стараясь сделать много дел. Также не забывайте отдыхать, хорошо высыпайтесь и питайтесь.

2. Вторая степень напряжения характерна для ситуаций, когда уровень мобилизации резервов, типичный для первой степени, недостаточен. Физиологические сдвиги и изменения психики здесь уже более выражены. Физиологические процессы перестраиваются таким образом, чтобы обеспечить организму возможность решить более сложную задачу. Энергетические ресурсы организма мобилизуются практически полностью.

Работа все так же доставляет вам удовольствие, но вы стали замечать, что временами у вас болит голова, периоды снижения аппетита чередуются с периодами острого голода. Близкие отмечают, что у вас несколько уставший вид, да и вы сами понимаете, что вам нужно немного отдохнуть и восстановиться.

Обратите внимание на свое самочувствие. Старайтесь чаще делать перерывы в работе. В условиях офиса — это два часа продуктивной работы, затем перерыв продолжительностью в полчаса. Отлично, если эти минуты вы сможете провести на свежем воздухе. Помните, что лучший отдых — это смена видов деятельности. Не злоупотребляйте чаем, кофе, сигаретами. Употребляйте здоровую легкую пищу. Принимайте витамины. Чаще проветривайте помещение.

3. Третья степень НПН возникает, когда ситуация непреодолима. Резко снижаются интеллектуальные и энергетические ресурсы организма, падает иммунитет.

Процесс работы над проектом затягивается. Вы замечаете, что вам сложно сосредоточиться, сконцентрировать внимание, что-то запомнить. Проявляются личностные черты, которые мешают продуктивному общению и которые вы ранее успешно скрывали (застенчивость, нерешительность), обостряются хронические заболевания.

Необходимо дать передышку нервной системе, отказаться на время от решения проблемы. Если возможно, возьмите один-два выходных дня и проведите их с максимальным удовольствием для себя. Отключите мобильный телефон. Съездите на рыбалку, на охоту или в дачный домик, сходите в парк. Если ничего делать не хочется, просто отсыпайтесь и чаще проветривайте помещение. На время забудьте о работе, ничего такого уж непоправимого за ваше отсутствие там не случится.

Если взять выходной невозможно, работайте эти дни с наименьшим напряжением. Коллег, с которыми вы выполняете общее дело, предупредите о своем состоянии, чтобы они на время старались обойтись без вас. Помните, что продуктивной работы в таком состоянии у вас не получится, а потому и не направляйте свои силы на важные дела. Займитесь тем, что не требует напряженных усилий (возможно, это будет простая бумажная работа). Вовремя уходите на обед и заканчивайте свой рабочий день. Пейте больше жидкости (соки, минеральная негазированная вода).

4. Наконец, если актуальность задачи, требующей решения, не уменьшается, а возможности ее решения не возникают, наступает четвертая степень психического напряжения. Ее итог — невроз, который требует лечения в рамках специализированной клиники.

Уровень и степень нервно-психического напряжения разнятся в зависимости от различных условий, в особенности, от ресурсов, которыми располагает организм. У физически и психологически тренированных людей даже в экстремальных ситуациях высшие степени психического напряжения возникают редко.

Характеризуя развитие психического напряжения у работников, занятых подготовкой какого-либо проекта, отметим, что психическое напряжение возникает как на начальном этапе работы, так и на заключительной стадии (сдача проекта, его презентация). Но по направленности и содержанию они различаются. Напряжение в подготовке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выдерживать все более возрастающую психическую нагрузку. В экстремальных условиях презентации проекта к нему добавляется психическое напряжение, определяемое стремлением к достижению результата.

Состояние психического напряжения, если оно не представлено третьей и четвертой стадиями, есть фактор положительный, отражающий активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих ее высокую продуктивность. Однако высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние и на организм, и на психическое состояние.

К психическому перенапряжению приводит продолжительная напряженная работа. В условиях современных предприятий именно этот режим используется все чаще и чаще, так как на сверхвысоком уровне производственных достижений только он обеспечивает значительный прирост результатов. Руководителям, ориентирующим сотрудников на работу в условиях, вызывающих состояние психического перенапряжения, стоит помнить о том, что такой режим может быть эффективным лишь непродолжительное время. Психическое и физическое истощение возникает чрезвычайно быстро, ведь организм работает на износ.

Регуляция стрессовых состояний и психического перенапряжения

Для контроля и регуляции психических состояний, в том числе состояния психического перенапряжения, вы можете использовать следующие приемы:

  1. Метод отвлечения.
  2. Метод самоприказа.
  3. Метод регуляции дыхания.
  4. Метод сосредоточения внимания.
  5. Метод мышечного расслабления.

1. Метод отвлечения состоит в произвольном переключении внимания с одного объекта на другой. Овладение им необходимо личностям, у которых условия напряженной работы вызывают навязчивые мысли, отрицательные эмоции или чрезмерное эмоциональное возбуждение. Каждый работник должен воспитать у себя способность на некоторое время произвольно отвлекаться от процесса работы и связанных с ним отрицательных эмоций и сосредотачивать мысли на какой-либо посторонней теме.

Упражнение 1. Отложите в сторону все бумаги и предметы, относящиеся к работе.

Первый вариант. Посмотрите на что-то, что не связано с вашим заданием, например, выгляните в окно и найдите дерево, которое вам нравится. Внимательно посмотрите на него. Постарайтесь угадать его высоту. Обратите внимание на его ствол, ветви. Посчитайте крупные ветви. Найдите изгибы, которые вам особенно симпатичны. Обратите внимание на цвет коры, листвы. Найдите как можно больше оттенков. Заметьте, в какую сторону дует ветер, как сильно он качает ветки. Посмотрите, какие птицы сидят на ветвях дерева. Постарайтесь определить их название. Наблюдайте за деревом так долго, как вы сами захотите (рекомендуется не менее 5 минут). Обратите внимание на то, на что ранее никогда не обращали. Постарайтесь запомнить это. Наполните себя спокойствием и силой; запомните эти ощущения. В трудные минуты вы сможете представить это дерево, вновь увидеть его перед своим мысленным взором и таким образом снять стрессовое напряжение.

Второй вариант. Закройте глаза и погрузитесь в аудиальные (слуховые) ощущения. Если возможно, включите приятную, спокойную музыку. Если такой возможности нет, постарайтесь вслушаться в то, что происходит вокруг вас. Вслушайтесь в общий гул звуков и постарайтесь выделить из него несколько потоков: это шумят деревья, едут машины, поют птицы, смеются дети, разговаривают взрослые и т.д. Или: слышу, как работает принтер, шумит кофеварка, в умывальнике включили воду, кто-то ходит на каблуках, а кто-то тихо перешептывается. Несколько минут послушайте других, а затем обратите внимание на себя. Пошевелите плечами, послушайте, как шуршит одежда и скрипит ваше кресло. Обратитесь к дыханию. Дышите ровно, глубоко и спокойно. Наполняйте свои легкие свежим воздухом. Наполняйтесь силой и энергией.

Третий вариант. Возьмите в руки какой-нибудь небольшой предмет, закройте глаза и погрузитесь в тактильные (связанные с прикосновениями) ощущения. Взвесьте предмет сначала в левой, затем в правой руке. Постарайтесь определить его вес. Ощутите плотность материала, из которого сделан предмет, его температуру. Подержите предмет на открытой ладони, покатайте по ладони другой рукой, возьмите его несколькими пальцами. Указательным пальцем обведите предмет по поверхности. Ощутите все шероховатости, выпуклости и впадины. Почувствуйте, как меняется узор на поверхности предмета. Если возможно, попытайтесь угадать закономерность. Проведите по предмету ногтем. Потрогайте его мизинцем. Изменились ли ощущения? Повторите манипуляции другой рукой. Приложите предмет к своей щеке, затем ко лбу. Почувствуйте его там. Попробуйте что-либо изменить в предмете (снимите колпачок у ручки, несколько раз легонько сожмите степлер, согните линейку и т.д.). Снова подержите предмет на открытой ладони. Откройте глаза и взгляните на него. Вы узнали об этом предмете много нового, не правда ли?

2. Метод самоприказа состоит в сознательном побуждении себя к выполнению очень трудных и сложных действий, в создании внутреннего состояния уверенности в том, что эти действия будут выполнены. Формула самоприказа имеет словесное выражение. Вы произносите (иногда многократно) фразу, в которой выражаете вашу способность преодолеть ту или иную психологическую трудность. Обычно это делается про себя или вполголоса, иногда вслух. Например, так: «Я могу сделать. Я должена(а) преодолеть. «, — и т. п.

Читайте также:  Чему равно запирающее напряжение для фотоэлектронов при облучении цинка

Важно повторять подобную фразу осознанно, а не механически, отчетливо представляя ее содержание. Конкретный самоприказ произносится от своего имени («я могу. «, а не «это можно сделать. «) как непосредственно в стрессовые моменты, так и в другое время.

Научитесь повторять формулу самоприказа с чувством уверенности в себе. Если вам предстоит важное событие, начните работать с формулой за несколько дней до него, а не прямо в день этого события.

3. Метод регуляции дыхания состоит в повторении сочетаний глубокого вдоха с последующим продолжительным выдохом. Правильно поставленное брюшное дыхание вовлекает в дыхательный акт все легкие, увеличивая емкость, обычно задействованную в дыхании; улучшает насыщение крови кислородом. Двигающаяся диафрагма массирует органы брюшной полости, в первую очередь, печень, оживляя ее кровоснабжение. Спокойное упорядоченное дыхание способствует эмоциональному выравниванию.

На вашу дыхательную деятельность оказывает влияние множество факторов, например, газовый состав крови и психическое состояние. Дыхание — отличный индикатор изменений эмоционального состояния человека. Вспомните, как учащается ваше дыхание, когда вы взволнованны, как прерывисто вы дышите, когда чего-то боитесь. В минуты покоя вы дышите ровно и глубоко.

Упражнение 1. Проверьте, как глубина и частота дыхания влияют на ваше состояние.

  1. Дышите быстро и часто, как бегун после пробежки. Старайтесь дышать поверхностно, грудью. За одну секунду сделайте и вдох, и выдох. Продолжительность — 20-30 секунд. Теперь сравните ваше самочувствие до упражнения и после него. Вы почувствуете определенное нервное возбуждение.
  2. Расправьте плечи и дышите медленно и глубоко. На счет «раз, два, три, четыре» — вдох, на «раз, два, три, четыре, пять» — выдох. Выдох — длиннее. Повторите цикл вдох-выдох около пяти раз и вновь обратите внимание на свое самочувствие. Вы чувствуете гораздо больше спокойствия и расслабления, не правда ли?
  3. А теперь вспомните, как вы дышите при мышечном усилии, например, при подъеме тяжести: вы набираете воздух в легкие, задерживаете дыхание и затем передвигаете тяжелый шкаф или стул, не правда ли? В целом, фаза вдоха является мобилизующей, фаза выдох — успокаивающей. Соответственно, выделяют успокаивающее («вечернее») и мобилизующее («утреннее») дыхание.

Эффект усиливается, если вы дышите правильно. Независимо от типа дыхания (утреннее или вечернее), оно должно оставаться брюшным, а не грудным.

4. Метод сосредоточения внимания позволяет воспитать способность в важные моменты оставаться наедине с собой и предметом своей деятельности — конкретным вопросом или проблемой.

В мозгу одновременно не могут присутствовать два крупных объекта внимания. Один из них неизменно притягивает к себе всю нервную активность. В связи с этим ответ на вопрос о том, как сосредоточить внимание на нужном объекте, достаточно прост — умейте вытеснять ненужное, замещая его нужным, и делайте так, чтобы нужное стало для вас интересным.

Упражнение 1. Предлагаемое упражнение нацелено на то, чтобы научиться видеть как можно больше вариантов, замечать необычное в обычном, развить творческие способности и, само собой, развить внимание к предмету, который становится вам интересным. Письменно ответьте на вопрос: «Зачем нужно учить стихотворения?» Запишите все варианты ответа, которые приходят вам в голову, пусть даже совсем необычные и фантастические. Итак:

  1. Чтобы развивать свою память, образное мышление, внимание.
  2. Чтобы без проблем подыскать цитату к тому или иному событию или явлению.
  3. Чтобы производить впечатление на окружающих своим умом и эрудицией.
  4. Чтобы тренировать ораторские способности, декламируя стихотворения вслух.
  5. Чтобы было чем занять свободное время.
  6. Чтобы, запоминая стихотворения, отвлекаться от всего остального (и т.д.).

Продолжите упражнение, выбрав какой-нибудь другой вопрос, например:

  • Зачем нужно делать уборку?
  • Зачем нужно контролировать выполнение проекта?
  • Каковы плюсы отрицательных эмоций?

Вы заметите, что, во-первых, напишите гораздо больше ответов, чем предполагали, начав упражнение. Во-вторых, начнете раскрепощать свою мыслительную активность. И, в-третьих, обратите внимание на то, что даже неинтересные, скучные дела могут оказаться нужными и полезными.

Упражнение 2. Посмотрите на простой предмет, например, обыкновенную шахматную доску без фигур на ней. Просто глазеть на нее вам наскучит спустя одну-две минуты. Но взгляните иначе: отметьте черные квадраты на белом фоне, затем — белые на черном. Мысленно сузьте доску до размеров листа бумаги, затем пусть она станет площадью в квадратный метр (длина — один метр, ширина — один метр).

Весь секрет в том, чтобы суметь подсказать себе новую, неожиданную точку зрения. Таким образом вы можете тренировать концентрацию внимание на любом достаточно простом предмете: стеклянном стакане, стуле в минималистском стиле, цветочном горшке. Разглядывайте предмет снова и снова, стремясь найти в нем как можно больше деталей и не отводя взгляд (моргать можно).

Продолжительность упражнения — 3-5 минут. Делайте упражнение до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Концентрация внимания на более сложных предметах или действиях — это дело постоянных тренировок и переноса имеющихся навыков на другие ситуации. Вы приятно удивитесь, когда спустя некоторое время сможете без труда проверять отчет, пестрящий рядами цифр, или будете замечать изменения в мимике работников, которых вы вызвали на совещание.

5. Метод мышечного расслабления способствует снятию не только психического, но и физического напряжения. Его цель — вызвать ощущение тяжести и теплоты в определенных группах мышц или конечностях (ногах, руках). Именно теплота и тяжесть характеризуют расслабленность и спокойствие.

Упражнение 1. Устройтесь поудобнее, например, в кровати перед сном, позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал, закройте глаза и начинайте осваивать упражнение, цель которого — вызвать ощущение тяжести в ногах и руках.

Отрегулируйте спокойное, умеренное, «вечернее» дыхание без счета. Представьте, что ваша правая рука становится тяжелой. Мысленно говорите себе (многоточия означают паузы): «Моя правая рука постепенно тяжелеет. Она приятно давит на одеяло. Тяжелеет каждый палец. Становится тяжелой ладонь. Это приятное ощущение тяжести в правой руке. Правая рука становится совершенно тяжелой».

Затем по той же формуле представьте, что тяжелеет левая рука. Наконец, обе руки тяжелые. Так же для ног. Окончательная формула: «Руки и ноги совершенно тяжелые».

Если вызвать ощущение тяжести сразу не получается, представьте, что к каждому пальцу у вас на руках привязаны небольшие гирьки, гирька побольше лежит и на ладони. Или свесьте руку с кровати, уроните ее и почувствуйте, какие ощущения возникают. Это и есть желаемый эффект тяжести. Затем приступайте к упражнению.

Если есть трудности с вызовом ощущения теплоты и тяжести при помощи формул самоприказа, используйте упражнение со зрительными образами. Выполняйте его медленно, тщательно представляя все образы и совершая необходимые действия.

Упражнение 2. Представьте, что вы в каждой руке держите по лимону. Начните выжимать сок из лимонов, чувствуя сильное напряжение в каждой руке. Выжав весь сок, можно их выбросить и взять новые лимоны, ведь сока должно хватить на целый стакан. Второй раз давим лимоны еще сильнее, а бросаем их медленно. Важно при этом почувствовать разницу между напряженной и расслабленной рукой. Взяв лимоны в третий раз, стараемся не оставить в них ни капли сока, и только после этого медленно ослабляем руки и бросаем воображаемые лимоны.

Теперь расслабляем руки и плечи. Представьте себя пушистой ленивой кошкой, которая очень любит потягиваться. Руки вытягиваем вперед, затем вверх, чувствуем напряжение в плечах, когда поднимаем руки как можно выше и как можно дальше отводим их назад.

Расслабление всего тела. Представьте себя черепашкой, которая спокойно отдыхает около воды под теплым солнышком. Полное спокойствие и безопасность. Но когда приближается опасность, черепашка сразу же втягивает голову и конечности в панцирь. Как черепашка втяните голову и плечи, а руки и ноги подберите как можно ближе к туловищу.

Посидите некоторое время в такой позе. Но вот опасность миновала. И черепашка может снова расслабиться и отдыхать около воды под теплым солнышком. Можете расслабиться и принять удобную позу для отдыха.

Олег Игоревич Жданов, доктор психологических наук, доктор медицинских наук,
профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ
Статья предоставлена сайтом Элитариум: Центр дистанционного образования

Источник