Меню

Как определить мощность фотовспышки

Как определить мощность фотовспышки

Общение с победителем одного из наших фотоконкурсов, получившего приз за победу — фотовспышку, натолкнуло на мысль о пробеле в уроках фотошколы сайта: как и по каким критериям выбирать фотовспышку. Конечно же, этот урок надо было разместить в курсе «Совершенствуем знания», но раз уж объявили об окончании публикаций материалов этого раздела, но помещаем его в курс «Повышения мастерства». Как говорится: лучше поздно, чем никогда.

Практически все современные фотокамеры оснащены встроенными фотовспышками. Но, как мы уже выяснили в нашем уроке по основам работы со вспышками — толку от них мало, «минусов» не меньше, чем «плюсов». Тогда как «накамерная», внешняя вспышка, монтируемая на разъем «горячий башмак» (убедитесь, что он есть у вашей камеры), не только более мощная, но и позволяет использовать и прямой, и отраженный свет (поскольку ее «голову» можно направить вверх или повернуть в сторону), подсветить тени или, например, фотографировать длиннофокусной оптикой. Учитывая разнообразные потребности фотографов, производители выпускают разнообразные вспышки.

Итак, вы твердо решили купить вспышку для своего фотоаппарата. И это правильно! Как правильно сделать выбор? Какую вспышку выбрать? Эти вопросы часто беспокоят начинающего фотографа, который решился на покупку серьезного источника света и недоволен встроенной вспышкой.

Фирмы-бренды, производящие вспышки

Сегодняшний рынок по продаже фототехники предлагает большое количество различных вспышек от различных производителей. Большинство компаний, такие как Nikon, Canon, Sony и другие, производящие фотоаппараты, выпускают свои, «фирменные» вспышки. На эту категорию, обычно, обращают внимание в первую очередь при выборе вспышки.

Но есть и несколько независимых производителей, таких как Metz, Nissin или Sigma, а также набирающие силу китайские изготовители, как Yongnuo. Разница в цене с фирменными может заставить вас обратить внимание именно на эту категорию. Но прежде, чем купить ту или иную «не родную» вспышку, нужно убедится в том, что она подходит в вашей модели фотокамеры. Это указывается в маркировке вспышки (например, for Canon).

«Горячий башмак» камер Canon и Nikon

Очень важно, чтобы вспышка интегрировалась с системой автоэкспозиции вашего фотоаппарата, а также включала в себя другие полезные функции. Вспышки, которые не совместимы с «горячим башкаком» вашей камеры — работать не будут.

Типы внешних вспышек

Вспышки бывают разных форм и размеров, что может относить их к различным жанрам фотографии.

Camera-top вспышки, которые монтируются сверху фотоаппарата непосредственно на «горячий башмак», над видоискателем. Это самые распространенные и популярные вспышки.

Ringflash – кольцевые вспышки, которые наиболее часто используют макро- и фэшн-фотографы. Кольцевая вспышка концентрирует свет вокруг объектива и убирает тени. Надевается, как правило, непосредственно на объектив и подсоединяется к «горячему башмаку» через устройство сопряжения.

Twinflash – работают по тому же принципу, что и кольцевые вспышки, подсвечивают объект съемки и исключают тени. Можно подсоединять дополнительные вспышки и вращать их вокруг объектива.

Hammerhead – (типа «молоток») благодаря своей мощности и дальнобойности – это любимая вспышка свадебных фотографов и репортеров. Крепится сбоку фотоаппарата на резьбу для штатива через кронштейн.

Выбор правильного типа вспышки зависит от ваших потребностей в жанре, в котором вы снимаете.

Характеристики фотовспышек

1. Ведущее число. Все вспышки принято оценивать по ведущему числу. ВЧ – это максимальное расстояние (в метрах) от фотовспышки до снимаемого объекта при котором обеспечивается получение нормально экспонированного изображения (в зависимости от светосилы вашего объектива и значения светочувствительности матрицы) и означает максимальную энергию светового импульса фотовспышки.

Если в паспорте вашей вспышки указано, что ведущее число равно, например, 38 при ISO 100, то это значит, что для широко распространенных китовых зум-объективов с максимальной диафрагмой 3,5 вы получите расстояние работы вспышки 38/3,5=10,8 метров. Для увеличения этого расстояния необходимо увеличивать чувствительность матрицы ISO, но до значений, при которых не будет повышенных шумов.

2. Система экспозамера фотовспышки. Существует 3 способа определения экспозиции при работе со вспышкой.

1 — Ручной режим. В ручном режиме вы сами определяете какие установить экспозиционные параметры. Для этого используются специальные таблицы зависимости экспозиции от режима мощности вспышки и расстояния до объекта. Или изменять мощность в зависимости от результатов съемки путем внесения коррекции, оценивая результат по гистограмме. Мы не будем вдаваться в подробности этого способа, поскольку он может понадобиться только в довольно редких случаях студийной съемки.

2 — Автоматический режим. В этом режиме перед главным импульсом вспышка производит ряд очень коротких импульсов, практически незаметных глазом, датчик вспышки анализирует отраженный сигнал и на основании расчета устанавливает режим работы для получения правильной экспозиции. Все происходит очень быстро и практически незаметно для фотографа. Преимущество этого способа состоит в том, что он может использоваться с фотоаппаратами любого типа, в том числе устаревших моделей.

3 — Автоматический TTL («through the lens») режим. Также как и в простом автоматическом режиме, вспышка производит предварительный каскад импульсов, но приемник сигнала стоит не в самой вспышке, а в фотоаппарате, после объектива. Это самый точный способ экспозамера, поскольку световой поток анализируется после прохождения через объектив, т. е. это именно тот свет, который создает изображение на матрице. Конкретная техническая реализация автоматического TTL режима в фотоаппаратах различных марок различна, но принцип действия аналогичен рассмотренному. Плюс режима TTL в том, что вспышка работает в автоматическом режиме, и вы не делаете каких-то специальных настроек. Минус в том, что TTL-вспышки стоят дороже.

Читайте также:  Мощность цепи постоянного тока баланс мощностей формула

Во многих современных фотовспышках присутствуют все три режима, что расширяет сферу их применения для разных фотоаппаратов и условий съемки.

3. Минимальное время перезарядки — это промежуток времени, за которое фотовспышка зарядится и будет готова к съёмке следующего кадра. Чем меньше это значение, тем лучше вспышка и она более удобная в работе.

4. Поворот головки вспышки в различных плоскостях. Самые маловыразительные кадры получаются при фронтальном освещении, поэтому возможность направлять поток света в разные стороны — очень полезное свойство вспышки.

5. Наличие зума рефлектора фотовспышки согласовывает угол рассеяния светового потока от вспышки с углом поля зрения объектива. Очень полезная функция, поскольку позволяет увеличить расстояние до снимаемого объекта при использовании зуммирования или сменных объективов с разным фокусным расстоянием.

6. Наличие дополнительных рассеивателей. Многие производители выпускают для своих вспышек специальные светорассеивающие приспособления, позволяющие еще больше устранить влияние резкого направленного света и получить мягкое естественное освещение.

7. Возможность создания системы освещения из нескольких фотовспышек. Современная электроника позволяет создать систему из связанных между собой фотовспышек, в которой одна является ведущей и посредством своего импульса управляет остальными ведомыми через встроенные в них специальные датчики. На ведомых вспышках можно установить необходимую мощность импульса и тем самым реализовать практически любую систему освещения объекта аналогично студийному свету.

8. Наличие светодиодной подсветки для съемки видео. Последние разработки вспышек стали содержать эту удобную функцию.

9. Габариты и вес вспышек напрямую зависят от перечисленных выше характеристик. Согласитесь, что компактную по размерам вспышку сложно оснастить большим количеством функций и элементов питания.

Другие характеристики — наличие гнезда подключения внешнего источника питания, возможность съемки определенно большого количества кадров, качество дисплея вспышки и объем выводимой на него информации — не столь важны для любителя, и нами не рассмотрены. При необходимости, вы легко разберетесь с ними.

И последний совет по теме. Перед покупкой очень внимательно изучите инструкцию к той вспышке, которую вы собираетесь приобрести. Современная фотовспышка – довольно сложный электронный прибор, с множеством функций и возможностей. Поэтому внимательно прочитав руководство пользователя, возможно, вы откроете для себя много нового и интересного, и сделаете окончательный выбор.

На сегодня — это все, что мы хотели вам рассказать. Удачного вам выбора и всего самого фотографического!

Источник

Как выбрать фотовспышку?

Практически все современные фотокамеры оснащены встроенными вспышками, но их мощность довольно-таки мала. Репортажная и художественная съемки требуют использования мощных внешних вспышек, о которых мы и поговорим в этой статье.

Внешние вспышки предоставляют гораздо больше возможностей — например, их свет можно направлять в нужную сторону, а не только вперед. Кроме того, их мощность существенно расширяет пространство, в котором может проявить себя фотограф.

В следующем разделе мы поговорим обо всех важных технических характеристиках фотовспышек, а в конце предоставим вашему вниманию десять отличных моделей для камер разных производителей и кошельков разной толщины. Стоит отметить, однако, что подбирать вспышку лучше все же самому — нужно учесть и репутацию ее производителя, и условия съемки.

Как выбрать фотовспышку?

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Совместимость

Первое, в чем нужно убедиться при покупке вспышки — ее совместимость с камерой, с которой вы хотите ее использовать. Одни вспышки могут быть использованы только с моделями одного производителя, другие универсальны и могут быть подключены к разным камерам благодаря особенному креплению.

К примеру, вспышки Canon предназначены только для камер Canon, а вот вспышки какого-нибудь стороннего производителя могут быть предназначены для более широкого круга устройств. Естественно, совместимость всегда указана в документации и на упаковке — проверьте эту информацию перед совершением окончательного выбора.

Крепление

Подавляющее большинство современных вспышек крепятся прямо на корпусах камер с помощью специальных «башмаков», которые обычно обеспечивают еще и электронный контакт для синхронизации всех элементов конструкции.

Самые мощные и тяжелые вспышки, впрочем, могут устанавливаться и на резьбу или на стойку — отдельно от камеры, например, на какой-нибудь штатив. Их синхронизация обеспечивается с помощью кабеля или беспроводного соединения. Такие вспышки используются тогда, когда света нужно действительно много.

Существуют и вспышки, которые крепятся на объектив — двухламповые и круговые. Они используются для съемки разных объектов вблизи.

Тип вспышки

Большинство моделей вспышек можно считать «обычными» — они используют один излучатель фотонов и предназначены для большинства условий съемки.

Двухламповые и круговые вспышки, как мы уже написали выше, отлично подходят для макросъемки. Расположение двух ламп можно менять, чтобы получить нужные углы освещения, а круговая вспышка позволяет получить ровное освещение без теней.

Также в продаже можно встретить специальные вспышки для съемки под водой и вспышки, которые обеспечивают постоянный свет. Все зависит от того, что именно нужно фотографу, и в каких условиях он собирается создавать снимки.

Ведущее число

Один из главных параметров любой вспышки. Ведущее число — условная характеристика, которая описывает силу света вспышки. Оно получается в результате умножения расстояния до объекта съемки (максимальное расстояние, на котором освещение получается приемлемым) на диафрагменное число.

Читайте также:  Мощность двигателя для дисковой пилы

Ведущее число у встроенных вспышек недорогих компактных камер составляет 10-12, у более дорогих зеркальных моделей — до 20. Ведущее число у внешних вспышек обычно (значительно) выше 20.

Перезарядка

Скорость перезарядки вспышки зависит от ее электронной начинки, конденсатора, источника питания и множества других факторов. Важным этот параметр будет для тех, кто делает много снимков в короткий период времени — например, при репортажной съемке. В этом случае чем меньше максимальная скорость перезарядки, тем лучше.

Также стоит обратить внимание на длительность вспышки. Она зависит от режима работы устройства и не должна быть меньше времени, на которое открывается затвор камеры. Опять же, все зависит от того, как именно вы снимаете.

Дисплей

Наличие у вспышки собственного дисплея позволяет видеть все настройки и информацию о режиме работы — обращаться с такой вспышкой гораздо проще. Некоторые дисплеи оснащены подсветкой, которая обеспечивает возможность работы в темноте.

Габариты и вес

Вес и размеры вспышек в зависимости от типа, ценовой категории и предназначения могут различаться очень сильно. В общем случае они не так уж важны, но их стоит учитывать, если вам предстоит часто таскать камеру и аксессуары к ней в сумке или рюкзаке.

Поворотная головка

Наличие поворотной головки позволит изменять угол наклона вспышки, в результате получая другое освещение сцены. Во многих случаях это позволяет еще и сделать освещение более естественным. Чем больше возможные углы поворота, тем лучше, но не всем фотографам они могут пригодиться — переплачивать не стоит.

Синхронизация

Все современные фотовспышки «общаются» с камерой посредством электронного интерфейса, согласовывая срабатывание с другими элементами устройства. Важная в некоторых случаях функция — FP-синхронизация, которая позволяет вспышке переходить в режим стробоскопа, освещая сцену с очень высокой частотой. Благодаря этому возможна съемка в бурст-режиме — несколько кадров в секунду.

Также вспышки могут синхронизировать свою работу по передней или задней шторке затвора. Это позволяет получить эффект смазанности фона объекта при его движении.

Как уже было сказано выше, некоторые модели имеют специальный разъем для подключения кабеля синхронизации. Такие вспышки обычно крепятся на собственных штативах, а не на камере.

Если в работе вы хотите использовать несколько вспышек в беспроводном режиме, одни из них будут «ведущими» (master), а остальные — ведомыми (slave) (естественно, они должны поддерживать эти функции). Ведущие передают все нужные настройки на ведомые с помощью ИК-передатчиков. Также в качестве ведущей вспышки можно использовать и отдельный блок управления.

Углы освещения

Некоторые вспышки поддерживают автоматическую настройку угла освещения. Такие модели получают информацию об угле обзора объектива от камеры и освещают только его, что позволяет существенно экономить заряд батарей или аккумуляторов. Вспышки с ручной регулировкой угла освещения понравятся тем фотографам, которые хотят получить в итоге что-то необычное. Важно убедиться в том, что угол освещения вспышки как минимум равен углы обзора вашей камеры / объектива.

Также в продаже есть модели с широкоугольным диффузором — съемной пластиной, которая оптически увеличивает угол освещения, рассеивая свет. Этот диффузор пригодится в случае использования камеры с широкоугольным объективом.

Поддержка режимов

Мощность вспышки может автоматически регулироваться с помощью технологии TTL и ее вариантов. Принцип достаточно прост — когда сенсоры камеры улавливают достаточное количество света, она передает эту информацию на вспышку, и та отключается.

К примеру, в моделях Canon применяется технологии E-TTL и E-TTL II (усовершенствованная версия), в моделях Canon — D-TTL, в моделях Nikon — i-TTL.

Большая часть вспышек позволяет регулировать мощность вручную — на тот случай, если камера TTL не поддерживает. В этом случае все зависит от квалификации фотографа. В трудных для точных расчетов условиях полезной может оказаться также функция брекетинга — когда система делает несколько снимков с разной мощностью освещения.

Как выбрать фотовспышку?

Топ-10 фотовспышек

Canon Speedlite 600EX II-RT

Дорогая топовая вспышка Canon с водонепроницаемым корпусом и высокой скоростью работы.

Особенности:

Как выбрать фотовспышку?

Nikon Speedlight SB-5000

Дорогая, но точная и быстрая модель для камер Nikon.

Особенности:

Nikon Speedlight SB-700

Среднебюджетная вспышка с не самой большой мощностью, но хорошим функционалом.

Особенности:

Canon Speedlite 430EX III-RT

Модель среднего класса для фотоаппаратов Canon.

Особенности:

Nissin Di-700A

Эргономичная и не слишком дорогая вспышка, представленная в версиях для камер разных производителей.

Особенности:

YongNuo Speedlite YN-560 III

Отличная функциональная недорогая вспышка для камер самых разных производителей.

Особенности:

Sony HVL-F43M

Одна из самых мощных вспышек на рынке, которая благодаря прочному корпусу прослужит очень долго.

Особенности:

Nikon Speedlight Remote Kit R1

Вспышка для макро-съемки с помощью камер Nikon.

Особенности:

Nissin MF18

Более дешевая макро-вспышка с кольцами для разных объективов.

Особенности:

Sunpak auto 16R pro

Недорогая макро-модель для разных камер, но без TTL.

Источник



Мощность вспышки

Эта краткая статья про важный параметр внешних вспышек – мощность.

Так ли важна мощность вспышки?

Так ли важна мощность вспышки?

В наше время производители камер стараются продать покупателю количество мегапикселей, производители объективов – огромную кратность зума, а производители вспышек – ведущее число вспышки. Во всех трех ситуациях ни мегапиксели, ни зум, ни ведущее число не могут быть единственным, а тем более основным, мерилом при выборе фототехники. Ведущее число вспышки – это числовое значение в метрах, которое показывает, насколько далеко вспышка может осветить пространство. Ведущее число вспышки и мощность вспышки являются синонимами. Обычно мощность вспышки измеряют при ISO 100 или ISO 200 и при широкоугольном положении зума вспышки, а головка вспышки направлена строго вперед. Подразумевается, что при этом значение диафрагмы объектива F/1.0 (и где есть такие объективы?) Например, в инструкции для вспышки SB-700 заявлено:

Читайте также:  Насос для водонапорной башни мощность

Мощность вспышки. Взято из инструкции

Мощность вспышки. Взято из инструкции

Но вот строгого стандарта для измерения ведущего числа я не встречал. Также, измерения усложняются тем, что разные вспышки имеют разный зум, а при изменении зума вспышки дальность ее действия меняется. Собственно, при разном значении зума вспышка может показывать разное значение своего ведущего числа. Также измерения должны проводится при определенной температуре. Еще одним важным фактором является режим съемки при замере ведущего числа. Например, в TTL режиме и в М режиме с мощностью 1/1, ведущее число может отличаться, так как TTL тратит часть полной мощности вспышки на тестирующие предвспышки. Режим высокоскоростной синхронизации также очень сильно понижает ведущее число.

Неразберихой в измерениях пользуются недобросовестные изготовители вспышек. Я встречаю на рынке много китайских вспышек, с заявленным огромны ведущим числом. Но если внимательно приглядеться в описании вспышки, то скорее всего мы увидим, что измерение ведущего числа производилось в максимальном положении зума и при ISO 200. А хуже всего – неизвестно, производились ли измерения вообще, ведь восток – дело тонкое.

Вывод:

Ориентироваться на ведущее число нужно очень осторожно.

Многие фотолюбители хотят получить самую-самую мощную вспышку. Но зачем мощная вспышка фотолюбителю? И вообще, нужно ли огромное ведущее число? Возьмем в качестве примера SB-700. Как гласит инструкция (без обмана, с указанием реальных условий съемки), SB-700 может осветить при ISO 100 аж на 28 метров. Двадцать восемь метров! Что можно снимать с 28 метров? На деле, 28 метров доступно при F/1.0. При закрытии диафрагмы ведущее число будет ‘падать’ линейно:

  • 14 метров @ F/2.0
  • 7 метров @ F/4.0
  • 3,5 метра @ F/8.0 и т.д. (почти 4 метра, если снимать на закрытой диафрагме F/8.0!)

Расчет дистанции

Расчет дистанции. Для ISO 100 коэффициент равен 1, для ISO 200 – 1.4, для ISO 400 – 2, для ISO 800 – 2.8 и т.д.

Например, в своей практике чаще всего я снимаю со вспышкой людей на корпоративах, свадьбах, ресторанах, днях рожденья и т.д. И еще ни разу за свою практику мне не понадобилось снимать что-то на расстоянии 28 метров. Даже с 10 метров приходиться снимать очень редко. В условиях с плохой освещенностью я редко использую ISO 100, моя камера Nikon D700 вообще не имеет ISO 100 как такового (только ISO Lo1). Даже если снимать ‘от потолка и стен’, мощности хватает от любой внешней вспышки. При этом все эти числа, указанные в описании, на практике просто улетучиваются и не играют никакой роли.

Мощность вспышки таки может играть ключевую роль, например, при использовании внешней вспышки в удаленном режиме с помощью светорассеивающих приборов – зонтов на просвет, софт боксов, лайт боксов и т.д. В таких ситуациях фотографы действительно используют полную мощность вспышки. А будете ли Вы использовать вспышку при полной мощности?

Вывод:

Огромное ведущее число требуется очень и очень редко.

Частенько мне доводиться наблюдать ‘перебор’ при работе с внешней вспышкой. Я часто вижу (например, в ЗАГСах) фотографов, которые нещадно ‘жарят’ моделей своими вспышками :). Часто съемка происходит при сильно зажатых значениях диафрагмы и при минимальном значении ISO. При этом вспышка выдает свою полную мощность. А импульс света от вспышки при полной мощности – это зрелище не для слабонервных. Фотографов, которые палят во всю со своих вспышек, в народе называют ‘сварщиками‘, а их вспышку – сварочным аппаратом. И действительно, люди, которых фотографируют, постоянно видят очень яркий импульс от вспышки, который оставляет в глазах ‘пятна’. В таких случаях я рекомендую повышать ISO и не мучить людей. Кстати, от сварочного типа съемки портятся не только впечатления о фотографе, но и изнашивается даже самая стойкая фототехника. Особенно сильно изнашиваются лампы вспышек, могут плавиться стекла на вспышках (они пластиковые) и быстрее изнашиваться батареи.

Вывод:

Нужно учиться правильно снимать со вспышкой. Съемка на низких ISO часто не оправдана. Современные ЦЗК имеют достаточный запас качества на высоких ISO. Если повысить значения ISO при съемке со вспышкой в помещениях, то можно параллельно избавиться от ‘белых лиц на фоне черных стен’. Детальней описано в разделе вспышка и высокие значения ISO.

Вспышка, как и любая другая вещь в фотографии, требует своего тонкого подхода. С ней нужно учиться работать, изучать особенности использования и их тонкости, а грубые приемы ‘сварочного фотографа’ нужно менять.

Общий вывод:

Не следует ‘вестись’ на ведущее число вспышки. Огромная мощность может не столько помочь, сколько навредить. Нужно уметь пользоваться тонкими настройками вспышки для создания хороших фото.

Ставим лайк. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Источник