Меню

Что предохраняет от чрезмерного напряжения мозг

«Убегать или бороться»: как наш мозг реагирует на стресс и что поможет справиться со стрессом во время самоизоляции

Что происходит с мозгом человека во время стресса? Какое значение имеют центры потребности? Как сохранить самообладание во время самоизоляции? И почему прокрастинация иногда может быть полезной? Об этом и не только рассказал доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ, специалист в области физиологии мозга Вячеслав Дубынин. Открытая лекция состоялась в рамках научного фестиваля «КСТАТИ», организованного сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ). Записали главное в одном материале.

Что такое стресс

Стресс — это общая реакция организма на избыточно сильное воздействие внешней среды, чрезмерные стимулы. Если кратковременный стресс большого вреда для организма не несет, часто он бывает даже приятен, то вот длительный, хронический стресс может причинить весьма серьезный ущерб здоровью.

Наш мозг представляет собой «компьютер», состоящий из 90 млрд нервных клеток. Главная его задача — реагировать на потенциально опасные факторы, высчитывать вероятность успешных и неудачных исходов и строить стратегию поведения исходя из этого. В ситуации стресса мозг должен активировать всю работу организма, чтобы противостоять угрозе. Если это удается, мозг награждает сам же себя за успех, выплескивая дозу дофамина, эндорфинов и прочих приятных нейромедиаторов. Если же возбужденное состояние длится слишком долго, проблема не устраняется, а исход ситуации непонятен, начинается фаза хронического стресса, истощающая организм.

Центры потребностей

Мозг. Источник: shutterstock.comМозг. Источник: shutterstock.com

Существует шесть основных блоков центральной нервной системы (ЦНС): лобная и теменная кора отвечают за мышление, волю и принятие решений; лимбическая система — за потребности и эмоции; органы чувств — источник сенсорных ощущений; есть также зоны обучения и памяти, двигательные и вегетативные центры, центры сна и бодрствования. События в любом из этих блоков могут стать источником стресса. Чаще всего в сердцевине стрессового состояния лежит работа центров наших потребностей — в мозгу их около двух десятков.

Центры потребностей — весьма древние стволовые структуры ЦНС. Два самых главных центра — задний гипоталамус (нижняя часть промежуточного мозга) и миндалина в глубине височных долей. Миндалина выбирает первичную реакцию на стресс — «убегать или драться». Она посылает сигнал в лобную кору и гипоталамус. Последний командует гипофизом и вегетативной системой, активируя выработку гормонов адреналина и норадреналина.

Отделы мозга. Источник: shutterstock.comОтделы мозга. Источник: shutterstock.com

К базовым, витальным потребностям относятся нужда в пище и воде, в дыхании и сне. Сюда же относится потребность в безопасности, уходе за собой (груминге) и лени (расслаблении и экономии сил). Выше уровнем находятся социальные потребности: половое влечение, отношения родителей и детей, чувство собственности, соблюдение иерархии лидеров и подчиненных, потребность в эмпатических переживаниях — сострадании и совместной радости. На самом высоком уровне располагаются потребности саморазвития: исследовательская и творческая деятельность, а также программа свободы, которая характерна для всех живых существ, не только человека.

Все эти программы установлены в каждого из нас, но их проявленность зависит от родительских генов, воспитания и самообучения. Потребности постоянно конкурируют друг с другом: например, сидя в изоляции, мы удовлетворяем свою потребность в безопасности, но лишаем себя свободы, возможности взаимодействовать с людьми и так далее.

Стресс. Источник: shutterstock.comСтресс. Источник: shutterstock.com

Нынешняя ситуация генерирует стресс сразу на нескольких уровнях. Во-первых, это угроза базовому чувству безопасности — а такая угроза всегда вызывает реакции страха и агрессии. Во-вторых, состояние неизвестности — мозг просто не знает, как реагировать и к чему готовиться. Сорвавшиеся планы трактуются мозгом как неудачная деятельность, не приведшая к удовлетворению его потребностей.

Больше всего в ситуации самоизоляции страдают центр свободы и программа лидерства, которая заставляет чувствовать постоянный внутренний протест. Могут страдать и программы сопереживания. Эмпатия — это синхронизация эмоционального состояния в стае, которая работает благодаря зеркальным нейронам, особым структурам, которые заставляют нас чувствовать эмоции других. Сейчас, когда в мире стало очень много негативных эмоций, для эмпатичных людей это может стать проблемой. И если свои переживания за других не трансформировать в какие-то альтруистические действия, можно войти в состояние паники. Помощь же другим приносит положительные эмоции, потому что дает иллюзию, что ты сам избежал опасности.

Нейрохимическое сопровождение стресса

Нейроны. Источник: shutterstock.comНейроны. Источник: shutterstock.com

Один из главных медиаторов стресса — норадреналин, который вырабатывается в задней части гипоталамуса, а воздействует в основном на так называемое «голубое пятно». Основные эффекты норадреналина можно определить как «психическое сопровождение стресса»: общее возбуждение мозга и рост двигательной активности, торможение центров сна, улучшение памяти, способности к обучению и запоминанию. При кратковременном стрессе норадреналин дарит много положительных эмоций — азарт, чувство победы. От активности «голубого пятна» и его чувствительности к норадреналину зависит склонность человека к авантюризму, риску и экстремальным видам спорта. При хроническом же стрессе норадреналин вызывает нервное и физическое истощение, постоянное чувство тревоги и бессонницу.

Еще одно важное вещество — это, конечно, всем известный адреналин, который выделяется из мозгового вещества надпочечников. Он вызывает длительную тоническую реакцию, активизирует сердечно-сосудистую систему — именно поэтому в ситуации затяжного стресса избыток адреналина приводит к гипертонии, повышению риска инфаркта и инсульта.

Из тех же надпочечников, но только из их коркового вещества, выделяется известный «гормон стресса» — кортизол. Он ускоряет обмен веществ и заставляет печень выбрасывать запасы глюкозы. А еще кортизол снижает иммунитет: таким образом он сдерживает активность иммунной системы, борется с избыточностью ее реакции, что защищает от развития аутоиммунных заболеваний. При хроническом стрессе подавление иммунитета может быть очень чревато.

Читайте также:  Что такое высший класс напряжения подстанции

Признаки хронического стресса и способы борьбы с ним

Стресс. Источник: shutterstock.comСтресс. Источник: shutterstock.com

Есть несколько симптомов того, что хронический стресс из фазы резистентности переходит в фазу истощения:

  • недовольство собой, тревога, ощущение загнанности в клетку, безысходности;
  • раздражительность без явной причины;
  • усталость, депрессивность, проблемы с концентрацией;
  • застревание в травмирующих ситуациях, потеря удовольствия от общения и чувства юмора;
  • эмоциональная и личностная отстраненность;
  • явный эмоциональный дефицит на фоне внезапных всплесков эмоций (как позитивных, так и негативных);
  • соматические и вегетативные нарушения: ухудшение работы ЖКТ, акне, головные боли, скачки давления и т.д.

В сохранении хорошего настроения и самочувствия огромную роль играет баланс положительных и отрицательных эмоций. Эмоции — это, условно говоря, положительные подкрепляющие стимулы, которыми мозг реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей.

Распространяясь по мозгу в форме нервных импульсов, сигналы центров потребностей используют в качестве медиаторов эндорфин, ацетилхолин, дофамин, норадреналин и опиоидные пептиды — все они вызывают положительные эмоции. В случае неудачи активируются нейроны, выделяющие эндозепины, трипептид PPI, холецистокинин и другие медиаторы негативных эмоций — они изучены гораздо хуже, чем предыдущие.

Источник: shutterstock.comИсточник: shutterstock.com

Один из самых простых способов получить дозу положительных эмоций — это еда. Процесс питания активизирует сразу множество зон головного мозга: вкусовые центры продолговатого мозга и моста, вкусовые центры гипоталамуса (эмоциональное восприятие пищи, пищевые предпочтения, центр голода) и таламуса (вкусовое внимание); корковые центры вкуса (островковая кора, объединение вкусовых, тактильных и обонятельных сигналов). Но проблема в том, что чрезмерное пристрастие к еде в сочетании с гиподинамией быстро приводит к набору веса. Поэтому в условиях самоизоляции рекомендуется есть меньше, но разнообразнее и вкуснее.

Еще одна эффективная программа по добыче быстрых положительных эмоций — это лень. Дело в том, что программа экономии сил относится к базовым потребностям человека. Во время отдыха выделяется особый медиатор — ацетилхолин, который и вызывает приятное чувство расслабленности. Однако избыточная лень, конечно, чревата негативными последствиями, еще, к тому же, она сильно осуждается обществом.

Связанное с ленью понятие прокрастинации описывает все же немного другую ситуацию. Это не лень в прямом смысле, это замещение актуальной деятельности другой, не столь актуальной. Выполняя мелкие задачи вместо одной важной, но сложной, можно получить маленькое удовольствие и подкрепление. Однако в последнее время все чаще говорят об «активной прокрастинации» и ее полезности: в условиях «горящих» дедлайнов начинает выделяться норадреналин, который помогает справиться с задачей гораздо быстрее и эффективнее.

Стресс. Источник: shutterstock.comСтресс. Источник: shutterstock.com

Гормон дофамин ответственен за чувство удовлетворения и выделяется, например, во время сбора новой информации, обучения, освоения навыков и знаний. Все эти занятия удовлетворяют наши потребности в новизне, они активируют сразу множество отделов мозга: стволовые структуры, теменную кору — центры мышления. Новые полезные знания обогащают и уточняют нашу модель окружающего мира, однако современная манера потребления информации в виде коротких кусочков и обрывков, такой информационный фастфуд, приводит к бесполезному зависанию в интернете. Поэтому предпочтение нужно отдавать системному изучению какой-то темы.

Еще один способ получить дофамин — это занятия спортом и любая физическая активность. Дофамин выделяется в черной субстанции — особой зоне среднего мозга, которая регулирует мелкие и точные движения, в частности пальцев, играет роль в регуляции дыхания, сердечной деятельности, тонусе кровеносных сосудов. Активность черной субстанции определяет склонность человека к лени и комфорту или к двигательной активности. Вообще же управлением движением занимаются две трети всех нейронов мозга (60 из 90 млрд) — так что двигательная активность очень важна для нашего мозга.

Стресс. Источник: shutterstock.comСтресс. Источник: shutterstock.com

Источником сильных положительных эмоций является взаимодействие с близкими людьми — членами семьи, возлюбленными, детьми, друзьями.

У млекопитающих за такое взаимодействие отвечают два гормона: окситоцин и вазопрессин. Они делают нас более щедрыми и альтруистичными, заставляют чувствовать любовь и глубокую привязанность.

Очень важными видами деятельности являются игра и творчество. Изначально игровое поведение служит для тренировки двигательных и социальных навыков, обучения чему-то, но во взрослом возрасте тоже очень полезно играть, например, в буриме, рифмы, головоломки — это очень сильно стимулирует наш мозг. Творчество же является способом удовлетворения потребности в новизне и активного освоения мира. Творческие занятия могут подарить кучу позитивных эмоций, даже если вы никогда ничем таким не занимались и всегда считали, что для этого нужен талант.

Полное видео лекции можно посмотреть на канале Myatom в Youtube.

Источник

Наш мозг всегда на страже: в случае угрозы безопасность имеет приоритет над удовольствиями

Замечали ли вы, что даже погрузившись с головой в свои занятия, мы каким-то «шестым» чувством контролируем окружающее? Часть нашего сознания никогда не теряет бдительности, и готово бросить все в случае возможной опасности. Недавно ученые из Массачусетского технологического института (США) выяснили, какой механизм позволяет нам все время «быть на страже»

За общее управление двигательной и познавательной активностью отвечает префронтальная кора головного мозга. В ее ведении находятся и высшие когнитивные функции, такие как планирование, расстановка приоритетов, принятие решений.

Читайте также:  Тоны сердца при ибс стенокардии напряжения

Также ее можно представить как «маршрутизатор», регулирующий потоки информации к разным отделам мозга. Одна группа таких «общительных» нейронов префронтальной коры отправляет информацию в прилежащее ядро – ключевую подкорковую структуру «центра удовольствия», связанного с процессами мотивации и вознаграждения. Еще одна группа передает сигнал в околоводопроводное серое вещество, которое участвует в формировании поведенческих реакций в случае возникновения опасности. В угрожающей ситуации в префронтальной коре происходит высвобождение нейромедиатора дофамина, известного как «гормон удовольствия». Но это вещество-«многостаночник» выполняет в организме и другие функции, например, регулирует двигательную активность.

Чтобы определить, как дофамин влияет на нейроны префронтальной коры, передающие сигнал в центр удовольствия и запускающие реакцию на опасность, исследователи провели эксперименты на лабораторных крысах, обученных распознавать определенные визуальные сигналы. Один из этих сигналов ассоциировался с наличием в поилке подслащенной воды, второй – с легким ударом электрическим током.

Поведенческие реакции крыс протестировали в ситуации, когда оба сигнала представляли животным совместно, одновременно стимулируя высвобождение в мозге дофамина с помощью методов оптогенетики. Оказалось, что в угрожающей ситуации крысы чаще замирали, чем устремлялись к поилке. При этом стимуляция высвобождения дофамина в присутствии только одного сигнала не меняло ожидаемое поведение животных. Исследователи сделали вывод, что при получении мозгом противоречивой информации дофамин усиливает реакцию на опасность, которая имеет приоритет над поведенческой активностью, вызванной центром удовольствия.

Дальнейшие эксперименты показали, что дофамин усиливает восприятие значимой, (например, сенсорной) информации в нейронах, которые передают сигнал в околоводопроводное серое вещество. Возможно, этот гормон в данном случае является лишь посредником, способствуя активации других нейронов, которые и помогают усилить нужный сигнал и подавлять сигнал второстепенной важности.

Подобная система повышает шансы организма выжить в угрожающей ситуации. Но если она будет разбалансирована, избыток дофамина вызовет тревожное и параноидальное поведение: мозг будет даже на незначительные события реагировать как на опасность. Возможно, именно этот механизм лежит в основе некоторых симптомов, наблюдаемых при шизофрении и депрессии, что ученые и планируют выяснить в дальнейшем.

Источник



Сдавленность в голове отупление мозгов, прострация, плохие внимание, память, сонливость, Киммерли

Сжатие, сдавленность, тяжесть и стягивание в голове, неясность сознания

Здравствуйте! Беспокоят следующие симптомы. Ощущение сжатия, сдавленности, тяжести и стягивания в голове, неясность сознания, тяжелая неясная голова. Чувство давления на голову, давление внутри головы, мутная, ватная голова, скованность в голове. Напряжение и постоянная усталость в голове. Эта, так называемая, «каска» держится постоянно.

Прострация, заторможенность, упадок сил, отупление мозгоа, слабость

Нахожусь в состоянии прострации, читаю текст и не могу понять смысл написанного, отупление мозгов. Испытываю заторможенность, упадок сил, немощность, снижение эмоциональной и интеллектуальной активности, ухудшилось восприятие информации, невозможность сосредоточиться, общая слабость, истощаемость сил и энергии несоразмерно с нагрузкой, потеря концентрации и сообразительности (снижение умственной активности мозга), слабость во всём теле. Особенно в шейном отделе позвоночника и в плечах, легкое напряжение в шее, ухудшилась ориентация в пространстве. Ощущение, что голова вообще не соображает. Ухудшилась концентрация внимания и память, стал менее общителен, состояние полного овоща.

Ватная голова, плохо соображаю, тяжесть в голове

Ощущение ватной головы, как будто в голове присуствует слабость, например, отлежал ногу или руку, и конечность становится ватной. Примерно такое же ощущение у меня в голове. Кажется, что в голове как будто бы все сжалось, из-за этого трудно соображать и мыслить. Я бы еще охарактеризовал это ощущение, как ощущение слабости и тяжести в голове одновременно. Неясная голова, не хватает ясности и хочется, чтобы голова просветлела, тяжесть ушла и наладилась сообразительность.

Мутное сознание, вялость, давление внутри головы, похмелье, не могу радоваться жизни

Сознание мутное, сонливость и вялость при этом присуствуют постоянно, и как будто бы выпил алкоголя, литр пива, например, или как после похмелья. Ощущение как бы давления внутри головы, или сдавленности из-за общей слабости и из-за того, что голова не соображает. В общении я не развиваю тем разговора, истории не расказываю, только поддерживаю разговор, не хватает положительных эмоции, и я давно уже не радовался, чувствую себя, как овощь.

Забывчивость, рассеянность внимания, низкая концентрация внимания, замедленность внимание, заторможенность и отупление

Появились рассеяность внимания и забывчивость, например, только налил в кружку кипятка, поставил чайник и через секунд 10 снова хотел налить кипяток в кружку, забыв о том, что я уже наливал. Концентрациия внимая снизилась, я бы назвал это истощаемостью внимания. Постоянно кого-то слушаю и с кем-то общаюсь, мне что-то рассказывают, я слушаю, вроде понимаю о чём говорят, но я только вслушиваюсь, мозг при этом не соображае, что нужно сказать что бы поддержать беседу, поэтому мои ответы однотипны и не изобретательны, только через некоторое время мне мне приходит мысль в голову, что мне нужно было спросить или о чём надо было сказать, зачастую даже после общения присуствует замедленность мышления, отупление мозгов и заторможенность.

Ухудение памяти, трудность усвоения информации, забывчивость

Память также ухудшилась и толковые мысли в голову приходят очень редко, например, я прочитываю текст, ответы к экзамену по 3 раза и через 10 минут мне трудно рассказать и сформулировать, о чём я прочитал. Трудность в усвоение новых знаний, вообще трудности в формулировании чего-то сложного, особенно это касается учёбы, вроде понимаю что-то, но вспомнить не могу и рассказать тоже. Зыбаваюсь часто, снижение творческой активности.

Читайте также:  Как получить напряжение 230 вольт

Повышенная сонливость, разбитость, усталость, скованность в шее, мыслительные процесс затруднен

Со сном всё в порядке, но сплю очень много времени, бывает и по 16 часов в сутки, после сна просыпаюсь всегда уставшим и разбитым с ужасной тяжестью в животе и в голове. Сонливость держится достаточно долго на протяжении дня, я постоянно хочу спать или прилечь, и сил не хватает ни на что, быстрая утомляемость. Часто появляется скованность в шее и легкая зажатость в шейном отделе позвоночника. Трудно поддержать с кем-либо беседу, трудно даже разговаривать. «Мыслительный процесс затруднён».

Хочу радоваться жизни, интересоваться, понимать

Постоянно думаешь о том, как тебе плохо, и что так дальше продолжаться не может. Такое состояние у меня держится уже около года. Это не то что мешает жить, а жить с этим просто невыносимо! Жизнь стала мучительной, я не знаю, что со мной! Вот эти ощущения и мешают мне думать, понимать, развиваться, радоваться, интересоваться чем-либо, жить.

Бронхиальная астма и сотрясение головного мозга

Из хронических заболеваний имеется астма, в возрасте 16 лет было легкое сотрясение мозга. Из обследований делал следующие.

УЗ диагностика, допплерография сосудов головы и шеи

УЗГД ультразвуковая допплерография сосудов головы и шей — без паталогий.

Эзофагогастродуоденоскопия, ЭГДС

Эзофагогастродуоденоскопия (ЭГДС) — обнаружен поверхностный гастрит, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, диспепсия.

УЗИ, ультразвуковая диагностика

Узи внутренних органов, брюшной полости в норме, без патологий. Недифференцированная дисплазия соединительной ткани.

Электроэнцефалограмма, ЭЭГ

Электроэнцефалограмма. Определяется изменения биолэктрической активности мозга, свидетельствующие о дисфункции на диэнцефальном уровне, асимметрии коркового ритма. Межполушарная ассиметрия свыше 30% косвенно указывает на сосудистый характер изменения электрогенеза.

Гормональные исследования, гормоны

Киста на щитовидке. Гормоны щитовидки в норме.

РЭГ, реоэнцефалография

Реоэнцефалография — нарушения обнаружены серьёзные, как сказала мне врач нарушения мозгового кровотока (не могу прочитать заключение так как там не разборчивый почерк).

Рентген шейного отдела позвоночника, рентгенография

Рентген шейного отдела позвоночника с функциональными пробами. Нарушена физиологическая форма шейного отдела позвоночника: выпрямлен физиологический лордоз, субхондральный склероз тел С 2, С 3, С 4, С 5, С 6, С 7, дополнительное костное образование С 1 шейный остеохондроз, аномалия Киммерли.

Консультация окулиста

У окулиста осматривал глазное дно, обнаружено сужение сосудов.

Общий и биохимический анализ крови, антитела, ИФА

Сдал следующие анализы. Анализ крови на ферритин, анализ крови с лейкоцитарной формулой и соэ, биохимический анализ крови: АЛТ, АСТ, билирубин, мочевина, креатинин, амилаза. Анализ на антитела к тиреоидной пероксидазе (анализ крови), С-реактивный белок (Анализ крови СРБ) — эти анализы в пределах нормы. Также сделал скрининг на гельминтозы, иммуноферментный анализ ИФА на герпетические инфекции с определением индекса авидности, иммуноферментный анализ ИФА на вирусные гепатиты, анализ крови на некоторые нейроинфекции — обнаружен герпес нескольких видов, остальные в норме.

МРТ головного мозга

По результатам мрт с контрастом и ангиографии сосудов серьёзных паталогий обнаружено не было, только асимметрия кровотока по поперечным синусам.

МРТ шейного отдела позвоночника

По мрт шейного отдела позвоночника заключение следующие. Признаки дегенеративно-дистрофических изменений шейного отдела позвоночника. Дорсальные протрузии межпозвонковых дисков С 3 — 4, С 4 — 5 с признаками умеренной компрессии нервного корешка С4 справа. Что со мной происходит? И с чем связано мое состояние? И как мне лечиться? Подскажите, пожалуйста, что можно предпринять в моей ситуации? Помогите! Тамри 91

Причина всех бед — аномалия Киммерли

Уважаемый Тамри! Ваше плохое самочувствие и состояние связано с аномалией Киммерли, которая приводит к постоянному нарушению мозгового крообращения. Аномалия Киммерли (Киммерле) бывает врожденной и наблюдается у ребенка с рождения. А может быть и приобретенной, которая формируется из-за шейного остеохондроза позвоночника. Аномалия Киммерли бывает полной и неполной. При полной аномалии Киммерли симптомы, как правило, более выражены. Все, что Вы описали в своем вопросе, характерно для аномалии Киммерли. Большое значение имеет ирритация периартериального нервного сплетения.

Лечение аномалии Киммерли в Саратове, России у мужчин и женщин

К счастью, в современной медицине существуют методы лечения аномалии Киммерли. И возникают вопросы: «Как лечить аномалию Киммерли у мужчин и женщин в России? Как избавиться от аномалии Киммерли в Саратове?» Сарклиник проводит консервативное лечение аномалии Киммерли в Саратове, России, лечение синдрома позвоночной артерии. В тяжелых случаях, когда не помогает консервативная терапия, пациентам рекомендуется консультация хирурга в профильных медицинских учреждениях. Лечить аномалию Киммерли нужно обязательно, так как она сильно ухудшает качество жизни и может привести к нарушениям мозгового кровообращения, в том числе и к инсульту головного мозга. Мы думаем, что и сотрясение головного мозга сыграло свою отрицательную роль. Большое значение в патогенезе имеет остеохондроз шейного отдела позвоночника. У разных пациентов симптомы могут варьировать от небольших неврологических до грубых неврологических нарушений. При резком повороте головы возможна потеря сознания. Только комплексный подход в терапии аномалии Kimmerle может принести положительные результаты, несмотря на наличии аномальной дужки полукольца. Запись на консультации. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Источник