Меню

Мощность усилителя вега 108 стерео

Топ 10 советских стереосистем. Комплексы, комплексы, комплексы…

Комплексы, комплексы, комплексы…

Если класс раздельных блочных компонентов в СССР стал развиваться довольно поздно по сравнению с мировым рынком, то готовые стереосистемы различных форматов процветали с 1970-х годов. Правда, каждый завод придумывал свое название для данного типа аппаратуры – стереокомплекс, радиокомплекс, магнитофонорадиола и т.д. Тем не менее, ассортимент стереосистем был достаточно велик, хотя позволить их себе могли далеко не все совграждане.

Романтика-108-стерео

Данный блочный стереофонический комплекс выпускался Харьковским завода им. Шевченко с 1974 года. Он включал в себя следующие компоненты – катушечный магнитофон «Романтика-202С», усилитель мощности, проигрыватель винила и акустические системы 10МАС-1М. В усилителе были установлены темброблок и фонокорректор. Номинальная выходная мощность системы составляла 2 х 6 Ватт, максимальная – 2 х 25 Ватт. Диапазон регулировки тембров при помощи ползунковых регуляторов был 20 дБ. Общая масса комплекса составляла порядка 33 килограммов.

Романтика-001-стерео

Серьезная стереосистема производства 1979 года, стоившая серьезных денег – 3500 рублей! Для тех лет это было очень и очень много. Комплекс состоял из проигрывателя винила, катушечного магнитофона, усилителя с множеством функций и индикаторов, а также трехполосных акустических систем 25АС-2. Всего было выпущено не более 150 комплектов данной системы, в которой был даже пульт дистанционного управления. В усилителе был пятиполосный эквалайзер, магнитофон имел трехмоторный лентопротяжный механизм и был оснащен автостопом. Проигрыватель винила поддерживал две скорости вращения. Общий вес системы был около 90 килограммов.

Феникс-005-стерео

Пожалуй, самый серьезный комплект времен СССР. Он производился Львовским производственным объединением имени 50-летия Октября с 1981 года. В состав комплекса входил проигрыватель винила с прямым приводом диска от сверхтихоходного двухскоростного двигателя, усилитель с десятиполосным эквалайзером, кассетная дека, а также довольно мощный усилитель, выдававший по 100 Ватт на канал на 4 Ома. Стандартно в комплект включались акустические системы 35-АС-212, хотя встречались и версии с другими колонками. Общий вес комплекта превышал 130 килограммов, цена была под стать – 3400 рублей!

Романтика-002-стерео

Еще один солидный комплекс, выпускавшийся с 1980 года Харьковским заводом имени Шевченко. Оснащение включало в себя, помимо проигрывателя винила высшего класса 0-ЭПУ-85С, тюнера и усилителя, также двухдорожечный катушечный магнитофон с автостопом и трехполосные АС типа 35АС-202. В комплект входил пульт ДУ, позволявшим регулировать громкость, переключать все входы, включать и выключать магнитофон в режиме воспроизведения и перемотки ленты на расстоянии до восьми метров. Весила вся система чуть меньше 130 кг, ее цена была 2700 рублей.

Радиотехника-101-стерео

Стереосистема производства Рижского ПО «Радиотехника», появившаяся в продаже в 1983 году. По сути комплекс состоял из компонентов, которые можно было также приобретать отдельно: тюнера «Радиотехника Т-101-стерео», проигрывателя грампластинок «Радиотехника ЭП-101-стерео», кассетного магнитофона-приставки с горизонтальной загрузкой «Радиотехника М-201-стерео», полного «Радиотехника У-101-стерео» и двух акустических систем.

Эстония-010-стерео

Данный комплект с 1983 года производился Таллинским заводом «Пунане-РЭТ», однако компоненты для него выпускались постепенно, и их состав менялся с течением времени. Система в разные годы состояла из: проигрывателя винила «Эстония-010С», проигрывателя компакт-дисков «Эстония ЛП-010С» (позднее «Эстония ЛП-001С»), магнитофона «Эстония-110С», предварительного усилителя «Эстония УП-101С», усилителя мощности «Эстония УМ-010С», тюнера «Эстония-010С», активных акустических систем «25АС-311» и «35АС-213», обычных пассивных колонок «35АС-021», игрового блока «Эстония БВ-010С» и цветомузыкальной системы «Эстония УС-010С». Как видим, выбор был богатый.

Источник

Вега 104 108 114 115 117 118 — большой обзор линейки!

Всем Доброго Аудиофильского.

Сегодня нас на обзоре целая линейка техники, да еще и с эволюцией и рестайлингом.

Итак, давным давно, аж в 1972м году под Брендом Вега, появился Электрофон Вега-101-Стерео

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega101s.html

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega101s.html

Дизайн у него скажем прямо был своеобразный. Тонированное, как на пацанской Шестерке, стекло, которые при том как крыша на УАЗике, его надо снимать и откладывать, а не просто вверх и вуаля.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega101s.html

Вертушка у него тоже своеобразная. С мехническим автосопом повышенной хитрости. Дело в том, что тонарму самому сил выключить тугую механическую кнопку питания(все таки мотор приличной мощности) сил бы не хватило. Это какой прочности канавки на пластинке нужны? Поэтому тут сделано хитрее. Тонарм в конце пластинки выдвигает небольшую железячку с крючком, так чтобы этот крючок зацепил врщающийся диск, и вот он уже тянет дальше рычаг выключателя питания ЭПУ. Этакий механизм который своей полезной деятельностью сам себя обезврженивает. Прям издевательсвто над мотором да и только. Он трудися, хочется как лучше, а оказывается сам себе тумблер «роет».

И вот в этих несправедливых трудовых условиях наступает 1976й год. И вертушка переживает рестайлинг.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega104s.html

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega104s.html

Стекло осталось тонированное, но теперь оно на петлях. Дизайн пободрее. Колонки обновили, но внутри. Снаружи те же. Зато раньше баса было от 80 Гц, а теперь от 63.

Читайте также:  Как увеличить мощность двигателя тойота ленд крузер

Эпу тоже обновили, но не сильно. Картридж как был пьезо так и остался.

Зато изменилась конструкиция внутри. Если раньше усилитель был собран на одной плате оба канала

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega101s.html

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega108s.html

То теперь у нас каждый канал на своей плате. А платы при этом одинаковые. Удобство ремонта. Да и замены на более современные. Об этом ниже.

в 1979м году аппарат обновили. Ну вернее как. В этот раз рестайлингу подверглись колонки и дизайн ЭПУ.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega108s.html

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega108s.html

Стекло оставили тонированным, а вот вертушку заменили на легендарную Польскую Unitra G106. С магнитным картриджем. Это повысило качество звучания. Но у Пьезо-Картриджей есть один момент. Его выдоной сигнал не требует ни усилителя ни корректора ачх. Вот так они устроены. Кривая АЧХ на виниле разработана с учетом АЧХ пьезо-картриджа. А магнитный нужно и усиливать и корректировать. Поэтому в аппарате появилась дополнительная плата в железном корпусе. На фото выше она справа вверху.

Ну и заодно обновили модули УНЧ. Теперь у них схема с Диф-Каскадом на входе. Хотя схема пред-усилителя без изменений.

Но 104я Вега так просто не сдалась. В этом же 1979 году вышла Вега 114 Стерео.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото остюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega114.html

К ней приделали Венгерский Кассетник. Колонки оставили от 104й Веги при этом.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото остюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega114.html

Но 108я Вега-то тоже справедливости хочет. Ей тоже кассетник хочется на борту. Тогда и ей его приделали!

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega115.html

Мало того, что ей перепала Польская ЭПУ и Венгерский Кассетник, так ей еще и Русский Радиоприемник Достался. Укв пнимает, да еще и в Стерео. Да еще и 4 фиксированные настройки имеет.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega115.html

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega115.html

И тут бы всем обрадоваться и успокоиться. Но нет. Кто-то решил, что Унитру с Кассетником, но без радио тоже надо.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega117.html

Так появилась Вега 117

Но и это еще не все.

Был еще проект Вега 118

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega118s.html

С какими-то прям нереально модными крутилками вверху в районе кассетника. И дисплеем нереальной современной крутости. Но видимо аппарат настолько своим дизайном обгонял время, что вместо него планировали выпустить обычный нафуфыренный аппарат, но на базе Вега 109. Но потом решили что номер 119 ей больше подходит.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega119.html

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/komb/wega119.html

Тут уже и индкатор продвинутый. И счетчик ленты цифровой. Но о ней в другой раз. А сейчас у нас еще один аппарат. Дело в том что 108я Вега так просто не сдалась. И на Юбилей ей сделали еще один рестайлинг.

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда http://vega-brz.ru/products/19124827

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда https://www.drive2.ru/b/469073376837632367/?page=0

Вега 104 108 114 115 117 118 - большой обзор линейки!

фото отсюда https://mikkilan.ru/tekstyi/proigryvatel-vega-108/

И только потом уже начали делать 109ю. О ее семействе мы поговорим в другой раз.

Источник



Тема: УМ Вега-108

Опции темы

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

УМ Вега-108

Трудится у меня этот аппарат как усилитель для родной для него акустики. Для кое-какого ознакомления с музыкой хватает, а основное время музыку я слушаю все равно в наушниках.
Но есть одно но. Категорически не нравится звучания аппарата именно как усилителя. Мощности хватает, все нормально, но. Но играет как задница. Первым делом будут заменены все электролиты, потому как наверняка высохли. Но, может быть, стоит пойти дальше?
В сам аппарат пока не лазил (стоИт ну ооочень неудобно и снятие его с полки целая процессия), зато полез в схему. Вот она. Как по мне, на схеме есть ошибки. В частности, VT7 на схеме усилителя. Ошибки в маркировке проводов в жгутах.

Перерисовал схему по-новой, собрав все компоненты на одной схеме. VT7 написал от балды, исходя из собственных соображений. Как достану аппарат — впишу реальность.

Попытался разобраться, появилась куча вопросов.

Начало схемы привычное.
VT1 и VT3 — диф усилитель.
VT2 вместе с диодами Р4 образует опорное напряжение (напряжение ли?) для усилителя.

-> Тут же первый вопрос — почему тут нет конденсатора (потому что не напряжения?)?

На VT3 подается ООС через Р7 и С4, который подрезает усилитель сверху

VT6 Стандартный каскад ОЭ
VT7 занимается током покоя выходных транзисторов

А вот дальше начинаются неопнятки.
-> VT8, по идее, дает такое же опорное напряжение. Или опорный ток? Я по схеме вижу, что с него забирается сигнал на отрицательное плечо усиления, но как он работает?

VT13 и VT15 стандартные каскады.

-> А что происходит с отрицательной полу волной?

-> Почему VT13 компенсирован конденсаторов в 470п, а VT14 — 300? Они же ,вроде бы, комплиментарные.

-> VT11 и VT12 вместе с диодами возле них — это ограничение по мощности? Меряют падение на Р22/23 и тушат базы VT13/14?

Читайте также:  Таблица мощности фильтра аквариум

-> Почему VT15 резистором Р25 изначально закрыт, а VT16 Р26 приоткрывает?

Это относительно самой работы схемы. Теперь относительно компонентов.

Может быть, имеет смысл перепаять всё на иные транзисторы? Естественно, поуходят все токи, так что придется перепаивать еще и задающие резисторы. Просто, КТ315, как бы, шумный немного. А 805й, на сколько я понимаю, ближе к переключающему, чем к усилительному.

Re: УМ Вега-108

больше всего негативного влияния на звучание вносит не усилитель мощности

поэтому кое какое изменение номиналов, смена комплектухи, засерание платы перемычками кардинального улучшения не даст

как бы вы к нему не относились, но в Веге каждый блок и узел хорошо сочетаются с другими

короче, хотите действительно улучшить — меняйте всю электронику, от входов до выхода

а вот теперь самый интересный вопрос — каким бюджетом вы располагаете? сколько можете себе позволить потратить?

и ещё — может быть для вас оптимальным решением будет не собирать всё с нуля, а скомпоновать из КИТов-наборов?

это быстрее, качественнее, результат гарантирован

тогда ваша дорога — в Барахолку.

ну что, будем подбирать наборы?

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

Re: УМ Вега-108

Так я понимаю, что УМ это не самое узкое место. Темброблок там вообще замечателен.

Перемычки отпадают сразу же. Плату разводили не идиоты, и перемычками я веселее не сделаю. Я имел в виду лишь замену полупроводников с сооветствующей заменой задающей обвязки без изменения структуры усилителя. Т.е., просто поменять на менее шумящее. Да хоть на те же 5551 в случае с КТ315.

Цель преследуется скорее обучающая. Я потому и набросал столько вопросов именно по схемотехнике. Имею достаточно большой опыт по ремонту, но весь он без глубокого понимая процессов, происходящих в устройстве. Надоело.

Если Вы скажете, что замена деталей бессмысленна, и лучше будет только на чуть-чуть, то я ограничусь тупым обновлением электролитов, и всё. Но все же, попрошу объяснить как работают участки схем, работу которых я не понял.

Бюджет. Ну смотрите, стоимость выходников, к примеру, тех же 2sc5200 — 700р (хотя, хотелось бы что-то в ТО220). Мелкие транзисторы — ну пусть еще 300. Конденсаторы — просто нормальные, класса самвы.
Так что общая сумма не такая уж и большая. Как на поиграться вечерами.

Если смотреть в сторону китов и усилителей с нуля, то я уж лучше новый усилитель соберу в новом корпусе. С блекджеком, так сказать. Потому что зачем мучить устройство, изначально заточенное для другого.

Re: УМ Вега-108

Я эксперт ещё меньше, но интересно разобраться. Мои мысли:

Сообщение от _ShvartZ_

чтобы на VT7 было фиксированное смещение, ему нужен постоянный ток, VT8 как раз источник тока для VT7 и VT6.

я первый раз такие вижу VD9 и 11 очень интересно

Вроде то же, что и с положительной, только смещена немного в класс АБ?

Комплиментарные — не значит абсолютно зеркальные, небольшие различия есть. + Они подключены в разные точки VT13 (самые правые, которых 2 штуки на схеме )

Завсегдатай Аватар для fakel Регистрация 30.11.2007 Адрес Оренбург Возраст 37 Сообщений 10.269

Re: УМ Вега-108

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

Re: УМ Вега-108

Разобрался со схемами, а то в сообщении два варианта висело. Теперь ВТ13 всего одна штука.

Сообщение от mellowman

Ага, это таки стабилизатор тока, значит. И потому там нет конденсатора.

Сообщение от mellowman

Ну вот если ВТ10-11 вместе с диодами около них выкинуть, то получается схема каскада, как в ланзаре, т.е. каскад по схеме с ОК.

Сообщение от mellowman

Ну трудно говорить про класс, говоря про одну полуволну
Если ВТ3 источник тока, то и ВТ8 туда же. Если он источник тока, то это значит, что через него постоянно течет одинаковый ток. К примеру, 10мА. А сверху дергается ВТ6, который дает то 11 мА, то 20. В и тоге весь излишек поверх 10мА уходит в базу ВТ14, верно? При этом, ВТ14 ПНП структуры, значит, когда ВТ6 больше открывается, открывая за собой ВТ13, то ВТ14 наоборот закрывается. Так?

Сообщение от mellowman

О. Так, наверное, и есть. Интересно, этот номинал определяют исключительно экспериментальным путем?

———- Сообщение добавлено 23.51 ———- Предыдущее сообщение было 23.47 ———-

Сообщение от fakel

Скачал. 529 страниц. Нет, я его прочитаю, конечно, так как интересно.

На сколько я понимаю, ускорение реакции по петле требует применения других схемотехнических решений, а не другой комплектухи. Если мы не говорим про ОУ.

Re: УМ Вега-108

Сообщение от _ShvartZ_

Ещё бы VT15/16 выкинуть, и тогда совсем 1 в 1

Так класс этим можно сказать и определяется — если обе полуволны оба транзистора играют — класс А, если только 1 из 2х — Б (или Ц, если совсем большой разрыв), если что-то среднее — АБ.

Читайте также:  Пылесос tefal tw2922ea мощность всасывания

Не весь — излишек (или недостаток? там вообще может недостаток быть? ) делится между VT13 и 14.

Re: УМ Вега-108

Re: УМ Вега-108

Сообщение от _ShvartZ_

Частый гость Аватар для EUGENE Регистрация 10.09.2004 Адрес Киев Возраст 60 Сообщений 486

Re: УМ Вега-108

Сообщение от _ShvartZ_

Частый гость Аватар для Peredelkin1 Регистрация 05.05.2006 Адрес Kiev Возраст 56 Сообщений 492

Re: УМ Вега-108

Re: УМ Вега-108

Сообщение от Peredelkin1

Аватар для _ShvartZ_ Регистрация 19.06.2010 Возраст 32 Сообщений 4

Re: УМ Вега-108

Сообщение от Alickkk

Спасибо! Так намного легче.

Почему V16 с 100% ОС? ОС, на сколько я понимаю вводится резистором в цепи эмиттера.

Схема Шиклаи

По-моему, в Веге другое.

Я так понял, это что-то типа Дарлингтона, но первый транзистор заменен на pnp для инвертирования. Чтобы вся сборка вела себя как pnp.
Или Шиклаи именуется любая сборка из разноструктурных транзисторов?

Осциллограф есть С1-49. Не могу сказать что приличный, но.

———- Сообщение добавлено 00.21 ———- Предыдущее сообщение было 00.20 ———-

Сообщение от EUGENE

Спасибо. Уже читаю.

———- Сообщение добавлено 00.22 ———- Предыдущее сообщение было 00.21 ———-

Сообщение от Peredelkin1

Ну. Я был бы рад радиотехнике. Но, что есть.

———- Сообщение добавлено 00.31 ———- Предыдущее сообщение было 00.22 ———-

Достал Вегу с полки. ВТ7 оказался в самом деле КТ209. По крайней мере исходя из цветных точечек, которые я так люблю (красная сверху, серая сбоку (если красная это не бордовая, а серая это не голубая или белая )).

На реальной плате так же отсутствует Р11 и С1 во много раз больше. С2 и С3 электролиты. С3, к тому же, тоже чуть-чуть больше, чем на схеме. Номинал резисторов сильно не проверял.

ВТ7 физически притянут к ВТ14 резинкой. Этот момент я немного не понимаю, так как ВТ7 должен термостабилизировать ток именно выходных транзисторов, т.е. ВТ15/16. А они стоят вообще отдельно, на радиаторе за 10 см от ВТ7. Почему?

Остается открытым вопрос Р25/26. А конкретно Р26. Физически эти резисторы вместе с выходными транзисторами расположены отдельно от основой платы УМ. Основная плата подсоединяется через разъем. Так вот если этот разъем отойдет, то Р25 выходник закроет, а Р26 подаст на акустику всё отрицательное питание. Это ошибка? Или так надо?

Теперь относительно изучения кусков схемы.
Почему применены ИТ в дифкаскаде и после него.

Нашел статейку на stalker-lab.ru, но ее уже не существует. Только к кеше гугла.
http://webcache.googleusercontent.co. &ct=clnk&gl=ua

Копирую ее здесь.

Цель схемотехники аудиоусилителей — получение наибольшей глубины ООС, а для этого надо набрать максимальное усиление холостого хода (до охвата ООС) минимально необходимым количеством высоколинейных каскадов. Как представляется, количество топологий, отвечающих этим требованиям, очень небольшое.

1. Ток коллектора Т2 управляет током каскада с ОБ на Т5 по принципу перераспределения токов. Источник тока в эмиттере Т5 — важный линеаризирующий фактор. Дело в том, что даже в каскадах с ОБ экспоненциальная зависимость тока базы (следовательно, и эмиттера) от напряжения база-эмиттер никуда не исчезает. И если вместо источника тока применить резистор, то перераспределение токов будет неидеальным за счёт нелинейной составляющей тока эмиттера Т5, образующейся из-за нелинейного тока эмиттера Т5 при нелинейном изменении напряжения на резисторе при линейном входном токе от Т2.

Кроме того, местная ООС при установке источника тока препятствует проявлениям эффекта Эрли: изменениям тока эмиттера Т5 синфазно с изменениям напряжения на его коллекторе.

Но применять резистор чуть проще, чем источник тока, а борьбу с искажениям возлагают на общую ООС. Тут скрыт и нагло улыбается нам в лицо резерв линейности.

2. Вот в МАСТЕРе этот резерв линейности и выбран. Только в МАСТЕРе в первом и втором каскадах применены дифференциальные каскады — Т1Т6. Они и так самые линейные на наш сегодняшний день и много десятилетий вперёд, а с установкой в эмиттеры резисторов их зона линейности по входному сигналу расширяется от имеющихся 52 мВ на сумму падений напряжения на резисторах.

Для повышения усиления, снимаемого с дифкаскада, его нужно нагрузить или на токовое зеркало Т3Т4, или на источник тока Т7, см. следующую схему.

3. Вот к виду этой схемы должна быть приведена схемотехника хорошего усилителя: коллектор Т8 — к коллектору Т7 и нагружены они на повторитель Т9. Повторитель — важный каскад для повышения усиления: хотя он не обладает собственным усилением, но помогает сохранить достигнутое в других каскадах.

Пока как-то так. Из этих кирпичиков можно выстроить высоколинейный усилитель.

Дальше пошел читать книжки. Может еще чего умного начитаю.

А пока добавился еще один вопрос — куда сперли Р11?

Источник