Меню

Блок щеток с регулятором

Щеткодержатель генератора: надежный контакт и стабильность напряжения

В современных автомобилях используются генераторы переменного тока с обмоткой возбуждения на якоре. Подача напряжения на эту обмотку осуществляется щеточно-коллекторным узлом, одну из важнейших ролей в котором играет щеткодержатель. О щеткодержателе, его конструкции, типах и ремонте читайте в статье.

Назначение щеткодержателя автомобильного генератора

Источником электроэнергии для питания приборов на борту автомобиля служит генератор — электрическая машина, преобразующая механическую энергию в электрическую. В современных автомобилях используются простые по конструкции и надежные в работе синхронные трехфазные генераторы переменного тока. Для работы такого генератора необходимо создать вращающееся магнитное поле — эту задачу решает ротор (или якорь), на котором находится обмотка возбуждения. Для подачи тока на обмотку возбуждения необходимо обеспечить надежный электрический контакт между неподвижной (корпус генератора) и подвижной (якорь генератора) деталями. Эта задача решается с помощью щеточно-коллекторного узла.

Щеточно-коллекторный узел генератора состоит из двух основных деталей: коллектора на оси якоря и щеток, закрепленных на корпусе. Коллектор автомобильного генератора представляет собой два медных кольцевых контакта, жестко зафиксированных на оси якоря, и вращающихся вместе с ним. Щетки — это два графитовых стержня, которые прижимаются к контактам коллектора и при вращении якоря скользят по ним, сохраняя электрический контакт. Для надежной работы щеточно-коллекторного узла необходимо обеспечить правильное положение щеток и их уверенный прижим к коллектору — эти задачи решаются с помощью щеткодержателя.

Щеткодержатель (или щеточный узел генератора, ЩУГ) — узел, выполняющий несколько ключевых функций:

— Механическое удерживание щеток генератора в правильном положении относительно коллекторного узла;
— Прижим щеток к коллектору с необходимым усилием;
— Обеспечение постоянного контакта щеток с коллектором.

В настоящее время существует большое разнообразие щеткодержателей автомобильных генераторов, однако все они имеют принципиально одинаковую конструкцию и характеристики.

Типы и конструкция щеткодержателей

Все используемые щеткодержатели можно разделить на две большие группы по функциональности:

— Обычные щеткодержатели, выполняющие функции корпусной детали, удерживающие щетки и обеспечивающие их контакт;
— Щеткодержатели, объединенные с регуляторами напряжения.

До 80-х годов прошлого века генераторы комплектовались обычными щеткодержателями, а регуляторы напряжения либо вовсе не использовались, либо выполнялись в виде отдельного блока. Однако сегодня большинство генераторов комплектуются щеткодержателями с интегрированными регуляторами напряжения — такое решение обеспечивает подачу на обмотку возбуждения постоянного напряжения, не зависящего от оборотов двигателя. Также это значительно упрощает генератор и генераторные цепи, так как делает ненужной цепь подачи стабилизированного напряжения от основного регулятора на возбуждающую обмотку. В продаже на рынке можно найти оба типа щеткодержателей, особенно для отечественных автомобилей.

Конструкция всех щеточных узлов принципиально одинаковая. Основу узла составляет пластиковый корпус с двумя параллельными каналами, в которых находятся щетки с прижимными пружинами. Щетки гибкими медными проводниками (плетеными тросиками или просто многожильными проводами) соединены с электрическими контактами, выполненными на обратной стороне щеткодержателя. В щеткодержателе с регулятором напряжения также находится компактный блок регулятора напряжения с контактной колодкой или отдельными контактами для подключения. Обычно «земляной» контакт узла выполняется в виде площадки, которая прижимается к корпусу генератора при монтаже.

Основные детали щеткодержателя — щетки. Они имеют форму стержней прямоугольного сечения, такая форма обеспечивает наилучший контакт щеток с коллектором. Щетки прижимаются к коллектору пружинами, новые щетки постепенно прирабатываются, их торцы приобретают полукруглую форму, чем обеспечивается наилучший контакт с кольцами коллекторного узла.

Щетки генераторов — медно-графитовые. Они изготавливаются из смеси графита, медного порошка и связующих компонентов. Такие щетки имеют высокую прочность, обеспечивают надежный электрический контакт и продлевают срок службы коллекторного узла (за счет мягкости графита контакты коллектора практически не изнашиваются), поэтому сегодня щетки других типов в автомобильных генераторах не используются.

Щеткодержатель в сборе с помощью двух болтов или винтов монтируется на корпус генератора со стороны коллектора. Обычно щеточный узел расположен так, чтобы к нему имелся свободный доступ, а для его диагностики и замены не приходилось бы полностью разбирать генератор. Поэтому проводить ТО и ремонт данного узла может даже автовладелец без специальных навыков.

Читайте также:  Право как регулятор общественных отношений контрольная работа

Вопросы обслуживания и ремонта щеткодержателя генератора

Медно-графитовые щетки с течением времени изнашиваются, поэтому весь щеточный узел генератора периодически нуждается в замене. Обычно автопроизводитель указывает срок эксплуатации щеток, но чаще всего замену следует выполнять раз в 4 года или каждые 50 тысяч км пробега. Точные сроки ТО нужно узнавать в сервисной книжке или в инструкции по эксплуатации.

Определить необходимость замены щеток можно по нескольким признакам:

— Падение напряжения, вырабатываемое генератором, при исправном регуляторе и всей генераторной цепи;
— Длина выступающей части щеток в свободном состоянии (при снятом щеточном узле) менее 5 мм;
— Наличие на щетках трещин и сколов, либо разрушение щеток.

Демонтаж щеточного узла обычно выполняется в следующем порядке:

  1. Обесточить бортовую сеть (снять клемму с аккумулятора);
  2. Снять защитный кожух с корпуса генератора со стороны коллекторного узла;
  3. Выкрутить два винта или болта, удерживающих щеткодержатель;
  4. Отсоединить от щеточного узла электрические разъемы;
  5. Аккуратно вынуть щеткодержатель.

Данная работа в большинстве автомобилей может быть выполнена без демонтажа генератора, однако если доступ к щеточному узлу затруднен, то без снятия генератора не обойтись.

После демонтажа щеткодержатель следует проверить — осмотреть щетки, измерить их длину и проверить легкость их движения (они не должны застревать при утоплении), оценить качество контактов и т.д. Если щеточный узел интегрирован с регулятором напряжения, то следует провести и его проверку. Для этого нужно подключить к щеткам контрольную лампу на напряжение 12 В, а на контакты регулятора подать напряжение 12 В (соблюдая соответствующую полярность) — лампа должна светиться. Затем следует увеличить напряжение на контактах регулятора до 15-16 В — в этом случае лампа должна погаснуть. Если же контрольная лампа горит или не горит при обеих проверках, то щеткодержатель подлежит замене.

Установка нового щеточного узла производится в обратном порядке. При монтаже необходимо соблюдать аккуратность, так как графитовые щетки довольно легко повредить. Для облегчения задачи можно удерживать щетки в утопленном состоянии с помощью отвертки. В первые дни после ремонта щетки будут прирабатываться, пока их торцы не притрутся с контактами коллектора и не приобретут полукруглую форму. В этот период не следует подвергать генератор чрезмерным нагрузкам.

При регулярном осмотре и своевременной замене щеточного узла генератор автомобиля будет служить много лет, обеспечивая надежную работу всех электрических приборов автомобиля.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Источник

Щетки генератора: определение неисправностей

Генератор – это главный узел в системе подачи электроэнергии автомобиля. Иногда он выходит из строя, но не стоит его выбрасывать и спешить покупать новый. Часто проблема в том, что стерлись щетки генератора и достаточно их заменить для дальнейшей бесперебойной работы этого узла. Замена щеток генератора достаточно простая процедура, но для начала стоит выяснить, какие признаки могут указывать на износ щёток.

Читайте также:  Регулятор давления drastar 088

Щетки генератора

Часто при проведении профилактического осмотра автомобиля не уделяют внимание различным мелочам. Щетки генератора – одна из таких мелочей, если они сотрутся, то генератор перестанет подавать зарядку аккумулятору. Специалисты рекомендуют осматривать щеточный узел раз в 45-55 тысяч километров пробега. Диагностику щёток можно провести, не снимая генератор, а в некоторых случаях может даже получится их заменить без снятия основного узла.

Признаки, говорящие, что пора менять щетки генератора:

  • Электроприборы автомобиля неожиданно отключаются (даже в процессе движения);
  • Фары, габариты и даже подсветка салона тускнеет и мигает;
  • Резкое снижение напряжения бортовой сети автомобиля ;
  • Резкая разрядка аккумулятора, который в дальнейшем будет очень сложно перезарядить.

Каждый из данных пунктов может указывать на износ щёток генератора, которые располагаются внутри этого узла. Многие задаются вопросом, как проверить щётки. Для того чтобы проверить, какова остаточная длина щеток генератора, достаточно отключить генератор от АКБ и снять регулятор напряжения. После этой процедуры можно на глаз определить, насколько стёрлась любая из щёток генератора. Если длина будет менее 0, 5 сантиметра, менять щётки нужно однозначно. Проверка щеток должна проводиться при плановом осмотре генератора.

Где находятся щётки генератора

Щетки в системе генератора

Менять щётки генератора не сложно. Они находятся в задней половине устройства и держатся за счёт одного болта. Сам щёточный узел находится рядом с контактными кольцами и подключён к регулятору напряжения. Рядом с кольцами щётки удерживаются пружинами. Зная схему устройства генератора, несложно найти щётки. Для замены понадобится стандартный набор инструментов:

  • Несколько гаечных ключей;
  • Пара отвёрток;
  • Новые щётки;
  • Жидкость WD-40 (для того, чтобы не сорвать резьбу болтов).

Щётки можно заменить двумя способами, сняв генератор или не снимая его. Каким способом лучше воспользоваться подскажет конструкция автомобиля, а точнее место в подкапотном пространстве. При наличии свободного места ремонт щеток генератора не сложно провести без снятия узла, а если двигатель занимает всё подкапотное пространство, без снятия генератора не обойтись.

Как заменить щетки на снятом генераторе

замена щеток генератора

При снятом генераторе работы по замене щёток пройдут заметно легче. Имея доступ со всех сторон, легко рассмотреть износ щёток и провести их замену. Главной проблемой в этом варианте станет снятие генератора с автомобиля. Нужно открутить крепёжный болт генератора, ослабив натяжение ремня, снять его и открутить крепёжные болты, соединяющие генератор с корпусом двигателя. Если генератор получится достать сверху, считайте, что вам повезло. Нередки случаи, когда для снятия генератора приходится снимать не только воздушный фильтр и патрубки, но даже снимать радиатор.

В первую очередь нужно очистить крепёжное место щёткодержателя от грязи и пыли. Можно протереть его растворителем и потом продуть сжатым воздухом. После этого нужно снять щётки, для этого их нужно отпаять. Оставив генератор без щеток, обязательно зачистите все контакты и проверьте пружины на упругость. Желательно после этого отполировать контактное кольцо.

Сама замена заключается в отпаивании старых проводов от выработанных щёток и припаивании их к новому комплекту. При проведении данной операции нужно соблюдать осторожность, так как материал щёток очень хрупкий. После установки щёток на посадочное место следует убедиться в их свободном ходу.

Очистка генератора

Монтаж новых щёток следует производить в обратном порядке, после чего генератор собирается и устанавливается на автомобиль. Рекомендуется при процедуре замены щёток менять и подшипники генератора. При установке генератора на автомобиль главное — это правильно отрегулировать натяжение ремня. При недостаточном натяжении ремень будет проскальзывать на роликах.

Бывает так, что компьютер в автомобиле начинает показывать неисправность генератора сразу после замены щёток. Это происходит из-за недостаточной притирки новых деталей. В процессе эксплуатации они притрутся, и ошибка пропадёт. Если ошибка не исчезает, причина в залипании корпуса из-за избыточного количества грязи. Эта проблема легко устраняется продуванием деталей сжатым воздухом. Перед тем как проверить работу генератора обязательно осмотрите щётки на предмет наличия сколов и трещин. Часто на новых деталях имеются производственные дефекты.

Читайте также:  Врпд регулятор перепада давления прямого действия

Реле регулятора

Бывает так, что щётки меняются в сборе с реле регулятором генератора. В этом случае процесс замены проходит следующим образом:

  1. От АКБ отсоединяется минусовая клемма;
  2. С плюсового провода нужно снять резиновый наконечник;
  3. Производится демонтаж генератора (при необходимости нужно снять корпус воздушного фильтра);
  4. Достаётся блок щёток с регулятором реле;
  5. Извлекаются фиксирующие пружины;
  6. Откручиваются щётки;
  7. Отсоединяется вся связанная с ними проводка;
  8. Устанавливается новый блок.

Подключение генератора происходит только после проверки отсутствия дефектов на новых щётках. После сборки ставим генератор на место, натягиваем ремень, подключаем аккумулятор и заводим автомобиль.

Как снять щетки с генератора, находящегося на автомобиле

Если прежний владелец поставил в генератор блок щёток с реле регулятором, то вопрос как поменять щетки на генераторе без снятия его с автомобиля решается намного проще, чем замена отдельных щёток. При достаточном месте в подкапотном пространстве, возможна и замена отдельно щёток, не прибегая к снятию генератора.

Все работы с электрооборудованием автомобиля следует начинать с отключения аккумулятора.

  1. Снимается регулятор напряжения;
  2. Меряется выработка щёток;
  3. Отпаиваются старые щётки;
  4. Зачищаются контакты;
  5. Припаиваются новые щётки;
  6. Проверяется свободное движение щёток генератора;
  7. Устанавливается на место регулятор;
  8. Подключаем аккумулятор и заводим машину.

Если всё прошло без ошибок, вам ещё долго не придётся мучиться с вопросом, как проверить щётки генератора. Теперь, зная в совершенстве устройство генератора после его разборки, вам не составит труда починить и другую неисправность генератора своими руками.

Источник



Щётки электрические угольные 176товаров

Щётка электрическая графитовая Интерскол 26.04.03.02.00

Код товара: 26.04.03.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: УШМ-125/1100Э | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол 43.05.03.02.00

Код товара: 43.05.03.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: ПЦ-16Т-01 | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол УШМ-115/900 (125/900) 41.04.03.02.00

Код товара: 41.04.03.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: УШМ-115/900 | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-419

Код товара: 191962-4

Поддерживаемые модели оборудования: 4304/5/T, 4340CT/FCT, 4341CT/FCT, 6310, 6408, 6821, 6823/24/25, 9046, BO4900V, BO6030, DA3010F/11F, DP3003, DP4001, DP4003, HP1620/F/K, HP1621/F/FK, HP2030/31/32/33 | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол П-26/800ЭР

Код товара: 68.04.03.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: П-26/800 ЭР | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол УШМ-230/2100М

Код товара: 60.04.03.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: УШМ-230/2100 М | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол 24.04.03.03.00

Код товара: 24.04.03.03.00

Поддерживаемые модели оборудования: ДУ 750ЭР | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол 14.05.03.03.00

Код товара: 14.05.03.03.00

Поддерживаемые модели оборудования: ДП-2000 | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол УШМ-1800М

Код товара: 35.04.03.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: УШМ-1800 М | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол ДП-210/1900 97.04.03.03.00

Код товара: 97.04.03.03.00

Поддерживаемые модели оборудования: ДП-210/1900 | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол 52.04.04.02.00

Код товара: 52.04.04.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: КМ-1000Э | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-325

Код товара: 194074-2

Поддерживаемые модели оборудования: 9555. | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-318

Код товара: 191978-9

Поддерживаемые модели оборудования: 9562C/CV, 9564Z/9565Z, 9565C/CV/CVL, 9566C/CV, BO6040, GD0800C, GD0810C | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол 05.04.04.02.00

Код товара: 05.04.04.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: Д-1050Р | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-153

Код товара: 181044-0

Поддерживаемые модели оборудования: 1002BA 1805B 1806B 2012 2012NB 2030 2400B 2412N 2414 2414K 2702 2704 2708 3600B 3601B 3612BR 4110C 5008MG 5012B 5014NB 5016NB 5477NB 5500S 5900BR 7104L 9401 9402 9609HB LH1040 LS1013 LS1040/F LS1214 | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-204

Код товара: 191957-7

Поддерживаемые модели оборудования: 4112HS, 9047F/SF, 9049F/FK/SF, 9057F/SF, 9059F/FK/SF, 9067/F/SF, 9069/F/SF, 9077F/SF, 9079F/SF, GA7010C, GA9010C, HM1304/B, HM1800, SA7000C | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-155

Код товара: 181048-2

Поддерживаемые модели оборудования: HM1202C, HM1400, HR4500C, HR5001C | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-203

Код товара: 191953-5

Поддерживаемые модели оборудования: 2414NB, 3612/C, 5103R, 5143R, 5903R, KP312S, LC1230 | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-64

Код товара: 191627-8

Поддерживаемые модели оборудования: 4322/23/24, 6410, 6510LVR, 6802BV, 6805BV, 906, BO3700, BO4553, BO4554, BO4561, BO4563, BO5010, BO5020/21, DP4700 | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-175

Код товара: 195844-2

Поддерживаемые модели оборудования: HM1101C, HM1111C, HM1203C, HM1213C, HM1214C, HM1307C, HM1307CВ, HM1317C, HM1317CВ, HR4501C. HR4510C. HR4511C. HR5201C | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол 13.04.03.02.00

Код товара: 13.04.03.02.00

Поддерживаемые модели оборудования: УШМ-150 | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Интерскол 28.00.01.01.00

Код товара: 28.00.01.01.00

Поддерживаемые модели оборудования: ЛШМ-800М | Количество: 1 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-303

Код товара: 191963-2

Поддерживаемые модели оборудования: 4101RH, 4131, 5603R, 5604R, 5704R, 5705R, 9015B/16B, 9227CB, 9403, 9404, 9903, 9920, JR3030/T, LS0714, LS0810, RP0910, RP1110C, UB1101 | Количество: 2 шт.

Щётка электрическая графитовая Makita CB-411

Код товара: 191940-4

Поддерживаемые модели оборудования: 3707/F, 3708/F, 3901, 6833/34, 6951, 9031/9032, 9524NB/25NB, 9527NB/28NB, 9910/9910K, 9911/9911K, JN1601, TW0200, TW0350 | Количество: 2 шт.

Источник

Adblock
detector